Избавится ли когда бизнес от коррупции?

Владимир Владыкин 2
ИЗБАВИТСЯ ЛИ КОГДА БИЗНЕС ОТ КОРРУПЦИИ?
В нашей стране уже много лет ведутся разговоры вокруг коррупции, да всё никак не можем определить: что же она представляет из себя? Когда слушаешь или читаешь на подобную тему, то удивляешься изощрённому лукавству политиков и юристов и тому, с каким упорством не хотят ответить на простой вопрос. Но его намеренно усложняют, приводя мифические причины оттягивания и принятия решения. Хотя нельзя сказать, что с этим злом не ведётся никакой борьбы.
Правоохранительные органы располагают обширной информацией по коррупции во всех эшелонах власти. Но, чтобы придать их гласности, во-первых, отсутствуют доказательства, во-вторых, нет специального закона, а действующей статьи в УК о взяточничестве, дескать, недостаточно. В этом и заключено лукавство. Пока антикоррупционный законопроект ходит по Госдуме от юриста к юристу, преступники чувствуют себя защищёнными откровенным бездействием властей...
В словаре четко определено: «Коррупция - подкупность и продажность общественных и политических деятелей, а также госчиновников и должностных лиц». Мы знаем, что у нас в области процветает взяточничество и рэкет, а это и есть составляющие коррупции. И здравствует она благодаря мощной круговой поруке. Сложилась хорошо отлаженная система подкупа, в которую довольно сложно проникнуть правоохранительным органам, хотя попытки предпринимаются. И не безуспешно. К примеру, в столице разоблачены высокие чины в самой милиции. Это была, похоже, показательная акция, к которой готовились очень долго. И она-то показала, что административная реформа назрела настолько, что дальше отступать уже нельзя. Реформа как раз и должна сломать систему продажности и поборов, которая, надо сказать, хорошо законспирирована. Однако так называемая «беловоротничковая» рать сумеет выстроиться и в новую вертикаль власти.
Как же этого не допустить? Ведь пока реформа только намечена, и пока она придет в регионы, преступники перегруппируются и останутся на ключевых должностях. Лучше всех об этом знают силовики, но они раздумывают: нужно ли широкомасштабно наступать на коррупцию, если в судах уголовные дела часто «рассыпаются» из-за того, что недостаточно собраны доказательства? И продажные чиновники потихоньку разрушают устои государства, тем самым создавая подходящую почву для теневой экономики, которая потому и существует, что малый бизнес у нас загнан в подполье всевозможными чиновничьими барьерами. А это явление опасно тем, что оно усиливает теневую экономику, на которую умышленно закрывают глаза. Впрочем, отчасти и узаконенный бизнес, существующий под пристальным вниманием власти, зависит от неё.
Предприниматели вынуждены платить, чтобы благополучно существовал их бизнес. Если бы не «отстегивали», их бы легко разорили надуманными проверками.
Совсем другая ситуация, когда недобросовестные предприниматели, в погоне за быстрой прибылью, отдают в торговлю недоброкачественную продукцию, минуя надлежащий контроль, благодаря подкупу. Кто не платил, уже давно с бизнесом распрощался. Милиция и прокуратура, на мой взгляд, недостаточно взаимодействуют. Но всё-таки кое-что предпринимается.
Как сказал начальник следственного отдела по особо важным делам областной прокуратуры Григорий Самуилович Зингер, в 2002 году было возбуждено 22 уголовных дела по взяточничеству, в 2003 – 53, из них половина дошли до суда. Это в основном должностные преступления в муниципалитетах и госучреждениях. Взятки прочно вошли в сферу образования и здравоохранения. Пока уголовное дело в суд не попало – преступления нет, считает Григорий Самуилович. Когда же оно возникает?
– Дело возбуждается на основании какого-то сообщения, факта. Если он подтвердился – начинается расследование. Многие сообщения при проверках не находят подтверждения.
Усиливающиеся разговоры о том, что коррупция многоголовым змеем вползла во все структуры власти, обязывают прокуратуру и милицию вести активную борьбу. В последнее время раскрываемость преступлений заметно возросла. Больше всего правоохранительные органы обеспокоены латентной (скрытой) преступностью во властных структурах и в сфере экономики. Без помощи самих потерпевших, рядовых граждан, проблему не решить. Не призывают ли правоохранительные органы народ к доносительству?
Григорий Самуилович считает, что в сталинские времена сей порок действительно поощрялся. В людях сознательно сеяли взаимную подозрительность. Сейчас иная си-туация. Коррупция, как коррозия, разъедает устои государства, подрывает мораль и нравственность, наносит ущерб экономике и угрожает безопасности страны. Поэтому активная позиция необходима. Однако люди предпочитают жить спокойно и не хотят рисковать своим благополучием, полагаясь на компетентность милиции и других силовых структур.
