Отступление. О зайце

Елена Шувалова
О зайце.

   По крайней мере два раза в жизни Пушкину должно было быть очень, безысходно обидно: в 1814, - когда наши полки возвращались с победою из Парижа, и наши женщины встречали их криками "ура!" и "в воздух чепчики бросали"; и тогда, когда одна за другой, подав прошение Николаю I, готовили свои возки и ехали в Сибирь русские княгини и графини, и просто дворянки,  - а также и две француженки с русской душой - гувернантка и модистка... Для первого - триумфа - он был слишком молод, для второго - провала, позора, - слишком взросл... Впрочем, во втором положении он чуть было не оказался, уже выехав в канун восстания,  - держа путь прямо на квартиру Кондратия Рылеева, - но помешал - заяц! Заяц предсказал несчастье, и суеверный поэт повернул сани. В обоих случаях лучшие проявления Русской Души оказались предназначены не для него... Душа - перед его глазами - бросалась разделить радость и печаль - с другими, не с ним.
   Одним из таких "других" был бесконечно уважаемый им Сергей Григорьевич Волконский, - замечательно проявивший себя ещё в кампаниях 1807-9 годов, а в Войну 1812-го года ставший первым и единственным в истории России 26-летним генералом. 

    Нам не хотелось бы вдаваться здесь слишком в вопросы увлечённости или не увлечённости Пушкина Марией Николаевной Раевской, и мы вообще не думали затрагивать в этой работе тему декабристов и декабристок. Но, - мы предполагаем, а работа сама ведёт, - по ей одной ведомому пути... И вот - оказалось, - совершенно неожиданно для нас ( а нам это даже и не нужно - по нашему плану), - что "Повести Белкина" очень тесно с этой темой  - темой декабризма - связаны!  И что, судя по тому, что нам открывается в этих повестях, Пушкин действительно был увлечён Марией Николаевной, - то есть, - не таким пошлым словом надо называть это чувство, - он был влюблён, благоговейно, робко, нежно, почтительно. Скорее всего, - так. Не могла оставить его равнодушным эта удивительная женщина, - которую он увидел впервые ещё девочкой-подростком. Наверное, тогда, в Крыму, когда он   болел, она с жалостью к нему приносила - по велению родителей - какое-нибудь питьё, с почтительной нежностью смотрела на него (поэт, юный, больной, гонимый...)  И  с неё, - возможно, - списана во многом его Черкешенка...
   
    Он не мог надеяться ни на что. И - через четыре с половиной года Мария выйдет за блистательного героя, красавца, генерала, князя Сергея Григорьевича Волконского, - а Пушкин в это время будет отбывать ссылку в глуши Михайловского.
   Пройдёт год, и Волконский будет приговорён к отрубанию головы, которое царь милостиво заменит двадцатилетней каторгой. И Мария Николаевна - одной из первых - поедет к мужу, в Сибирь.
   
    Никогда и никто не будет так любить Пушкина, - чтобы пожертвовать ему всем, - и он сознавал это очень хорошо... Он не был героем на коне, пусть некрасивым, как Денис Давыдов, но - героем! И он не был таким явным мучеником - в кандалах и рубище, перед которым встанет на колени прекраснейшая из женщин.
   
    Он был некрасив, даже - некоторые считали - уродлив... Собственная мать не любила его за это, - чего же ждать от других женщин?!..

    То, что он всю жизнь провёл, как мученик, никому не было явно, - и он первый постарался, чтобы это никому не было явно... И то, что он был великий труженик и великий герой, - это тоже он сумел скрыть за непринуждённой лёгкостью.
 
    Так же, про себя, наедине с собой, он знал, что на самом деле, он красив, красива его Душа, - а ведь именно Она проявляется в его творениях - стихах и прозе. Но - кто видел это?..

   И когда он встретил юную девочку с чуть косящими глазами, с лицом Рафаэлевой Мадонны, - он решил: пусть она будет моей женой, - представительницей моей Души!  Тогда он будет счастлив, - то есть - полон, - не ущербен. Конечно, эта девочка никогда его не полюбит, и не подумает чем-либо для него жертвовать, и из-за этой восковой куколки может произойти с ним роковое несчастье, - но...
   Во-первых, он должен поступить как люди - умалиться до обычного среднего человека, - чтобы стать действительно национальным Поэтом.

