Мосты памяти - 1 гв. АПИБ 1974 г. Катастрофа Су-7у

Селезнёв Александр Александрович
КАК ЭТО БЫЛО….

                Хочу предложить Вам на несколько минут переместиться в 1974 год, когда в кабинете командира
                1-го Гвардейского авиационного полка истребителей бомбардировщиков,
                в календаре, красным карандашом была подчёркнута дата - 20 ноября 1974 г.

  ... Шли обычные тренировочные полеты. Сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик пилотируемый летчиком 2-го класса старшим лейтенантом Степаненко Валерием Николаевичем и заместителем командира полка, подполковником Николаевым Виктором Алексеевичем - летчиком 1-го класса,  включив форсаж, плавно оторвался от бетонки, убрал шасси и перешёл в набор высоты. Над "дальним", развернулся на расчётный курс, продолжая набор до заданного эшелона и вышел из круга в пилотажную зону...
...На СКП привычно жужжали вентиляторы, были слышны переговоры службы ИАС, оператора РСП и руководителя посадки, приглушенный разговор дежурного по связи.... Одним словом, всё шло согласно плановой таблице... На ВПП выруливал очередной самолёт для взлёта ...
... Вот и центр зоны, с характерной излучиной на реке Тиса. ..."Фокстрот 524-й зону занял"... "Подтверждаю, работу разрешаю. Я Фокстрот"...
  Получив добро от РП  - ст. лейтенант Степаненко приступил к выполнению задания.  Инструктор легко держался за управление, чтобы летчик чувствовал полную самостоятельность.
  Высота 3000 м. Валерий, классически выполнил "глубокий вираж" влево, вправо (шарик в центре-лопаточка на нуле), затем "переворот-петля-полупетля" и ещё раз, "пикирование", "горка" - задание подходит к концу, осталось выполнить "переворот" с выходом "боевым разворотом". Летчик координированно сделал полубочку (перевернул самолет на 180 гр.), зафиксировал "спарку" относительно горизонта и потянул ручку управления на себя. Самолет перешёл в пикирование - в первые секунды было ощущение, что пространство за кабиной "замерло". Но это лишь какое-то мгновение... горизонт, а с ним и "кусочек" неба уходят под ноги, земля нависла над головой и начинает увеличиваться вместе с показанием скорости... - характерное свидетельство, что траектория полёта происходит по нисходящей кривой, в перевёрнутом положении...  Пройдена "вертикаль"... Наступает момент, когда летчику необходимо филигранно управляя тяжёлой машиной, вывести её из пикирования в точку начала "боевого разворота" - на заданной скорости и высоте.  Двигатель работает ровно и послушно отслеживает "пожелание" руки летчика на РУДе, нос самолёта всё ближе и ближе "поднимается" к горизонту. Перегрузка нарастает... В такие мгновения пилот мысленно, на долю секунды "впереди" своего самолёта - ... подходим к горизонту,... обороты "макс", в набор ... крен влево и с увеличением перегрузки до заданной... 
  Вдруг ... при угле пикирования, примерно 40 градусов и на скорости около 1000 км/час., самолет резко бросает влево!!?? Сильный хлопок - за стеклом фонаря: небо...земля...горизонт...снова небо и это всё в сопровождение резких знако-переменных перегрузок... Произошло непоправимое - оторвалась левая плоскость крыла!!!... Машина перестала слушаться рулей и начала с ускорением неуправляемо падать. Вращение - беспорядочное и настолько сильное, что нет возможности поймать рычаг управления двигателем, чтобы нажать на кнопку радиостанции и передать на землю о случившимся. Инструктор - в задней кабине - пытается сосредоточиться на левой боковой панели - именно там кнопка радиостанции... и... вот.. РУД пойман (но времени для доклада на землю уже нет...), рука на рычаге нажимает не радио, а "соседнюю" кнопку - самолетного переговорного устройства - инструктор кричит: "Валерий прыгай, прыгай, прыгай,... - семь команд, но ответа никакого - голова Валерия при вращении самолета качается из стороны в сторону....
  В результате сильного бокового удара подполковнику Николаеву сломало правую руку, а Валерий получил смертельную травму головы при ударе о прицел....
 Самолет продолжает падать и к этому моменту уже потерял около 1500 м. высоты. Подполковник понимал, что сейчас всё что осталось от самолёта - начнет рассыпаться на части - левой рукой он дотягивается до ручки сброса фонаря... фонарь слетел (опалив ресницы глаз пиропатронами). Нажата скоба катапультирования - заработала автоматика катапульты: вылетело кресло... открылся первый стабилизирующий парашют, затем второй ... выбросил летчика из кресла и наконец открылся спасательный парашют, а высота уже 100 м...  Автоматика не подвела - прошло только несколько секунд, а сколько она сделала.
  Посмотрев вниз у Виктора Алексеевича по спине коварно пробежали мурашки, под ним была вода - осенний разлив реки Тисы. На улице 20 ноября, вода уже холодная (очень). Быстро расстегнув лямки парашюта сбросил кислородную маску, и, только успел освободить перебитую руку, как вот и вода... На одной левой далеко не уплывешь, а до берега 400, а то и 500 метров, да и до ближайшей дамбы не меньше. Осмотрелся, заметил (примерно) в 100 м. затопленное дерево, поплыл к нему - одежда быстро намокает, а снять ее невозможно - сломана рука (в последствии оказалась - это не единственная травма). Когда до дерева осталось 10 - 15 метров, силы начали предательски покидать левую руку лётчика – превозмогая боль пришлось помогать правой....

