Физика 2

Петр Куликов
Греки точно были не глупее нас. Аристотель, например, прекрасно понимает, что когда мы говорим, по привычке, что что-то началось, возникло или закончилось, что-то остановилось или пришло в движение, мы используем модели событий, которых на самом деле не происходит. В мире становления, который описывает физика, ничто не возникает впервые и не уничтожается окончательно, движение нигде не начинается и не заканчивается, но все продолжается, неопределимо изменяясь, согласно ритму неделимого, извечного, древнего, невозникшего, круглого, бесконечного разума-неба. Качественная физика древних знает два вида движения: согласно собственной природе, и противно ей, то есть насильственно. Это устройство природы отражено в устройстве античного полиса: свободные граждане деятельно разворачивают свою сущность, а рабы терпят насилие, служа средством осуществления чужих целей. Насилие над природой есть следствие косности материи, удаленности от первопричины. Собственно, жизнь раба протекает в этой удаленности, она вся в материи, в становлении. А свобода делает человека сопринадлежным небу и его движению. Свобода -- дает, а рабство -- только берет. Для древних греков это так, это потом уже мы начали понимать, что пользуются-то свободные господа эксплуататоры благами, созданными руками рабов. Но для древних рабский труд, преимущественно, физический, и свобода умозрения, материя и форма, подлунный мир и небо -- основные пары противоположностей, и без них трудно понять античную физику.