Перед нами путь большой...

Евгения Евтушенко 2
 
 Ася уезжала  на Дальний Восток, к мужу.
 Ее переполняли смешанные чувства - щемящая грусть от расставания с родными, со своим городом, и радость ожидания встречи с любимым.

 Моросил мелкий осенний дождь.
 Желтый свет фонарей  освещал  темные фигуры  провожающих. Последние объятия и  напутствия. Ася держалась, старалась улыбаться. А когда стала прощаться с мамой, то  Асины огромные темные глаза наполнились слезами. Она, словно надломленная березка,   бессильно повисла на родном плече. Самое тяжелое -  это долгое  прощание на перроне.   

 Чужой, какой-то далекий голос диктора вокзального радио полоснул по сердцу неотвратимостью расставания.
 Но как только Ася  влетела в тамбур  вагона, боль разлуки отступила.

 Она ощутила себя словно бы на другом берегу, наполненной  ожиданием  встречи с любимым. Ей  хотелось одного -  поскорее отправиться в путь.

 Состав, медленно,  натужно скрипя своими железными суставами, тронулся, набирая скорость. Последнее,  что надолго  осталось в памяти -  ободряющая улыбка мамы,  ее   кружевной платочек у глаз.

 Всплыла в памяти песня из старого кинофильма:
 
 Мы прощаемся с Москвой,
 Перед нами путь большой…,
 
 Ася прошла в купе, где ее  вещи  заботливо  уложил брат,   и увидела   свою соседку. Ощутила исходящий от нее запах  дорогих духов, терпкий и пряный. Знакомиться не хотелось.

 Она села к окну. Мимо проплывали темные  здания, тускло освещенные  дороги, редкие фигуры  людей. Родной город уходил,  а с ним уходило беззаботное  детство и  юность.  Впереди у нее - взрослая жизнь, В душе  была  родниковая ясность и  чистота.  Она знала, что  любит и любима.

 - Вы едете к мужу? -  услышала  мягкий голос соседки.  На нее  смотрели  черные, красиво подведенные  глаза.
 - Как вы догадались?   - искренне удивилась  Ася.
 Она вздохнула и улыбнулась.
 - По опыту.  Давайте знакомиться.  Я – Гертруда. Можно просто Гера.

 - А Вы замужем? – спросила Ася.
  - Нет, я сейчас не замужем. Была… три раза.    Я  все еще в поиске. Но судьба прячет от меня мою половинку. Никто не нравится.
 Она засмеялась,  встала,  потянулась  к рыжему саквояжу с вещами,   достала  лиловый блестящий халатик с рюшами  по глубокому вырезу,  в тон халатику -  мягкие туфли со стразами.

 В глаза бросилась красота ее фигуры. Полная грудь, тонкая талия  умело подчеркнуты тонким свитером, из под узкой короткой юбки – стройные ноги в туфлях на каблуках.
 - Люблю комфорт, - сказала  она,  и,  нисколько не   стесняясь, стала переодеваться. Ася увидела, как на смуглом теле соседки мелькнуло что-то необыкновенно изящное и красивое.  Любопытство одолело, и Ася увидела очаровательные  ярко красные  кружевные стринги,  очень модные, но  которые она так и не купила себе.

  - А у вас, дорогая, белое свадебное платье  принцессы, фата,  брачная ночь - все  уже позади?  -  с улыбкой спросила она Асю, заметив ее внимание к себе.
  - Да . Прошло четыре месяца. Муж  устроился, и  я еду к нему.  Жить, правда, будем в семейном общежитии. Но это – пока. Он – морской офицер.
  - Ну, у вас еще все впереди.

 Она почему-то загадочно усмехнулась, и Асю это озадачило.
 -  А где  же ваше  кольцо   с бриллиантами? – неожиданно спросила  Гера и потянула руку к стакану.  На ее тонких пальцах сверкнули два искрящихся камня.
   -  Все девушки любят  их.  Жаль, раз сразу не подарил, то теперь и не  жди.
 
 - Разве дело в кольце с бриллиантом?  - спросила  Ася,  рассматривая свое скромное  обручальное кольцо.

 Вспомнила глаза Саши, такие глубокие,  просто бездонные. Как деревенский колодец, водой из которого не  утолить жажды. Очень честные,  искренние. Вспомнила - и сердце зашлось от предстоящей встречи. Ася так скучала без его  губ, его рук, без его нежных прикосновений и объятий, без чувственной близости.

  А соседка тем временем, переодевшись в роскошный короткий халатик, бросила ироничный  взгляд на Асю в спортивном костюме, который  та одела еще дома, растянулась на диване, разобранном еще проводницей.

 - Вот знакомая моя переживает. На носу свадьба,  а она  все еще в сомнении, любит его или нет?   Жених,  представляете, потратил  громадные  деньги  на гостей, на ресторан, а она все еще думает.  Странная женщина.
 Она пожала плечами.

 - Я вот думаю. Ну,  сходи с мужиком в загс, если зовет. Выпей с друзьями шампанского – и отправляйся в свадебное путешествие. Скажем, в Доминиканы. Или, хотя бы в Амстердам. Получи удовольствие, а дальше время покажет, что с ним делать.
 -  А зачем тогда загс,  если не уверен в любви?  - удивленно спросила Ася. 
 
