Физика

Петр Куликов
Физика Аристотеля не знает закона сохранения импульса. Тело движется либо само по себе, либо движимое другим телом. Одно тело может толкать, тянуть или нести на себе другое. Если убрать движущее, то сразу остановится и движимое. Инерции в природе не существует. Брошенный камень летит и не падает сразу, как только рука его уже не толкает, поскольку его несет на себе воздух, приведенный в движение броском. А воздух не останавливается, поскольку возникают замкнутые потоки, передающие движение в местном масштабе, то есть попросту вихри. Расступаясь спереди, воздух обходит тело и заходя со спины, снова его толкает. Такая вот аэродинамика. Если бы можно было мгновенно убрать этот воздух, то камень бы сразу же устремился вниз, следуя своему естественному движению, присущему элементу земли, сухому и холодному. Но в том-то и дело, что воздух убрать нельзя, пустоты в природе не существует. При перемещении одного тела, его место сразу же занимает другое. Движение тела, как пылесос, втягивает в свой след другие тела. Движущееся тело как бы расталкивает локтями другие, а те провожают его пинками. При этом тела, в которых преобладает элемент огня, изо всех сил лезут наверх, а "земляные" норовят сползти вниз. Когда Декарт изгнал теорию элементов из физики, заявив, что может объяснить любое движение столкновением однородных частиц материи, имеющих случайную форму, как осколки раздробленного камня, он свернул с проселочной дороги качественной физики на магистраль количественной. Природа проста, поэтому чем проще объяснение, тем оно ближе к истине. Давка на рыночной площади сменилась бесцельно слоняющимися по улицам субъектами. При столкновении двух субъектов более сильный и тяжелый продолжает движение в том же направлении, а более слабый и легкий отлетает в противоположную сторону. Значение имеет масса тела, она же сила. Катая свои шары, Галилей заметил, что при их столкновении изменяется не только направление движения, но и скорость. Он заметил также, что тела почти никогда не движутся с одинаковой скоростью, но они то ускоряются, то замедляются. Это изменение он назвал импульсом, а свойство тела сохранять импульс -- инерцией. Изменение скорости движения -- величина, поддающаяся измерению. Далее, как известно, физика успешно пошла по этому пути расчета количеств, особенно после того, как Ньютон обеспечил ей законодательную базу. А для качественной физики Аристотеля решающее значение имеет не величина изменения скорости движения, а его направление. Все тела движутся в напряженном пространстве, заряженным тягой к двум полюсам -- верху и низу. Стремление вверх свойственно огню, а вниз -- земле. При этом земля содержит огонь в возможности. Иными словами -- для земли характерно свернутое, спящее состояние сущности, а для огня -- развернутое, деятельное. Если учесть, что космос имеет форму шара, то отсюда ясно, что верх определяется как внешняя граница сферы, а низ -- как ее центр. Первый двигатель находится не внутри системы сфер, а вовне. Разумная душа не спрятана в теле, а объемлет его. То что внутри, менее совершенно, чем то что вовне. В космологии внутренность и глубина связана с темным непроницаемым началом. Там находятся царство мертвых, Аид, а еще глубже, где залегают корни моря и земли -- Тартар с томящимися в нем гигантами. В центре шаровидного космоса находится точка наибольшей тяжести, в которой Данте помещает перевернутую вверх ногами фигуру Люцифера. Там же находится средоточие зла и греха. Эта точка -- центр вселенной -- максимального удаления от "горней сферы, связь миров кружащей". Спуск в адскую воронку становится все более и более тяжелым, поскольку уплотняется среда, вода застывает, воздух становится густым. А подъем по склону горы Чистилища -- на выходе из Ада с обратной стороны -- наоборот с каждым шагом все легче и быстрее. Ничего удивительного, земля уступает место огню, сказал бы последователь Аристотеля.