Детские истории

Мария Гриднева
Детские истории.

Родилась я в большом богатом селе, в крепкой казачьей семье, где не поощрялось нытье, и  дети  с полуслова  понимали,  что делать  нельзя,  а что можно.  Нас было трое  детей, три  сестренки, две почти однолетки, отец все до сына тянул, да видать не дотянул. Вспоминается, когда второй сестричке исполнился годик,  мама поняла, что ожидается пополнение потомства. Что делать, не знала, троих детей рожать они явно не планировали.

 УЗИ тогда и в помине не было, и всезнающие соседки убеждали маму: «Рожай! По всем признакам  сын будет! Живот, не такой у тебя, как был прежде!»
Всегда жизнерадостная соседка Наталья  давно мечтала о дочери, но Бог дал ей два сына.
 И вот она начала уговаривать  маму: «Рожай, да рожай, а  если девочка будет – я ее себе заберу!»  И вправду, накупила много  маленьких детских вещичек и показывала маме, уговаривая  оставить ребенка. Та  вроде бы и соглашалась, но, когда пришло время рожать, и на свет появилась еще одна  девочка –  сразу отбросила мысли отдать ее кому-либо и занялась воспитанием малышки.

- На меня похожа! - обрадовался отец, внимательно вглядываясь в лицо новорожденной дочери,- мои глаза, мой нос, и все стало на свои места.  Младшая сестренка  сразу  стала его любимицей, была светловолосой, смышленой, очень подвижной.
Мама разрывалась между детьми, хозяйством, большим огородом. Всех  надо  накормить, обстирать, как малых, так и старых. Сварить еду  для живности, что жила  в подворье,  а это утки,  куры,  кролики, поросенок, кот Васька, да  гавкучий пес Тузик, надежно охранявший все это большое хозяйство.
 
Сестренка росла спокойной, не крикливой и не доставляла больших хлопот семье. Одно  беспокоило маму – долго не заживала пуповина, но эту проблему помог  решить детский врач – педиатр, которая вскоре пришла на осмотр новорожденной. Мама в это время возилась в огороде,надо было лебеды для кур и поросят нарвать, кукурузу прополоть, и много чего в саду сделать. Младшая сестренка находилась под нашим детским присмотром. Врач дала нужные рекомендации, что-то отметила в своем журнале, посоветовала  делать более частые влажные уборки в доме и ушла по своим врачебным делам. Время шло, малышка незаметно подрастала.

- Покорми Лену кашкой- как-то наказала мне мама усталым голосом.
Сама же перевернула вверх ножками деревянную табуретку, сделанную руками отца – столяра, поставила в нее малышку. Мне вручила большую алюминиевую кружку с манной кашей, из  нее исходил  обалденный  запах, и отправилась во двор  по  домашним делам. А дел  было невпроворот, и как она умудрялась управляться с малыми детьми, огородом и большим хозяйством? Мне так хотелось этой каши, но она была только для младшей сестренки. В то время манной крупы не было в свободной  продаже,  выдавали ее  для маленьких деток. Не выдержав, я чуть-чуть на кончике ложечки попробовала  кашку и начала кормить сестренку, которая, как галчонок, открывала  маленький ротик и быстро заглатывала.
С тех пор я обожаю манну кашу! Это одно из любимых моих  блюд.

И вот младшей сестренке исполнился годик и родители  решили нас отдать в садик. Мама обязана была выйти на работу.
  - Это хорошо, что еще в годик, раньше вообще отдавали деток в ясли, когда им исполнилось месяца по три, - вспомнился рассказ моей  бывшей старшей  коллеги по работе, Тамары Леонтьевны.
 -Представляешь, рассказывала она, отдала я своего Игоря в ясли, а в обед надо бежать кормить его грудью, и потом  после обеда  опять. 
 -И, что, отпрашивались с работы кормить грудных  деток? - удивленно переспросила  я у нее?.-  Да … работали и бегали, - пояснила она. Мы обязаны были выходить после родов на работу. Время тогда было такое.

