Лётные будни и минуты Подвига! - 4 часть

Александр Гашин
Из воспоминаний Владимира Зиновьева.

     На аэродроме при медицинском контроле экипажей оказалось, что один из борттехников самолёта 76578 нездоров, его отстраняют от полёта. Соответственно этот самолёт не может выполнять задание без повторной предварительной подготовки другими бортовыми техниками. Лётный экипаж самолёта 76578 без борттехников перебрасывают на командирский самолёт, и уже с борттехниками командира полка этот экипаж был готов к выполнению полёта в составе пятёрки.
     Это было необходимо для того, чтобы не откладывать вылет этой пятёрки. Он был по времени запланирован раньше вылета десятки. Тем временем на самолёте 76578 срочным образом проводилась предварительная подготовка уже другими борттехниками и экипажем Калмыкова, который впоследствии станет ведущим десятки.
     Пятёрка самолётов улетела в Насосный. После окончания предварительной подготовки новыми борттехниками 76578-го десятка самолётов вылетает на аэродром Кривой Рог на дозаправку. Казалось бы, всё хорошо, но на аэродроме Кривой Рог проверяющие органы инженерно-технической службы обнаружили нарушения в документации самолёта 76578, прежде пропущенные в результате спешной предварительной подготовки данного воздушного судна.
     Командир полка полковник Калмыков принимает решение: экипаж самолёта (кроме борттехников) самолёта 76569 с командиром капитаном Дорогушиным пересадить на самолёт 76578 и отправить на базу в Арциз для устранения нарушений; сам же с экипажем пересел в самолёт 76569. Недостающий пятнадцатый самолёт решили изыскать в Арцизе и пустить тоже напрямую в Насосный. Вот так необычно складывалась обстановка вокруг этого события.
     В это время первая пятёрка самолётов прибыла на аэродром Насосный и приступила к загрузке личного состава 217го парашютно-десантного полка. По истечении некоторого времени начали прибывать самолёты, которые заправлялись в Кривом Роге. И вот аэродром Насосный превратился в большой пчелиный улей. Самолёты садятся, загружаются и выруливают на взлёт. Первая пятёрка самолётов уже загружена. Взлетает первый. Уходит. И так по очереди. Взлетает пятый самолёт из первой пятёрки 76578, выполняет маневр после взлёта левым разворотом через точку аэродрома с набором 4500м на исходный пункт маршрута Цнори.
     На полосу выруливает Калмыков и начинает прогревать двигатели, по мере готовности, после загрузки, за ним вереницей следуют остальные самолёты. Замыкающий самолёт первой пятёрки уже занял высоту 4500м, подходит к пункту Цнори и устанавливает связь с Баку-контролем, который управляет в верхнем воздушном пространстве. Экипаж Калмыкова прогрел двигатели и запросил взлёт. На предварительном старте стоит очередной, готовый занять исполнительный старт после взлёта предыдущего. Самолёт 76569 выполняет взлёт, после уборки механизации (шасси) и набора безопасной скорости переводит режим работы двигателей из «взлётного» в положение «номинал», выполняет первый разворот с выходом на точку аэродрома.
     В это время помощник командира корабля старший лейтенант Валерий Вологин связывается с Баку-подходом. Докладывает, что произвёл взлёт с Насосного, и просит набор высоты. При данном режиме работы двигателей самолёт уверенно может занять заявленную высоту 4500м к исходному пункту маршрута Цнори, но опять всё пошло не так.
     Диспетчер Баку-подход даёт информацию о том, что в этом районе идёт проходящий борт на высоте между их высотой и 4500м, поэтому им необходимо занять высоту 4500м немного раньше расчётной.
     Калмыков принимает решение об увеличении вертикальной скорости набора. Для этого он даёт команду: «Режим взлётный». Инструкция позволяет это делать до высоты 3000м. Борттехник переводит ручки управления двигателями на режим «взлётный». Нагрузки на двигатель увеличились.
     Между валами двигателя стоит подшипник, который работает в тяжёлых условиях при больших нагрузках и температурах, что требует постоянную качественную смазку и охлаждение. При заклинивании он начинает работать как фреза на токарном станке, что и случилось на 76569-ом. Этот подшипник как лезвием срезал ось турбины, и она под давлением газов вылетела из двигателя и ударилась в нижнюю часть крыла, разрушив топливные баки. Керосин хлынул большим потоком. Пожарная система при этом бесполезна. Единственное правильное решение? В кратчайшее время произвести посадку.
     На фото: Автор этой картины неизвестен. Если кто знает напишите.
Продолжение находится здесь: Лётные будни и минуты Подвига! - 5 часть http://www.proza.ru/2016/11/24/1212