  ...Отметка самолёта 524-го неожиданно исчезла с экрана обзорного локатора. 
Оператор немедленно сообщил об этом РП.
  ... "524-й Ваше место"..."524-й Ваше место"..."524-й...Я Фокстрот.. Ваше место"...

  В радиоэфире наступила зловещая тишина.....
 
  И только голос РП: "501-й Фокстроту" ... "501-й парой во второй" ..."501-й Вам выход на точку с проходам через центр третьей на 500"..."501-й Понял"...."Всем бортам...Я Фокстрот...Я Фокстрот...Ковёр"...
  И уже по внутренней связи:  "Внимание!!! Службе поиска и спасения...Тревога!...Готовность номер один..."

  Подполковник Николаев держался за ветки дерева левой рукой (совсем уже онемевшей), чуть завалился на левый бок, пытаясь разгрузить от нагрузки правую. Он понимал надо ждать...скоро его найдут... Где-то сзади, стал слышен гул самолёта, в стороне от него, прямо через зону, где они с Валерием только что пилотировали, пролетела пара самолетов - он догадался - это командир...значит уже ищут....

  "Фокстрот...501-му"..."Фокстрот на приеме"..."501...вижу купол парашюта на разливе реки недалеко от центра зоны...второго не наблюдаю..."..."Понял...501-му выход к третьему на 500...Я Фокстрот"...
 
  Помощь пришла неожиданно - Петер Лайош из Пей-Аколхат услышав взрыв, вышел из дома на берег. Там уже стоял Сабо Янош (охотник, что живет в Хевеше), который и рассказал, что в воздухе у самолёта отломалось крыло и он стал рассыпаться на части.  Петер увидел как обломки самолёта чёрным дымом горят на берегу канала "Ясшаги". А вот пилот (repulo), по словам Сабо спасся на парашюте. Петер и Сабо побежали к лодке и поплыли в сторону куда приземлился парашютист.  Услышав на воде крик о помощи - определили, что летчик находится среди веток притопленного дерева. Спасатели помогли ему забраться в лодку и добраться до дома Петера. Оказавшись в тепле, Виктор Алексеевич начал остро чувствовать наплывающую боль в правом плече, жена хозяина дала ему сухую и теплую одежду - предложила горячего чаю....
 
  Вскоре прилетел спасательный вертолет, который доставил Виктора Алексеевича в госпиталь....

  Будапешт, окружной госпиталь, операционная, врачи в белых халатах, палата...  2,5 месяца в гипсе. Однако, полгода лечения - не дали желаемого результата, с  летной работой - любимой работой, Виктору Алексеевичу - пришлось расстаться.

За четкие умелые действия в сложной воздушной обстановке подполковник Николаев В.А. награжден орденом "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР III ст."

PS. Недавно встречался с Владимиром Викторовичем Николаевым - с сыном Виктора Алексеевича, встреча была душевная. Поговорил по телефону и с Виктором Алексеевичем. В общим решили - готовим машины и едем в Кунмадараш на 100-летие полка.