Размышление о российской нации

Николай Мурашев
   В Государственной Думе Российской Федерации рассматривают идею разработки закона о российской нации, которую поддержал президент РФ Владимир В.В.Путин на заседании Совета по межнациональным отношениям в Астрахани 31 октября. Как объяснил автор инициативы, завкафедрой Российской академии народного хозяйства и государственной службы Вячеслав Михайлов, такой закон принять надо, так как каждый трактует понятие "российская нация" по-своему, законодательно оно не прописано.  А в словарях - вольница суждений.

   В отношении термина  "нация"  нет стандартизованного понятия, а есть представления о географическом обрамлении и политической организации населения в качестве  государств, где сплочённость людей не является фундаментальным признаком общественных отношений. Это порождает  множество суждений о нации.
 
   Так что же такое Нация?  Этот вопрос я задаю, приглашая читателя к рассуждениям о понятии термина в преддверии появления закона (!) .  Вреда от рассуждений не бывает, а польза - весьма вероятна.  Читатель, давайте пойдём рядом с единственной целью - каждому сформировать сугубо своё (авторское) суждение о нации, и  это позволит нам с интересом ознакомиться с будущим законом.
 
   В "Советском энциклопедическом словаре, издания 1983 года, понятие термина "нация" следующее.   "НАЦИЯ - это исторически сложившаяся устойчивая общность людей, образующаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, некоторых особенностей  культуры и характера.  Она возникает из различных племён и народностей в период преодоления феодальной раздробленности на основе капиталистических экономических связей, образования внутреннего рынка. В условиях капитализма состоит из классов  с  противоположными интересами, идеологиями и культурами."

   Из Википедии следует: "На;ция" (от лат. natio — племя, народ) — это социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность индустриальной эпохи.  Она может быть как политическая общность граждан определенного государства и как этническая общность.

   Сторонники политической конструкции нации полагают, что нации представляют собой искусственные образования, целенаправленно сконструированные, созданные интеллектуальными элитами (учёными, писателями, политиками, идеологами) на основе национального проекта.  Основоположник этой конструкции - Бенедикт Андерсон - определяет нации  как воображаемые политические сообщества рационально мыслящих индивидов и нация существует лишь в их головах.
 
   Академическая наука обоснованно отрицает такое понятие как «этнонация», и признает нацией только политическое объединение граждан на основании общего гражданства.  Такое суждение учёных не требует особенного напряжения мышления - бац, и вот вам истина. Всё оказывается примитивно просто и  никаких заморочек с какой-то там общностью людей: общее гражданство и всё.

Примечание: Заметим, что понятия политической и этнической наций в приведенных определениях   не охватывают всё население государства, не содержат мотива для их образования и  не связаны с понятием термина "народ".  В них также без внимания оставлен важнейший признак - сущность общественно-экономической формации государства, что в  обществе с классовыми антагонистическими противоречиями исключается возможность общности населения. Тут уместно вспомнить, что политика - это служанка экономики, что экономика является фундаментом для надстройки, которой является политика. Это воспоминание должно помочь понять, что политическая конструкция нации полностью зависима от экономической формации государства. И если экономика порождает расслоение населения на классы и классовые антагонистические противоречия, то понятие нации может определяться только общностью буржуа и властной элиты.

   Отрицание академической наукой понятия моноэтнической или полиэтнической нации основывается на следующем.  Язык не является универсальным  признаком для идентификации ни политической,  ни  этнической нации. Есть нации, которые делят друг с другом один и тот  же язык (таковы немецкий, английский, арабский, сербохорватский), а есть нации, говорящие на чужом для всех или почти всех этнических групп языке — индийцы, ханьские китайцы (два основных разговорных языка Китая, пекинский и кантонский, хоть и именуются диалектами, но лингвистически отстоят друг от друга дальше, чем английский от немецкого). Имеются также примеры, когда значительная часть представителей определенной нации не владеет языком своей нации. В Швейцарии единая нация пользуется четырьмя языками: немецким (65 % населения), французским (18,4 %), итальянским (9,8 %), и ретороманским (0,8 %). В Германии существует множество местных диалектов, сильно отличающихся от нормативного немецкого. В Пакистане национальный язык — урду. На нем говорит только 7 % населения.

