Вечный Рим

Валерий Соболев
Я всё ещё под впечатлением, поэтому прошу прощения за сумбур и нескладность в описании увиденного.

Сегодня я побывал, нет – стал участником выставки «Вечный Рим (Roma Aeterna). Шедевры Пинакотеки Ватикана», которая только открылась в Третьяковской галерее. По заранее приобретённому электронному билету я довольно быстро попал в здание, чего нельзя сказать о многочисленной толпе-очереди, с раннего утра начавшей опоясывать Галерею в надежде приобрести билеты в кассе.

Электронные билеты быстро и давно закончились, и единственный шанс посетить эту выставку – отстоять на морозе и ветру несколько часов, прежде, чем попадёшь внутрь. А выставка того стоит: полотна Рафаэля, Караваджо, Беллини, Караччи, Бароччи и других известных художников из постоянной экспозиции Музеев Ватикана, за пределы которых никогда в таком количестве произведения искусства не вывозились. Словом, это, конечно, событие, масштаб которого ещё многие не осознали. В этой связи, хочется поблагодарить организаторов выставки и руководство Третьяковской галереи за то, что они предоставили нам, простецам, уникальную возможность приблизиться к недоступному, и увидеть выдающиеся произведения величайших художников человечества.

Мне повезло купить билет  на первый «сеанс» (теперь вход организован по временным отрезкам, во избежание неконтролируемого столпотворения). Посетителей ещё практически не было: первые из них только заходили, раздевались и шли по стрелке «Начало осмотра», а я, наученный опытом (в этом году Москва была богата на сногсшибательные выставки, чего стоит только выставка Айвазовского в той же Третьяковке и Рафаэль в Пушкинском музее), направился прямо в следующий зал, и первые несколько минут был там практически один, один (!) среди этого великолепия.

Я часто слышал: «искусство возвышает,  облагораживает человека, возносит его душу», и считал эти утверждения просто словами. Но сегодня.., сегодня я на себе ощутил их правоту: как завороженный стоял перед полотнами, какая-то сила притягивала к ним, не позволяла оторваться от созерцания и отойти. Перед одной из них (Федерико Бароччи. Отдых на пути в Египет.) навернулись слёзы. Вообще, все картины написаны на библейские сюжеты. Живопись изумительна; однако полагаю, незнакомым с Библией трудно было понять, кто и что изображено на картинах.  И, напротив, те, кто узнавал на полотнах персонажей Ветхого и Нового Заветов, видел воплощение в красках известных библейских сцен и историй, получали ни с чем не сравнимое удовольствие.

Когда всё же я покинул выставку, и шёл по улице, серый и унылый (по погодным условиям) день казался ярким и праздничным, что-то хорошее и доброе поселилось в душе, проблемы и заботы отошли; и вот уже вечер, а мне всё ещё светло и радостно.

Возможно, уже завтра мои впечатления и состояние возвышенного духа рассеются во мраке повседневности – может быть… Но я безмерно благодарен Создателю за эту возможность прикоснуться пусть даже к краешку Прекрасного.