Почему же, правоохранительные органы, владеющие информацией о преступлениях в экономике, во власти, в финансовой системе, где прокручиваются миллионы долларов, заняли выжидательную позицию? Но у силовиков иная точка зрения – они ведут сбор этой самой доказательной базы. Ранее возбуждённые уголовные дела надолго зависают, а коммерческие структуры, нажив капитал, тем временем прекращают работу. Назывались такие факты, о которых в СМИ нельзя упоминать, пока преступления до конца не раскрыты. Латентную преступность надо изучать. В Брянске такая работа не проводится. И на сегодняшний день борьба с «беловоротничковой» преступностью активно не ведётся. Ведь легче брать за шиворот взяточников-врачей или преподавателей вузов.
Действительно, почему в образовании и здравоохранении поборщики предстают пред очами общественности во много раз чаще, чем чиновники всяких рангов? Объяснение, считает Зингер, простое: студентам надоедает мздоимство преподавателей, и они сдают их правоохранительным органам. То же самое происходит и в медицине. У кого-то вдруг просыпается совесть. К примеру, в шестой поликлинике Брянска заместитель главного врача по лечебной части В.П. Мамонов брал взятки за оформление  больничных листов. Один из его мнимых больных погулял несколько дней в своё удовольствие, а потом возьми да и раскайся, написав заявление в милицию. В другом случае нотариус П.. чтобы против него не возбуждали уголовное дело, заплатил 500 долларов следователю по особо важным делам налоговой полиции В. Потапенкову, Нотариус также обратился с заявлением в УБОП о вымогательстве взятки. Следователя осудили к условной мере наказания...
Что делали бы правоохранительные органы, не прояви сознательность граждане? Но это всё частности, отступление от правил, так как в деловой сфере переход денег из рук в руки стал обыденным делом, своеобразным бизнесом по принципу: ты мне, я тебе. И в голову никому не придёт, что совершают обоюдно общественное зло.
 Предприниматели спохватываются обратиться в УБОП лишь в тех случаях, когда бандиты так достали, что надо думать не только о спасении бизнеса, но и жизни. В суде таких дел хоть отбавляй. С рэкетом шутки плохи.
А вот среди взяткодателей большого и малого бизнеса раскаявшихся в своих деяниях почти нет. Потому коррупция и процветает, что в ней участвуют лица, которым обоюдовыгодно давать и брать. Какие же последствия от этого преступления? Разумеется, заинтересованный круг лиц богатеет, тогда как государство недополучает в казну миллиарды долларов. К примеру, нельзя строить АЗС в водоохраной зоне, но её всё равно строят, причём, с нарушениями СНИПа. Некачественные продукты и фальсифицированное спиртное попадают в продажу. Госторгинспекция, санитарные и ветеринарные службы оправдываются: дескать, проверять не успеваем, не хватает специалистов, зарплата маленькая. Вот и возникает соблазн – взять... и закрыть глаза на злоупотребления?..
 Ни одно банкротство предприятий, как правило, не проходит без каких-либо нарушений закона. На то и существует «двойная бухгалтерия», скрывающая следы преступлений. Чтобы провести добросовестно расследование, нужны подготовленные специалисты проверяющих органов КРУ и УБОП. На сегодняшний день по большому счёту нет уголовных дел по незаконным банкротствам, хотя правоохранительные органы проводят такую работу ежедневно. Но у нас, как всегда, всё хорошо, никто ни у кого не ворует. Ведутся проверки в основном по сигналам, которые, в конечном счёте, часто не подтверждаются: кому-то что-то померещилось. А у обывателя на сей счёт твёрдое убеждение: если нет уголовных дел по крупным растратам в акционерных обществах группой лиц по сговору, значит, и правоохранительные органы, мол, подкуплены. Хотя на самом деле объяснение простое – нет доказательств...
...Где мафия, там и коррупция, где бизнес, там и злоупотребления. И пока существуют дырявый бюджет и огромный бюрократический аппарат, будет процветать коррупция с длинными щупальцами-присосками, поставившая в свою зависимость весь бизнес, и не дающая развернуться малому. Крупная рыба плавает на глубине, куда правоохранительные органы не рискуют заплывать. Им сподручней ловить мелких рыбёшек и за счёт их повышать раскрываемость экономических преступлений. Так всем спокойней. Тогда как быть с престижем правоохранительных органов? Наверняка он возрастёт тогда, когда станут разоблачать чинов всех рангов, невзирая на лица...

P.S. Спустя двенадцать лет после опубликования очерка в областной газете "ДД,Б", ситуация в малом и среднем бизнесе существенно не изменилась. Также непросто зарегистрироваться, также чиновники тянут волынку с выдачей лицензий. А с ведением санкций предприятия закрываются, как говорит руководитель профсоюза бизнесменов, Н.В. Шилин, пачками и никакого понимания у властей. Все отсылают к Президенту, дескать, пусть разруливает ситуацию, мы не вводили санкции! Увеличилось число безработных в разы, хотя в отчётах всё хорошо, рабочие места создаются. А на самом деле одни уходят в тень, другие закрываются,или залегает на дно или уезжают на заработки… Впрочем, и в сами СМИ ситуация плачевная. За эти 12 лет закрылось пять газет, а те, которые остались прочно и надолго загнаны под власть. Не дают работать "Комсомольску Брянск". Эта единственная газета, которая
боролась за справедливость и против произвола и беззакония. Как говорится, кто травит, хоронит,загоняет в подполье неугодные СМИ, те сами рано или поздно начнут загнивать и как пауки в банке кусать друг друга...   

Владимир ВЛАДЫКИН.