Примечание: Это замечательный пример к определению понятия термина "язык", подтверждающий, что это  лишь  средство общения: формирования речевых конструкций мышления.

   В международном праве термин "нация" является синонимом национального государства."

   Впервые понятие "нация", в его политическом значении, появилось именно в ходе Великой Французской революции, когда возникла необходимость сформировать некую общность граждан взамен утраченного «подданства французской короны» или «английской короны». 
   На этом я заканчиваю реферативное и некоторым образом критическое  изложение сведений из Википедии.

   Заметим, что французам (в предыдущем абзаце) понадобилось единство менталитета населения, идентифицируещее их общность и создающее определённую систему общества - республику. Это  единство менталитета населения - крайне важное обстоятельство, определяющее сущность понятия "нация".

   В  «Большом толковом словаре» на сайте «Грамота.ру»  говорится:  "НАЦИЯ - это исторически сложившаяся устойчивая общность людей, образующаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и духовного облика. Государство,  страна."

Примечание: При сравнении этого определения с определением термина, данном  в "Советском энциклопедическом словаре, издания 1983 года",  в нём обращает на себя внимание антинаучное ретуширование важнейшего качественного признака явления  - классовых особенностей  общества и размывание границ общности людей по всей площади государства.
 
   Ключевыми качественными признаками  термина  из  «Большого толкового словаря» являются  «устойчивая общность людей» и то, что термин "нация" присущ  только государству. При этом не ясно, чем измеряется устойчивость заявленной общности людей.
   История свидетельствует, что устойчивость общности людей ещё не гарантирует  от исчезновения её и  нации.  Достаточными  причинами этому могут быть или  изменение  общественно-экономической формации государства и  возникновение в обществе антагонистических социальных противоречий,  или разрушение страны, или утрата ею своего суверенитета.    Общий литературный язык, общая история, общая территория государства, общая народная собственность, общность экономических связей и духовного облика - всё это не составляет надёжных скреп в менталитете населения страны, пример этому - СССР.
 
   Таким образом, определение термина "нация", данное в «Большом толковом словаре" , нельзя признать правильным.
 
   Что безусловно, на мой взгляд,  определяет понимание термина "нация", так это единство менталитета населения или групп населения, идентифицируещее их общность и создающее определённую интеллектуальную систему то ли  в среде населения государства, то ли общенациональную интеллектуальную систему всего населения.   Другими словами, единство мышления людей  о пригодности среды для их обитания, а также их согласие с целями и задачами развития этой среды,  являются ключевыми в понимании нации.
 
   В современной России нации пока нет:  население государства не представляет единства, состоит из классов, властной номенклатуры, кланов и  различных идеологических групп, общественные отношения которого поражены коррупцией и характеризуются классовыми антагонистическими противоречиями.  Подчас формула «каждый за себя» становится классической для выражения общественных отношений.   Территория государства не является родиной для всего населения.  Множество представителей различных социальных групп людей покинули её или намерены покинуть. Множество представителей различных социальных групп паразитирует на её природных   ресурсах, снижая их стоимость на международном рынке посредством вывоза своих капиталов за рубеж.  В стране нет нации и  даже нет политических партий, предполагающих в своих программах её создание.
 
  Не поняв сущности термина "нация", не изменив качество российского общества, "забавным" должен быть  проектируемый закон.

  В моём понимании,  термин "НАЦИЯ" -  это всё население государства  с  общественно-экономической формацией, не создающей  антагонистических противоречий,  характеризуемое его единством  и  организованностью по достижению национальных целей, образующее интеллектуальную систему, и обретшее на этом основании  титул – НАРОД. Это определение является одновременно  политической и этнической конструкцией   и основано на коллективном РАЗУМЕ всего населения государства.

  Нацию невозможно создать в одночасье по государственному закону -  она требует   в течение длительного периода времени формирования условий, способствующих сплочению людей и подготовки их к участию в референдуме по принятию закона о нации.   Закон о нации  приобретёт смысл только на основании референдума.

  Заметим, что ни в каких публикациях в определении термина "нация" нет её приверженности к такому качественному признаку как ум (интеллект), то есть, об умной нации никто и нигде речи не ведёт, но именно качество мышления людей - населения государства - и определяет сущность их совокупности.

