О романе З. Прилепина - Обитель -

Сергей Горцев
        В этом году сразу несколько знакомых порекомендовали мне роман «Обитель» Захара Прилепина, Эта книга в своё время была замечена многими критиками и даже получила  какие-то премии. Наконец, у меня тоже дошли до неё руки.
 Попробую поделиться своим мнением. Причём,  коротко и только самыми первыми впечатлениями.
      
 Уже давно моими точками отсчёта в литературе являются Л.Толстой, А.Чехов, И. Бунин, Н.Гоголь, А. Пушкин - то есть, русская классика. Они, наверное, заложили тот базис, с которого оцениваю другие книги. Это первое.       

    Второе. Лагерная тематика «Обители» - по мне, не самая оригинальная и интересная форма передачи мыслей автора читателю. В этой теме есть свои шаблоны и стереотипы, в основном, связанные с показом тяжёлой жизни заключённых. Первыми  ласточками были когда-то «Один день Ивана Денисовича» А.Солженицына, колымские рассказы В.Шаламова, очень сильная автобиография Святого Луки-Крымского (Войно-Ясенецкого). Эти книги запомнились тем, что авторы что называется на собственной шкуре почувствовали все «прелести» жизни заключённых. В этом смысле, на мой взгляд, книга «Обитель» относительно молодого Прилепина далеко не так убедительна в своём содержании, хотя автор и сообщает много интересного из жизни обитателей Соловецких лагерей конца 20-х годов прошлого века. Ещё заметил, что когда читаешь книгу про заключённых,  почему-то часто вспоминается «Граф Монте-Кристо» Дюма. Книга Прилепина – в этом смысле не исключение

    Третье. Есть писатели, которые во главу ставят идею, нравственную задачу, а есть те, кто больше ценят детали описания. Показалось, в «Обители» ставка сделана на детали.  Автор очень подробно описывает нюансы: быта, портрета, ситуации…. Делает это он часто довольно сочно, изобретательно и талантливо, хорошим литературным языком. Это серьёзный плюс книги, который нельзя не отметить.

     Но, на мой взгляд, роман просто тонет в этих деталях,  сюжет развивается крайне медленно, иногда рвётся ритм повествования и периодически пропадает интерес. Более того, автор - заложник своего стиля и в описании деталей в некоторых местах делает неудачные и даже смешные сравнения. Христианские мотивы, которые в романе появляются местами, мне показались наивными… Отдавая дань современной мировой моде, а значит потакая вкусам среднего читателя, автор не может обойтись без мата и упоминания в тексте половых органов( куда ж без них сегодня?!). Обычно, с этих мест прекращаю чтение. Для меня это метка уровня вкуса и культуры писателя.  Зачем мне всё это, когда до сих пор не прочитаны более великие и интересные книги?

      Каюсь, за пару недель смог одолеть чуть более половины этого объёмного в 700(!) страниц сочинения.. Надеюсь, всё-таки добью.
Вообще, думаю, объёмные вещи в эпоху гаджетов уходят в прошлое.
В этом смысле, для меня Чехов всё более и более идеален. Помните его знаменитое  «краткость – сестра таланта»? Будет время, прочтите любимый мною малюсенький  рассказ Антона Павловича «Без заглавия». Думаю, тогда будет более понятна причина такого моего  восприятия «Обители».


p.s.  Иногда в рецензии просят оценить произведение по десятибалльной шкале. Моя предварительная оценка «Обители» - 6,5



ноябрь 2015