Глб. 2. Игра смыслов

Виктор Ротт
  "Сердце разумного ищет знания"(Пр.15:14) - утверждают древние мудрецы. Правда, они же и сомневаются в пользе этого: "кто умножает познания, умножает скорбь" - сетует Екклесиаст (1:18), однако, сетует скорей всего по поводу собственной картины мира, смысл которой - "всё суета!"
  Что же такое  с м ы с л?
  Смысл возникает из нашего желания  з н а т ь. Мозг так устроен.  Его функция - знать.(В него заложена воля к познанию?) Следовательно, смысл - это знание, которое нам желанно; мы искали его, нам хочется понять...
  Думается, спектр смысла, т.е. смыслы,их характер или, всё же,их содержание, обнаруживается нашим вопрошанием, нацеленностью наших вопросов, которые мы задаем собеседнику, учителю или самому себе. Мы стремимся понять:
                что это и что оно делает?
                как оно действует?
                почему так, а не иначе?
                зачем?
  Главный вопрос для всего живого, когда встречаешь незнакомый объект,-"Что это?"
Три существенных потребности требуют получить знание об объекте. Они спрашивают:
"Опасен или нет?", "Съедобен ли?", "Тёплый или холодный?"
  И сама проба (эксперимент), и полученное знание составляют основной уровень сознания всех живых существ - психику.
  Остальные вопросы, рождаясь, выкликают к жизни интеллект, заставляют его искать ответы, становясь одновременно его функцией. Наверно, одна из первых сложных задач, заданных ситуацией: "Как овладеть съедобным, но опасным?" Существо оказывается на перекрёстке двух потребностей, двух сигналов с разными значениями, смыслами; так возникают напряжение психики и импульс к выработке проекта. 
  Кажется, интеллект рождается как реализация воли к существованию.
  Нас что-то интересует, мы спрашиваем, т.е. пытаемся понять
                как действует объект?
                как действовать мне?
  В детстве, когда у нас пробуждается интеллект,уже генетически заложенный, как семя цветка, он начинает интересоваться, как устроен мир, в котором оказался. Однако язык подсовывает вместо вопроса "как" с его сложным значением  "как это устроено? как действует?" мучительное "почему?"
  "Почемучка" спрашивает:
  - Почему идёт дождь? Почему луна на небе?
  Ребёнок ещё не владеет вопросом "зачем?" Он осваивает мир, его мозг должен и хочет получить представления о видимой среде.
  Вы готовы растолковать ему какие процессы происходят в атмосфере?
  - Почему папа каждое утро уходит из дома? - Он хочет знать, как устроен мир.
  Он задаёт вопросы, на которые взрослые не могут ответить.
  - Почему луна смотрит в окно?
  Мы называем вопрос бессмысленным, когда не находим ответа.Но расторопная мама может  подобрать смысл и в этом случае:
  - Потому что луна такая же любопытная, как ты!
  Однако, что здесь смысл? Тут две стороны смысла: смысл вопроса с точки зрения мамы и смысл её ответа для ребёнка. С точки зрения мамы в самом вопросе нет смысла, для неё смысл содержит сама ситуация - "Ребёнок не может воспринять подробного объяснения." Смысл, который она вкладывает в свой ответ, - отложить ребёнку процесс познания.В её ответе - модель, муляж смысла.
  Для ребёнка смысл маминого ответа заключается в том, что вокруг - всё сложно устроено.
  - А почему я любопытный?- спрашивает он. - Почему я - "почемучка"?
  Потребность знать. Не это ли смысл вопроса как алгоритма сознания? Потребности укоренены в нашей психике. Это - корень интеллекта: "Хочу знать!"
  Смысл маминого ответа человек поймёт, когда дорастёт до объективного знания. Он вспомнит мамину улыбку, интонацию. Мама по сути сказала: "Ты мой маленький глупыш!" Мамино умиление - вот смысл её ответа. И запечатлеется образ: "Мама... Она была ласкова и любила своего малыша."
  Много ли мы знаем о своих самых близких? Точно - не всё. А о себе? А хотим ли   знать всё? Нужно ли это нам?
  Так что же нас больше беспокоит - знание или незнание?
  Когда как.
  Смысл вопроса - смысл ответа - смысл, который я извлёк из вашего ответа...
  Не так просто его заметить, извлечь, понять.
  В диалоге мамы и малыша смысл - для нас с вами! - в самой ситуации. Каждый его извлечёт  и увидит по собственному опыту,настроению, самочувствию. Педагог, например, усмотрит здесь проблему обучения."Почему?" - на этом стоит вся наука.
  Уловить смысл сложной ситуации - значит составить себе о ней представление. Я понял со своей точки зрения. Ты понял иначе . А для каждого из нас собственное представление - ценно, ибо мы затратили на него умственную энергию, выработали его, запомнили, храним и действуем, пользуясь своими понятиями, согласно своей картине реальности.
  Что-то ещё участвует в формировании смыслов... Я тащу в дом песчинку, ты - соломинку, третий - гусеницу. "Наш дом". Ещё один глубинный алгоритм. Он заложен в нас и это наш общий,а значит главный смысл. Дом-семья-род. Алгоритм существования рода.
  Вы возразите:
  - Только не нужно подтасовывать смыслы! "Заложен" - это значит кто-то невидимый-неведанный нами управляет или по меньшей мере нас создал. Свыше! А я думаю: всё складывается само собой, даже случайно. Вот жили-поживали на Земле
динозавры, вдруг упал большой астероид - и гиганты погибли, а мелкие звери захватили леса и водоёмы, разъелись, окрепли, а самым сильным или хитрым оказался человек. И всё это - по воле случая!
  Боже мой! Как в нашей речи запутаны все понятия и смыслы! Разве у случая есть воля? Мы толком не знаем, что такое смысл, что такое воля. Метафоры превращают наш язык в непроходимый лес, и, кажется, нашему интеллекту никогда из него не выбраться!
  И всё же,мы улавливаем, что смысл - это феномен сознания. Индивидуального, родового, общественного, глобального...