   Во-вторых, - если гибель всё равно неизбежна, - то надо идти ей навстречу, - как герой, - а не прятаться от неё, как заяц...

    И - если говорить о трупе в безмятежной "Барышне-крестьянке", - то это - трупик затравленного зайца. Пушкин говорит о нём между строк  и выделяет только пугливость куцей кобылки, - благодаря которой помирились давние враги - Берестов и Муромский, - но началось всё с того, что "заяц выскочил из лесу и побежал полем". Именно шум заячьей охоты напугал куцую кобылку. И - если кобылка отделалась лёгким испугом,  - то заяц отдал жизнь за примирение стариков-помещиков, ставшее основой счастья их детей.

   Заяц - символ полной жертвы.  В буддизме есть легенда о зайце, который сам бросился в огонь и изжарился, - чтобы накормить собой Будду, когда тот захотел есть. В благодарность за это, Будда поместил зайца на Луну (Лунный заяц).

   В 1980-е годы был создан советский мультфильм-пародия "Пиф-паф, ой-ёй-ёй!", обыгрывающий оперные штампы. В одной из частей его зайчик изображает (пародирует) оперного Ленского, его дуэль с Онегиным; хотя Онегин здесь представлен, - видимо - мужем Натальи Павловны из "Графа Нулина", - поскольку он здесь - охотник, с ружьём. Это очень здорово и тонко - по ассоциации - было сделано. Зайчик, с которым сравнивает Пушкин затрепетавшее при виде Онегина сердце Татьяны, -

Так зайчик в озими трепещет,
Увидя вдруг издалека
В кусты припадшего стрелка.., -

соотнесён напрямую с Ленским, - ставшим полной жертвой, - погибшим, - вместо Татьяны. *

   В эзотерике (в частности, у Алисы Бейли**) образ зайца интерпретируется как "привязанный к колесу Жизни". То есть, как тот, кто слишком привязан к земной, телесной, жизни. Вот эту привязанность в повести "Барышня-крестьянка" Пушкин - с кровью, - от себя отрывает. Когда-то он сохранил свою физическую жизнь благодаря зайчику, теперь он уподобил свою привязанность к жизни этому зайцу, - и победил её. Это не значит, что он прямо так захотел умирать, но - что он не зависит от заячьего трепетания пугливого человеческого сердца...

  В конце концов, любовь стоит того, чтобы погибнуть ради неё! Потому что Пушкин знал: если его полюбит Русская Душа, - то только погибшего, мёртвого... А пока - он разделит эту жизнь с красивой девочкой, грудь которой "окована бронзой", - как у того, кто отправил в море Вергилия... ***

                *   *   *

  Это удивительное совпадение, - или - неужели он специально подобрал себе именно эту квартиру?! .. Да нет, как он мог знать?.. Но умер Пушкин - как известно, - в квартире Сергея Григорьевича Волконского, - на Мойке, 12, - превзойдя его в почёте и любви, - навсегда, - и навсегда обратив Русскую Душу - лицом к себе, - но - ценою своей земной жизни...


Продолжение: http://www.proza.ru/2016/11/26/884



* "Погибну!" - Таня говорит...

** Алиса Бейли(англ. Alice Ann Bailey; 16 июня 1880, Манчестер — 15 декабря 1949, Нью-Йорк, США). Теософ, писательница, основательница организации «Люцис Траст» и Школы Арканов, распространяющей духовные учения, преподаватель. Является автором книг по духовной, оккультной, астрологической и религиозной тематике. Книги и идеи Алисы Бейли являются одним из источников движения нью-эйдж, и считается, что она ввела сам термин New Age./Википедия.



*** В "Подвигах Геракла".

****"Что у ней за сердце? твердою дубовою корой, тройным булатом грудь ее вооружена, как у Горациева мореплавателя..." / А.С. Пушкин - П.А. Вяземскому. 05.11.1830. // Реминисценция из подражания оде Горация (кн. I, ода III) И. И. Дмитриева (1794):

Конечно, твердою, дубовою корой,
Тройным булатом грудь была вооруженна
Того, в ком перва мысль родилась дерзновенна
Неверной поручать стихии жребий свой!