Помню, оформили нас родители в детский садик, а до него добираться далеко,
 маленьких деток  на нашей длинной улице много, и транспорта, естественно, никакого.  И вопрос с доставкой детей в садик был решен следующим образом :
 Рано утром, когда солнце только успевало оторваться от земли, по улице проезжала  телега – «бричка», как ее все  называли, с парой лошадей в упряжке. Поперек брички были сделаны длинные скамейки. Деток усаживали  в рядок, старшие присматривали за младшими, придерживали их, и  благополучно, без всяких происшествий, подъезжали к садику, там всех встречали нянечки.
  -НООО!!! Поехали! - Кричал старый дедушка, придерживающий лошадей за поводья.
-ТПРУУУУ! Приехали! - командовал он по прибытии, и лошади спокойно, четко  выполняли команду. Они понимали своим лошадиным умом, что везут маленьких детей, и никогда не допускали разных выбрыков.

В садике за нами неплохо присматривали, хорошо кормили, продукты были натуральные и мы мало болели. А если и болели, то почти не лечились таблетками, пили теплое, настоящее коровье молоко. Парили ножки в ведре с горячей водичкой, укутанном теплой фуфайкой. Затем запрыгивали в постель, и все быстро проходило, не было у нас больных гланд и тонзиллита.
- Кто хочет помочь почистить молодую картошку? - держа в руках алюминиевую кастрюльку, спрашивали иногда старших деток работники кухни. Мы садились в кружок во дворе теплым летом, держа в руке немного острые деревянные щепки, с удовольствием чистили картошку и вареные яйца на обед  для всех групп, насколько хватало нашего детского терпения.

- А давай пойдем, вызовем няню Маныш и попросим армянского сыра? - как-то предложила мне младшая  подружка Люда во время прогулки в детсадовском дворе. Армяночка няня Маныш жила рядом по соседству с садиком, ее дом отделял  деревянный зубчатый забор.
 - Да неудобно как-то - отмахивалась я, крутясь на одной ноге.
 - Давай позовем, моя мама ее хорошо знает!- настаивала она, посматривая в сторону домика. Мы, дети, любили добрую няню Маныш.
- Няня Маны -ыш! Няня Маныш! - громко закричали  через забор, пытаясь на него взобраться! Дайте нам сыра!
Вышла наша добрая няня, и как волшебница из сказки и угостила нас настоящим армянским сыром.
 
Я до сих пор люблю этот вкуснейший армянский сыр, помню его привкус, и когда приезжаю с далекой Украины домой на Родину, в родное село, всегда иду на рынок и наслаждаюсь этой вкуснятиной. Сыр армянский бывает в виде ниток, этакий моток, который ты с удовольствием откусываешь. Либо сочные прямоугольники, нарезанные по всей длине ленты. Ну и всем известная брынза. А какой  вкусный кавказский лаваш! Такие на Украине не пекут, здесь пышки получаются, а не лаваш.

Еще я иногда пытаюсь засаливать с дачи верхнюю часть бураков, убрав немного листья.
Тогда, в детстве мы часто с соседскими детьми делились едой, той, что была дома, ведь взрослые находились на работе.
 Рядом на улице  жили  соседи армяне, они угощали меня соленым бураком с хлебом, и сыром армянским.
В то далекое время не было компьютеров. Все свое свободное время мы, дети проводили на улице. Весело играли в разные веселые игры: в «Лапту»,  «Выбивного» с мячиком, и в «Классики». И были абсолютно здоровы и счастливы.

А сейчас детей во дворе не увидишь - все, придя со школы, быстро усаживаются у компьютеров и играют в разные игры.
Вот и вчера мы забрали со школы нашего десятилетнего внука, и он в первую очередь уселся у компьютера, забыв про уроки.
И знаете в какую игру он играл? Уверена, что сроду не догадаетесь, во что могут играть наши дети.
Он играл в игру "Расчленить человечка". И этим все сказано.

 Я посетил края родные (песня)

Душа звенит, струна играет,
Смеется сердце и поет,
Мой край родной меня встречает,
Дорога к дому приведет.

Деревья ветвями склонились,
Игривый ветер листья рвет,
Края родные долго снились,
Но сон прошел и в путь зовет.

Припев:
Не плачьте тучи грозовые,
Несите прочь мою печаль,
Я посетил края родные
И лет прошедших мне не жаль.

А у калитки на скамейке
Меня встречают старики,
Заждалась вся моя семейка,
Подрос внучонок маленький.

Как быстро годы пролетели,
Не повернуть нам время вспять,
Мы долго ехали, летели,
Чтоб стариков к груди прижать.

Припев:
Не плачьте тучи грозовые,
Несите прочь мою печаль,
Я посетил края родные
И лет прошедших мне не жаль.

.