Примечание:  Читатель, чтобы не создавать конфронтации суждений об определении наций в других государствах, давайте будем считать, что есть просто нации, но могут быть и умные среди них.

  Определяющими признаками умной нации в стране, на мой взгляд,   являются следующие: нет антагонистических противоречий между классами и сословиями общества; мотивы сплочения у граждан устойчивы и значительны; нация  бережет себя, свою территорию, свою Природу, рачительно эксплуатирует недра; нет разрушающей идеологии; власть уважаема; экономика самодостаточная, эффективная и мотивирует развитие отечественных отраслей науки, промышленности и сельского хозяйства на основе собственных интеллектуальных решений; безработица отсутствует; власть и большинство её граждан заботятся о возвышении интеллектуального потенциала страны, обеспечении  её интеллектуального суверенитета и международного авторитета; количество дураков в стране (людей, совершающих поступки, вредящие гражданам  и нации в целом) не более 1 %, относительно всего населения. А во власти их вообще нет; власть выражает интересы большинства (более 80%) её населения и устремлена на создание благоприятных условий жизни граждан страны; границы территории государства в мировоззрении людей совпадают с границей их представлений о Родине;забота о здоровье детей, о развитии способностей их разума, об ориентировании его интереса к познанию и творчеству, является приоритетной государственной политикой; установлен культ семьи; образ женщины величественен и почитаем; нет брошенных, бесхозных и не обжитых земель; совершение преступлений законов жизни общества блокировано чувством стыда; средства массовой информации способствуют возвышению интеллектуального потенциала каждого гражданина и лишены пропаганды псевдоценностей жизни людей и общества; в стране очевидны  умная экономическая, национальная и информационная политики; умная демократия является замечательным признаком умной нации.
 
 Признаками умной национальной политики в стране являются :
- наличие в ней умной нации как интеллектуальной системы, образованной единством устремлений граждан  к созданию, сохранению и развитию нации;
- отсутствие и недопущение  причин разобщенности населения;
- интеллектуальное возвышение и социальное благополучие  граждан;
- создание обстоятельств, формирующих в мировоззрении граждан гордость за страну – среду своего бытия, и понимание своей  заинтересованности в её суверенитете, экономическом и военном могуществе.

   Определяющими признаками умной информационной политики в стране являются:
- подчинённость её признакам умной нации; подчинённость признакам и задачам экономики умной нации; подчинённость задачам умной национальной политики;направленность на сплочение граждан,  формирование, сохранение и развитие нации; направленность на возвышение интеллектуального потенциала граждан; направленность на формирование у граждан правильных представлений о понятиях жизненно важных терминов; пропаганда жизненных ценностей общества и жизненных ценностей человека, не вступающих в конфронтацию друг с другом; пропаганда достижений наук и искусства; пропаганда осознанной потребности заботы о собственном здоровье и бережного отношения к своему времени жизни; пропаганда культа семьи, бережного и возвышенного отношения к женщине и ребёнку, учтивого отношения к старикам; направленность на формирование в мировоззрении граждан понимания своей сопричастности к возвышению интеллектуального потенциала нации; направленность на бережное отношение к правдивой истории поколений страны; информирование граждан о планируемых, решаемых и решенных задачах нации; содействие формированию в мировоззрении граждан гордости за среду своего обитания – страну; содействие формированию в мировоззрении граждан заинтересованности в суверенитете, экономическом и военном могуществе страны; подчинённость задачам оперативного информирования граждан об опасностях и обстоятельствах, сопряженных с опасностью; подчинённость задачам мобилизации общества на активное развитие страны, на освоение территории Сибири и Дальнего Востока,  на преодоление различных бед; подчинённость задачам воспитания и интересам подрастающего поколения, молодёжи страны; расширение кругозора граждан;развлечение граждан;  отсутствие в стране информации о жизни преступного мира, деградировавших людей, о жестокости и всём том, что дезинформирует психику человека, возбуждает в ней немотивированные защитные реакции, стресс, и предлагает псевдоценности в качестве целей для успешного бытия.

Примечание: признаки умной экономики и признаки умной демократии опубликованы на моей авторской странице.

Величие нации – народа - может быть выражено только величием её  духовного  единства и  величием интеллектуального потенциала в прошедшем и настоящем времени, её международной значимостью и суверенностью.