Нанотехнологии - здесь вам не тут

Евгений Боуден
    Да-с, быть без работы это Вам не шутка. Во-первых, денег нет, но главное - ну, не могу я высидеть без работы. Вот прямо сейчас со злости по потолку буду бегать, и пусть пожарных вызывают, чтобы снять меня оттуда.

    Но бюро трудоустройства - это здесь вам не тут*. Глянул вокруг - люди сидят спокойно, терпеливо ждут своей очереди на прием. Нет, не к врачу, нет, не в райком коммунистической партии города Мухосранска. - На прием к повелителю судеб безработных академаим (академаим - люди с высшим образованием. (Иврит)). А повелитель всея лишкат таасука (бюро занятости) может и на упаковку и погрузку апельсинов послать. Дескать, труд высокоинтеллектуальный и справится с ним могут только академаим. Или просто "послать". А откажешься - лишишься денежного пособия.

    Помню,мое посещение этого богоугодного заведения буквально в первые дни пребывания в Израиле. Меня важно, с неким внутренним знанием предмета, спросили:
       - Ты программист?
    Я обрадовался, и как Заяц из "Ну погоди", отвечающий Волку "Ага, Заеса, Заеса", воскликнул:
       - Ага программист, программист!
       - Вот тебе направление, поедешь на текстильный завод, там программисты нужны. Программировать умные станки. Почти нанотехнология.
       - Ой, так ведь я не по нанотехнологиям специалист, я по интернет-технологиям.
       - Да какая разница? Научишься!
       - Правда? Вы думаете? А где этот завод? Как я туда доберусь?
       - Скажи домашний адрес и телефон. За тобой подъедут на машине.

    Ух, ты! Буду кум королю и сват министру, как говорила моя мама Белла. Как за министром приедут!

    Утром, рано-рано, еще шести не было, звонит телефон. На чистом русском языке, что мне бальзамом на сердце:
          - Ты Евгений? Выходи дорогой. Под домом увидишь белую Субару-тендер. Это я.
    Лады. Другой бы спорил, а я не буду. Вышел. Н-даа, грязная Субару, бывшего когда-то белого цвета, никак не тянула на министерский лимузин. Сел. Поехали. Приехали. Я думал меня в офис завезут, а меня куда-то во двор, мимо грязных помещений сарайного типа.
          - Выходи. И я сразу тебя на рабочее место отведу.
    "И пошли мы с ним вдвоём, как по облаку, и пришли мы с ним рука об руку"** прямиком к какому-то огромному монстру под потолок высотой. Ого! Вот это нанотехнология! Крупная, однако.
 
    Возле нанотехнологического монстра на железной лесенке с площадкой на уровне середины его высоты  скачет мужичок. Хватает он штуки текстиля и сует их конец куда-то в монстра, а оттуда, шипя, пар вырывается. Потом птицей-коршуном слетает с лесенки, оббегает монстра кругом, и принимает на выходе разглаженную огромным раскаленным зеркальным барабаном ленту ткани. Она складывается в пакет, который он потом подхватывает на руки и несет к огромной вагонетке. Летит снова к лесенке, хватает конец новой штуки, пристреливает его пистолетом к хвосту старой и вновь в барабан. Так и летает вокруг монстра по масляному скользкому полу, пока вагонетка не наполняется. Тогда птица превращается в вола, упирается, с трудом страгивает вагонетку с места, постепенно разгоняется и укатывает ее в смежное здание.

   Возвращается и ему представляют меня. Он тоже, как и я, "русский", хоть и еврей. Я спрашиваю мастера нанотехнологической глажки:
       - И где тут нанотехнология? Где программирование?
    Специалист подводит меня к станине станка, показывает несколько маленьких кнопок и маленький экранчик с зелеными циферками.
       - Вот эту кнопку жмешь - повысить температуру, вот эту - понизить. Циферки на экранчике - температура. Эта кнопка, чтобы развести барабаны. Эта вкл/выкл. А еще следишь за выходом полосы. Если начинает косить - вот эти две кнопки регулируют легкий перекос гладильных барабанов. Регулируешь визуально. Да смотри ткань не сожги, не порви, не изомни, не урони на пол в масло. Не то будешь платить из собственного кармана. Ясна нанотехнология и программирование?
       - Н-да, хорошо, что у меня высшее образование. А то бы ни за что не разобрался.

    Выдержал я эту нанотехнологию ровно три дня. В последний день так брякнулся, поскользнувшись на масле, что две недели синяк на копчике не проходил. Зато рулон спас, не выронил. Но на работу на следующий день не вышел. Не мой профиль такая нанотехнология. Вот привередливые эти русские! Нанотехнология им, видите ли, не та.

    Мои воспоминания резко оборвались:
       - Молодой человек, вы говорите по-русски? - обратился ко мне пожилой мужчина с круглым лицом и с хитринкой в таких же круглых глазах.
       - Говорю.
       - А писать на иврите умеете?
       - Да, вроде бы.
       - Не поможете ли вы мне бланк заполнить?
       - Конечно. Давайте Ваш бланк.

