Физика 1

Петр Куликов
"Летящая стрела покоится" -- если бы время состояло из неделимых мгновений "теперь", летящая стрела действительно бы покоилась, поскольку в каждый момент времени всякое тело (не важно, движущееся или покоящееся) занимает только одно место -- то, в котором оно находится теперь. За движение мы принимали бы тогда видимость, подобную той, которую создает смена кадров на киноэкране. Или никакого движения нет (экран-то неподвижен), или время не состоит из вспышек-кадров "теперь". Однажды, когда Зенон учил, что движения нет, затесавшийся в компанию его учеников киник Антисфен встал и начал расхаживать между сидящими учениками, посмеиваясь над их растерянными физиономиями. Внутри настоящего момента "теперь" никакого времени нет, ведь он лишь граница, отделяющая "теперь еще не" от "теперь уже не". Как линия не состоит из точек, так время не состоит из мгновений "теперь". Отсюда следует, что время нельзя указать точно, а можно лишь приблизительно, как окрестность, длящийся промежуток. Но для движущегося тела это означает, что невозможно указать место, в котором оно находится. Место оказывается размыто, как траектория. А поскольку место -- по определению -- граница объемлющего тела, это означает, что движение либо предполагает существование зазора между объемлющим и объемлемым, но тогда не понятно, чем заполнен этот зазор, либо границы тела не совпадают с самими собой, и тогда объемлющее и объемлемое не отделены, но сливаются, взаимно проникают одно в другое. И значит, невозможно определить, где кончается одно тело и начинается другое. Нельзя же сказать, что граница обладает своей размерностью, ибо тогда это уже не граница, а еще одно тело. Выходит, что как время не состоит из "теперь", так и пространство не состоит из "здесь". А мы все равно говорим "здесь" и "теперь", ибо так устроен язык, других слов у нас нет. Язык и логика тут расходятся. Если бы Аристотель, вслед за Парменидом, не положил в основание логики невозможность одновременного бытия и небытия одной и той же сущности, возможно, тогда бы наши мысль и язык не разошлись. Увы, они разошлись. Но греки не только научились отделять мышления от языка, они же изобрели и способ возвращать разорванное единство. Для этого была разработана техника "апорий". В переводе "апория" означает "непроходимое место". Ученика с помощью логических доводов заводили в "непроходимое место" -- утверждение, расходящееся с очевидностью, как например, "летящая стрела покоится" или "бегущий Ахилл никогда не догонит черепаху". Чтобы выбраться, ему нужно выйти за рамки формализующего мышления, очутиться в самом бытии или, как говорил Поль Валери, "очнуться за пределами мысли, длившейся слишком долго".