 Гера посмотрела на нее снисходительно, и даже с некоторым удивлением. 
 - Время такое,  деточка. Сейчас модно сходить замуж. И не раз. И модно закатить свадьбу, даже человек на двести.  Нет,  я не против  моды, если в ней есть смысл. А какой смысл в такой свадьбе?  Только, чтобы кого-то удивить?

 Она протерла руки влажной салфеткой и промассировала кремом  холеные кисти с длинными пальцами  и ярким маникюром. Ася представила, как жадно эти руки считают деньги.

 - Я считаю, что женитьба ничего не меняет в жизни современного человека. Ты уже живешь с ним,  занимаешься сексом.  А после  свадьбы - что изменится? Что мы отмечаем на свадьбе? Что «несерьезные» намерения, стали серьезными»? Чепуха! Да чаще  свадьба – это, наоборот, проводы любви! Я в своей жизни три раза твердо говорила: «Свадьбы не будет!» и никто  меня не смог переубедить. Ремонт  квартиры под ключ - да, я это понимаю. Новая машина, шуба, брюлики – тоже хорошо. А свадьба в наши дни -  мишура и обман. 
 - Какой неприкрытый цинизм, - подумала Ася.

 -   А вы,  милая,  небось мечтали об этом дне, как самом счастливом  в жизни. Так послушайте меня, не забудьте все-таки выяснить, почему вы остались без бриллианта. Вам он мог бы пригодиться. Продать его, когда разбежитесь, и нужны будут деньги.
  Ася порывисто встала, и, с трудом удерживая себя от грубости, стала доставать свои туалетные принадлежности.

 А Гертруда продолжала: 
  - Девушки  не зря любят бриллианты. Конечно, больно терять того, с кем прожил и год и  несколько, и  много лет. Если мужчина любит, то он не уйдет.   Но  зачем копить  обиды, портить себе здоровье, кожу лица - не тяните, гоните  сразу.    И останется все  вам.   Другим он не станет, а время упустите, - уверенно говорила она.

 Ася ее уже не  слышала.
 Она  вспомнила, как Саша, еще той осенью признался   в любви, как  целовались на студеном ветре,  как озябли,   и, взявшись за руки, бежали, по хрустящим примерзшим  лужам.  А на следующий день, опять целуясь,  провожали солнышко, задержавшееся  в «их  аллее». Вспомнила, как неумело,  волнуясь, под  марш Мендельсона, обменялись  они кольцами в Загсе. А  с каким упоением, уже  никого не стеснялись, целовались на свадьбе,  когда  им кричали «Горько». И не было тогда никого на свете, счастливее  их.  Его нежность,  взрыв чувств, удивительное,  непередаваемое ощущение взлета в небеса.

 В голове опять зазвучала песня, вспомнившаяся ей при отправлении поезда:
 
 Ты подольше сбереги
 Все тепло моей руки.
 Знаю, верному сердцу
 Десять тысяч километров – пустяки…
 
    - А если говорить честно о сегодняшнем времени,  то я вот думаю, - зачем мне мужчина?  - ее голос опять достал Асю. - Мужчине быт противен. В него  заложено еще мамашей, что  жена - прислуга,   что она должна  кормить,  ухаживать. А я -  личность,  и зачем мне,  с  какой радости следить за его  одеждой,  волосами, чтобы был накормлен? Он  такой же взрослый человек, как я. Если у меня возникнет потребность о ком-то заботиться,  то я заведу себе маленькую собачонку. Мне сорок,  и у меня естественное желание  - жить красиво, жить для себя, чтобы мне подносили все – и тапки, и халат. И бокал шампанского. Домработница у меня есть, слава Богу, могу себе это позволить.
 В дверь купе постучали. Предложили ужин. Узнав чем кормят, соседка сморщилась и  отказалась.
  Пойду в ресторан. Там хотя бы  интересней. Вы со мной? Переодевайтесь!

  -  Нет, нет. Я покушаю здесь.
   - Хозяин – барин,  А я пойду.
 Она  опять  усмехнулась и стала переодеваться. Одетой она показалась уже не элегантной,  а   вульгарной.

 Но не ушла, а продолжила свои «уроки жизни».
  - Принято считать,  что  мужчина должен обеспечивать семью. А если я  сама с этим  прекрасно справляюсь? Проблемы быта  сейчас  успешно решаются специалистами.  Моральная поддержка? От кого, от мужчин? Да ведь они насквозь эгоистичны,  черствы, как   завалявшаяся корка хлеба.  Они бегут от проблем.  Меня всегда поддержат подруги. У меня проблем – нет!  Я знаю жизнь.
  Ася  ее уже ненавидела, а избавиться от наставлений не было возможности.  Та слышала только себя.