    Я помог ему заполнить бланк и мы разговорились. Оказалось - он бывший москвич, инженер-строитель по образованию. Работал в управлении строительства столицы России, славном городе Москве. Был крупным начальником.

       - Так вы программист? О, это замечательно! Поделюсь с вами одной идеей, - сказал мужчина. - Кстати, меня зовут Эдуард, а вас?
       - Меня Евгений. Я из Украины, из города Донецк. Слышали о таком?
       - Конечно слышал. Я даже в командировках там бывал. Чудесный город, зелёный, столько роз! Так о чем, бишь, я? А, об инженерном центре. Хотите в нем принять участие?
       - А что за инженерный центр? Чем он занимается? Что я там буду делать? И если это работа, то зачем мы в бюро по трудоустройству сидим?
       - Ого, сколько вопросов, Женя. Но я на все отвечу. Инженерного центра Хадеры не существует. Вот Вы и я, и еще пару человек его и создадим, и станем членами совета центра. Заниматься этот центр будет поиском талантливых инженеров и людей науки, и помощью в их трудоустройстве, или в продвижении их проектов. Как член совета Вы будете заниматься руководством деятельностью совета. Ну вот, хотя бы, возьмете на себя работу с инженерами-программистами. Да и для нас программы напишете.

    Так мы познакомились с Эдуардом. Центр мы организовали, на его открытии был советник по абсорбции лидера партии «Ликуд» Биньямина Нетаньяху Юлий Эдельштейн. Городские власти нам выделили помещение и даже некоторую мебель и несколько компьютеров. Работа закипела. Понятно, что на первых порах работали бесплатно, на одном энтузиазме. Правда, я разработал программу для центра и мне за нее заплатили 150 долларов. Нашим директором мы избрали конечно же Эдуарда.

    Но через пол-года Эдуард исчез. Уехал обратно в Москву. Но центр уже сплотил вокруг себя много умных, образованных людей. Некоторые проекты уже начали осуществляться. Директором мы назначили другого человека. Но почти через год Эдуард снова объявился. И потребовал себе снова место директора. Он "пролетел", но совете начались дрязги, разборки и вскоре инженерный центр приказал долго жить.

    Эдуард жил через два дома от меня и я часто встречал его на нашей улице. Однажды он подошел и сказал:
       - Привет, Женя. Ты знаешь, я вступил в партию "Наш дом Израиль" и стал представителем ее лидера г-на Либермана у нас в Гиват Ольге (это городок, считающийся районом Хадеры). Мне выделили под штаб бомбоубежище. Идем я тебе его покажу. Хочешь, ты будешь моим заместителем? Я не был согласен с политикой г-на Либермана, поэтому отказался.

    Через несколько месяцев Эдуард снова остановил меня на улице:
       - Ты знаешь, я теперь председатель израильской комиссии по спорту. Вот уже даже в Москву съездил за гос.счет, связи налаживать.

    Еще через полгода:
       - Привет, Женя. Знаешь, я теперь председатель комитета по работе с ветеранами войны. Вот уже даже в Россию ездил, привез юбилейные медали. Хочешь, я тебе дам?

    Еще через некоторое время:
       - А, Женя! Приветик. Ты же в фотоаппаратах разбираешься - покажи мне как им пользоваться, - и достает новенький Никон.
       - Во, классный фотоаппарат. Покажу, конечно. Это ты себе купил?
       - Нет, это мне выдали, как председателю израильского комитета по нанотехнологиям.
       - Ты? По нанотехнологиям? Но ты ведь не физик, ты же строитель по образованию. Что ты понимаешь в нанотехнологиях?
       - А мне и понимать не надо. Мне внук доклад составил, и я с этим докладом ездил на Урал и выступал на всемирной конференции по нанотехнологиям. Если бы ты знал, как нас там встретили! Еда в ресторане, сауны, экскурсии, развлекательные программы. А уж девушек!...   
       - И тебя не поймали на том, что ты в нанотехнологии ни уха ни рыла?
       - Почему это? - обиделся главный израильский нанотехнолог, - что я телевизор не смотрю, газет не читаю? Это же сейчас самая модная новая технология. Да и доклад свой я раз десять прочитал.

    Прошло еще пару лет. Эдуарду уже было за 70. У него случился инсульт, после которого он ходил по улицам, узнавая меня через два раза на третий. Однажды сообщил, что ему в Гарвардском университете присвоили степень профессора нанотехнологий, и он ожидает по почте посылку с мантией и профессорской шапочкой.
   
    Я часто вижу жалкую фигурку низенького полного старика, обреченно бредущего по нашей улице. Иногда он заговаривает со мной, но вдруг, посреди разговора, оборвав предложение на полуслове, разворачивается и уходит. Он стал не совсем адекватен, хотя, если честно, он таким и раньше был, дай ему Господь еще долгих лет жизни.

Да-а, нанотехнологии это вам не тут.

*  "Здесь вам не тут" - крылатая фраза Виктора Черномырдина.
** "И пошли мы с ним вдовем, как по облаку, и пришли мы с ним рука об руку" - строка из песни А. Галича "Красный треугольник"