-Заполни-ка , доченька, мой групповой журнал, у тебя почерк красивый ,- сказал мне папа и вскоре ушёл по каким-то своим делам.
Закончив небольшие дела по дому, я села выполнять папину просьбу. Папа, в прошлом рабочий-путеец, отучившись в железнодорожной школе на станции Батраки(где-то под Сызранью),уже год работал мастером производственного обучения в нашем казалинском железнодорожном училище. Он вёл группу , которая так и называлась –«бригадир путей железнодорожного транспорта», помню в то время министром путей сообщения был Бещев (папа всегда с теплом отзывался о нем). Я тогда училась в 5 классе, и с такими просьбами папа ко мне частенько обращался.
И вот я сижу , прилежно переписываю список учеников в журнале на новый лист , всё как и положено. И вдруг, уже заканчивая писать список , неожиданно заинтересовалась фамилией Фоменко( имя его не помню). Папа дома часто говорил о своих учениках, и заочно я знала почти каждого, и эту фамилию слышала не раз. Дай-ка, думаю, посмотрю его оценки за прошлый месяц, который уже заканчивался!
Гляжу, а напротив фамилии Фоменко стоят одни пятёрки- выстроились как на параде! Вот это да! Сама-то я училась совсем не так: у меня были вперемежку все оценки разных мастей , дневник пестрил вызовами родителей в школу, где требовали обязательного присутствия папы.
А тут – полнейшее затишье, спокойный пятёрочный штиль! Ну хотя бы какая-нибудь четвёрка приблудилась… И сама не знаю как, влепила среди этого безмятежного ряда двойку! Вот так! «Не всегда коту масленица»,- видно, ехидно резюмировала моя детская зависть! Только так я могу сейчас объяснить своё это деяние, точнее - злодеяние. Через некоторое время пришел папа и, забрав свой журнал, поспешил на работу.
Но что было вечером, когда папа пришёл после работы! Я уж не буду подробно описывать, как он справедливо негодовал, стыдил меня, выпытывая, почему я это сделала:
- Как ты могла ни за что двойку человеку поставить, да ещё отличнику?! Он – староста группы, моя правая рука! Тебе до него расти и расти: он в нашей библиотеке все книги перечитал - это тебе не «собакам хвосты крутить»!
Я стояла , понурив голову, и мысленно ругая себя : Боже, что я натворила!
- Вот завтра же пойдёшь после школы сразу в училище и попросишь извинения у Фоменко!- резко закончил папа.
Наутро папа быстро собрался и, даже не позавтракав, спешно ушёл на работу.
В школе я в тот день была рассеянной, и на душе - будто бы кошки скребли. Но не пошла я в училище это после уроков, а пришла домой. И,как всегда: сначала натаскала воды из колонки , заправила керосином наши три лампочки, керогаз(в карасакальском районе, где мы жили не было электрического света, даже столбов не было), затопила нашу аккудайскую печку ,вымыла полы везде и забрала мою 5-6 месячную сестрёнку Марийку от нашей бабушки , которая жила с нами в одном дворе, но отдельно, в своём домике.
День уже подходил к вечеру… Вскоре пришла с работы мама, и мы с ней стали готовить ужин. Мама, молча, копошилась, изредка, с укором, поглядывая на меня, провинившуюся. Я тоже молчу, только с Марийкой гугукаю.
Вдруг залаял во дворе наш пёсик Актабан, и я выглянула через окно во двор. Смотрю, папа с каким-то парнишкой во двор заходит и что-то громко ему объясняет. Моё сердце почуяло, что это и есть тот самый Фоменко, и я уже было не знала куда бы быстрей спрятаться...
- Вот познакомься - это и есть та самая "строгая учительница", которая тебе заочно двойку поставила,- едва зайдя в дом, объявил папа.- И чем это ты ей не понравился?!
- Извините меня ,пожалуйста,- пролепетала я ,растеряно глядя в доверчивые светлые глаза парнишки,- это у меня как-то нечаянно само собой вышло!
- Да, ничего страшного,- ответил он, зардевшись - Просто Туган Туякович в гости пригласил меня в шахматы поиграть с ним.
А у самого курносое лицо такое доброе, глаза с густыми пушистыми ресницами такие голубые и чистые, без тени упрека! И никакой спесивости, как это часто бывает у отличников ! Тут уж мне по-настоящему стыдно стало! Это я такого-то хорошего паренька ни за что обидела своей дурацкой двойкой! Не зря меня папа так ругал! И я торопливо попятилась на кухню…
Пока папа с пареньком раскладывали шахматы, мы с мамой, долго не мешкая, накрыли на стол… И через некоторое время ,мы , уже разгорячённые от тёплой печки, вкусного плова и душистого чая весело беседовали и смеялись. Папа громко разговаривал и шутил, а мне стало так легко и свободно, будто камень с души свалился.
P.S.
Позже, уже работая в школе учительницей, я старалась не очень-то скоро ставить двойки своим ученикам, находя по возможности другие методы воздействия.