 -  А  секс?   Знаешь (она незаметно перешла на «ты») -  серьезные отношения вроде как  бы обещают его. А на практике? -   тут она насмешливо улыбнулась.
 -  Не гарантируют! Вот в чем дело! А со временем будет еще хуже: мужик становится ленивым, всякий раз его требуется расшевелить… И не всегда еще получится. Нет, я счастлива и без мужчины.  А если нужен секс, то опять же никаких проблем. Пожалуйста, любой, на твой вкус, и когда тебе нужно. Сделал дело и ушел. А зато по вечерам, я сама по себе. Никто меня не дергает,  никто не выхватывает пульт из моих рук,  не говорит,  что сериалы смотрят только тупые бабы. А если мне захочется немного выпить, то никто мне не скажет,  что я сопьюсь. Я делаю,  что хочу и как хочу, и когда хочу.

 Она говорила с таким напором и энергией, что, казалось, старается убедить в этом саму себя.
 -  Вам не кажется, что ресторан может закрыться? - не выдержала Ася.

 Судки с едой уже остывали. Угощать ее своими домашними пирожками не хотелось. 

  - Да, ты права, надо пойти. Но знаешь, я  даже не  представляю, что  мне предложат в этом ресторане. Я  привыкла к полезной, изысканной, вкусной пище, с бокалом элитного вина.   Это мой стиль. Я - не какая-то безликая тетка в замурзанном платьишке, которая  нигде не работает, и занята только готовкой обедов для мужа. У меня  интеллект и я его развиваю.
 
 Она никак не могла остановиться .
  -Я знаю себе цену, свои достоинства.
Она,  кажется, закончила свой монолог. Взяла инкрустированный стразами клатч  и покинула  купе.
 Небрежно кивнула:
 - Спокойной ночи, принцесса! 

 Быстренько поев, Ася  легла и отвернулась к стенке. Было о чем подумать и  помечтать.  Под мерный перестук колес и легкое покачивание вагона  она  незаметно уснула.

 Наутро, не обнаружила в купе соседки. Увидела, что постель нетронута, а  саквояж на прежнем месте. Разволновалась - что  случилось? Вышла в коридор, нашла проводницу. Та только развела руками:
  -Тусуется ваша соседка. Всю ночь пили   в соседнем  вагоне. Еще с ресторана, в компании  со своим бизнесменом.  За нее не волнуйтесь. Такие нигде не пропадут.

 Так Ася осталась в купе одна.
 А за окном леса, леса.  Перелески, горы.  Поселки и города. Берендеева тайга. Великий Байкал. У  Аси от красоты этой стало светло и радостно. В душе звучала та же песня:
 
 Споем, друзья! Путь далек,
 Дальний Восток.
 Пусть летит до океана
 Песня друзей – поезд идет все быстрей,
 все быстрей…
 
 Она  наслаждалась своим одиночеством, сердце ее  замирало в радостном предчувствии встречи с мужем.
 Только спустя пару дней, уже под вечер, пришла пропавшая попутчица.
 - Ты все скучаешь, принцесса. А надо слушаться старших.

 Она  пошатнулась,  но удержалась. Что-то взяла из саквояжа  и вышла. Скоро  вернулась за халатиком.
 - Ты меня не жди, принцесса, - многозначительно и кокетливо улыбнувшись, сказала она, - понимаешь, ловлю момент.

 Чем ближе конец пути, тем томительнее его ожидание.  Асе казалось, что путь ее к любимому – вечность.
 За несколько часов до конечной остановки,    Гертруду,  сонную,  с распущенными роскошными волосами, в халатике на голое тело, привела проводница.

 - Велели отвести,- она брезгливо бросила в купе ее платье и белье.
 - У нее еще был клатч,  вероятно деньги, -  спросила Ася.
 -  Ничего не знаю, -  проводница ушла,  защелкнув дверь.

 Моя соседка же заливисто подхрапывала в подушку.  Через час проводница принесла крепкий чай,   растолкала Гертруду.
  - Скоро конец пути, Владивосток, вставай.
 Грубо так сказала, и вышла. 

 Соседка,  протрезвев,  уставилась на  Асю,  что то вспомнила,  нашла  в саквояже кошелек,  с подозрением глядя на нее, пересчитала деньги.   Только потом  натянула белье, платье, посмотрела в окно. 
 –  Снег. А ты, принцесса, взяла сапоги?

 И вдруг Ася опять услышала:
 - Женщина только из-за своей духовной незрелости  пытается быть кем-то, жить чужими  ценностями. Быть собой – значит делать то, что тебе хочется, что сам считаешь нужным и правильным. Как я.   А  я хочу быть  счастливой. Пусть на час. Пусть на день. Хоть на месяц. 
 В купе повисла  тишина. Ася  молчала. Ей было жаль  соседку.

  - Вы знаете, принцесса, -  Гера  вновь прервала молчание, -  у каждого своя дорога к  счастью. Мой путь, уверяю вас  принцесса, не худший.
  Она гордо вскинула голову.  Поезд остановился.

  Дорожный кошмар  закончился.
 - Далеко ли стоянка такси? Мне нужно в гостиницу,   - спросила  Гера  у проходящей проводницы.

  Ася  выглянула  из купе и  зажмурилась от счастья.  По тесному коридору, протискиваясь, навстречу ей торопился самый дорогой и любимый на свете человек, ее  Саша.