Воспоминания Бландова Владимира о дороге в комсомо

Александр Жгутов
 Фото из архива Бландова В.  Бландов третий справа в верхнем ряду.            

                Глава вторая

    Воспоминания Бландова Владимира о дороге в комсомол.


    В декабре 1959 года в комсомольской организации  Чаромской средней школы нас, учеников 8-го класса, приняли в ряды Ленинского комсомола, но чтобы получить комсомольские билеты, всем следовало ещё пройти процедуру утверждения в райкоме ВЛКСМ, который находился в поселке Чёбсара. От нашей деревни Красново до Чебсары  по зимней дороге- «протяжнику» было 20 километров. Вся группа, 10 или 12 новоявленных комсомольцев, вместе с секретарем комсомольской организации, фамилии его уже не помню, рано утром  от школы до пос. Шексна уехали на автомашине, а дальше пригородным поездом до Чёбсары. Там их устроили на ночлег в Доме крестьянина, а на следующий день приказали явиться в райком.  Мы с Алексеем Цветковым, проживавшим в деревне Астралиха, решили идти пешком. А то, как же, мы же теперь комсомольцы и  трудностей в  пути не побоимся.
    Это был понедельник 14 декабря 1959 года.
С Алексеем, как договорились, я встретился в половине двенадцатого дня в деревне Лодыгино и, не зная дороги, пошли в сторону пос. Чёбсары через деревни: Фомушино, Березуги и Беспутово.
В деревне Беспутово мы  в раздумьях остановились на  развилке  двух хорошо накатанных дорог. Я предложил Алексею: - Давай спросим? А он мне сказал, что  с кем-то летом год назад ходил до Новой Деревни (Малышино - её старое название) и надо идти по левой дороге. Этим он меня и убедил.  Из деревни  Беспутово  мы вышли во втором часу дня.  Рассчитывая, оставшиеся до Чёбсары 12 километров пути, пройти  примерно за два часа. Там сфотографироваться на комсомольские билеты, поужинать в столовой и расположиться  на ночлег  со своими одноклассниками.
Одно дело  планировать, а совсем другое, как говорится: было ровно на бумаге, да забыли про овраги.
Дорога шла всё лесом, поворотом за поворот. Берёзы, осины прямые, высоченные, до 20 метров. Сучья только на самых вершинах. Ёлки тоже не меньше, только сучьев больше. День стоял пасмурный, деревья в инее, красота необыкновенная. На деревьях, то тут, то там  сидело много тетеревов, рядом с дорогой взлетали куропатки. Но что казалось удивительным,  нам в путине встречались ни люди, ни машины, ни трактора. За два часа этого пути я успел подробно рассказать Алексею содержание  двух серий кинофильма «ЧП», а между тем до Новой деревни так и дошли. Дорога становилась всё хуже и хуже. Мы стали задумываться над тем, что идем не туда. Вдруг впереди и справа услышали  стук колес и гудки паровозов. Через полчаса дошли до трактора ДТ-54, который провалился в большой омут Баскова ручья, впадающего в реку Масляная. Эти подробности о водоёме мы узнали позже, от лесника Иванова Ильи Ивановича, после нашего возвращения в деревню.   Из-подо  льда торчала только одна фара  и немного капота и верхняя часть кабины трактора.

 Мы прошли ещё немного вперед, но дорога стала совсем пропадать, и мы вынуждены были вернуться к утонувшему  трактору. Время было около трех часов дня, темнело. Постояли, подумали куда идти. Если назад, ещё столько же времени потеряем, а если вперед, то куда придём?  Потом увидели, что от трактора в сторону железной дороги идет еле видимая занесённая снегом тропка. Мы не пошли, а побежали по этой тропинке, надеясь, что она нас выведет к железной дороге. Алексей даже залезал на высокое дерево, чтобы осмотреться, но ничего кроме леса вокруг  не увидел. Где-то минут через 30-40 нашего бега и быстрой ходьбы , мы вышли на конную дорогу. Примерно через километр дорога стала расширяться, появились следы тракторов и автомашин, но стало уже совсем темно. Прошли ещё километра два, нам встретился местный лесник на лошади, запряженной в  сани. Мы расспросили его о том, куда ведет эта дорога и далеко ли до Чебсары. Однако, сначала он допросил нас: кто мы, откуда  и куда и  как  сюда попали. Когда всё разузнал,  очень удивился  и сказал, что идем мы правильно, что  до Новой деревни около 2-х километров, а до Чёбсары – 8 км. Было уже пять часов вечера.
     Алексей с собой имел горбушку черного хлеба, а у меня оказалось несколько кусочков сахара. Этим припасами мы  немного подкрепились, но голод всё равно утолить не могли. Не доходя до деревни с полкилометра, встретили женщину, которая собирала с обочины дороги сено, свалившееся с саней у  перевозчиков. В те времена все поляны в лесу выкашивались, а зимой  сено из стогов вывозили к фермам на тракторах, автомашинах и на лошадях. Мы  спросили у тётки, далеко ли до поворота на Чебсару. Она  попросила нас помочь ей дотащить её чунки с сеном (самодельные санки в деревенском доме) до отворотки в деревню. Помогли мы женщине докатить её санки, повернули  на чёбсарскую дорогу, а идти дальше,  вроде бы уже и сил нет.
     Я вышел из дома в одиннадцать, а  часы показывали почти 18, а впереди ещё лежал путь в шесть километров по ночному лесу.  Самочувствие Алексея  тоже находилось на нуле. Бредем  еле-еле, вдруг видим впереди из леса метрах в 200 от нас выезжает машина. Мы рванулись вперед из последних сил, рассчитывая, что нас хоть немного подвезут, но мы не добежали метров 40, как машина с дровами выехала на дорогу и уехала в сторону Чебсары.  Так и потащились мы дальше. Кое-как дошли до вокзала в Чёбсаре. Зашли в станционный буфет, а там очередища за пивом. А мы есть хотим, нам не до пива, времени семь часов вечера, считай уже ночь. Нашли столовую выпили по 2 стакана чаю с хлебом и вновь вернулись на вокзал. Там и заночевали, сидя на деревянных диванах, притулившись головами, друг у друга на плече. Утром попили чаю в буфете и отправились искать райком комсомола. Он в то время находился на первом этаже в двухэтажном здании.  Там встретили своих комсомольцев. Они отдохнувшие, сфотографировались ещё накануне, устав подучили.  Всех нас приняли в ряды ВЛКСМ, у кого были фотографии, им билеты сразу вручили. Мы с Алексеем сфотографировались только после  утверждения нас  на заседании райкома. Закончив наши комсомольские дела, мы с Алексеем начали обратное движение в сторону дома. Около столовой,  (раньше называлась «чайная») увидели автомашину газ-51 из нашего колхоза «Дружина». Обрадовались. Дождались шофёра  Диму Вересова.  Он с кем-то из колхозников привозил  льнотресту на льнозавод.  Мы забрались в кузов и через сорок минут были уже на Лодыгине, а я в 2 часа дня  пришел домой голодный как волк, уставший, но довольный, что меня приняли в комсомол.  Вот такой  путь  нам с Алексеем пришлось пройти до райкома комсомола.
     Сколько  километров намотали ради того чтобы нас утвердили членами ВЛКСМ, одному Богу известно.
Вот так вот, и Бог, и комсомол, «в одном флаконе» оказались в лексиконе правоверного комсомольца Бландова.
 По моим  прикидкам в тот понедельник  14 декабря 1959 года прошли за восемь часов больше 45 км.
    Через неделю мы опять с Алексеем поехали на лыжах получать билеты, вышли рано утром. Дорогу к тому времени замело и машины уже не ходили, но мы хорошо запомнили наш путь и больше не блудились по лесу.   В этот раз мы управились за один день. Единственное, что не помню,  кто тогда был секретарем райкома комсомола и секретарем школьной организации.


http://www.proza.ru/2016/11/24/1569