Галатея

Ольга Славянка
Этой произведение написано мной в студенческие годы. Я не умела писать прозу и начала с подражания маленьким трагедиям Пушкина. Я в молодости разослала эту маленькую трагедию в десяток редакций, но ответа не получила. По прошествии нескольких лет мне кто-то сказал, что пьеса (другого автора) с похожим сюжетом была показана по телевидению. Я ее не видела по телевидению и о степени сходства судить не могу.


ГАЛАТЕЯ
(маленькая трагедия в 2-х действиях)

Действующие лица:
Пигмалион
Галатея,
Орфей, пастух

Действие I
(Хижина Пигмалиона в лесу. Возле хижины жертвенный камень. Сбоку стоит прекрасная статуя женщины)

Пигмалон (с подношениями в руках отправляется к жертвенному камню)

Я стар и немощен. И я урод
И был уродом с детства.
Любви и сладостных лобзаний
И томных взоров я не знал.
Да, женщины мной брезгали; и ни одна
Не подарила мне улыбки.
Но дух могучий мой
Был страстью жгучей переполнен.
Отвергся я от мира,
И в келью дикую в лесу я удалился.
И в хижину свою я приволок
Бесформенную каменную глыбу.
И целых пять десятилетий напролет
Я высекал из этой глыбы
Взлелеянный в мечтаньях женский образ.
И здесь, у жертвенного камня
Молил богов о вдохновенье
Я каждый день.
И боги снизошли к моим мольбам -
И становилась статуя всё краше.
И трепетно  рука моя касалась камня,
И под резцом рождался дивный лик.
И наконец я понял,
Что женщины прекрасней нет на свете,
Чем та, что создал я.
Сегодня я у жертвенного камня
Пришел молить богов о снисхожденье.
О боги, сжальтесь надо мной!
Ужель не заслужил я состраданья?
Я превзошел в своих стараньях
Всех гениев в искусстве безграничном,
Постигнув тайну совершенства.
Я поседел, и близок мой конец. Я стар.
Молю, о боги, вы мою согрейте старость.
Женой мне ласковой пусть будет мой шедевр.
Вы статую – мне Галатею оживите!
Молю, о боги, сжальтесь!

(Кладет подношения к жертвенному камню. Статуя оживает).

Галатея
Кто ты, о милый старичок?

Пигмалион
Я муж твой. Я из камня высек
Тебя. И боги снизошли к моим мольбам.
Ты ожила.

Галатея (указывая на небо)
А это что?

Пигмалион
А это небо. Оно ласкать привыкло
Приятной синевою взоры.
Взгляни сюда.
Вот это солнце. Да прищурься:
Лучи светила обжигают очи.
А вот цветы… Смотри… букашки…

Галатея
Как жизнь прекрасна!
Как благодарна я тебе!

(Вдали звучит свирель)

А это что?

Пигмалион
То музыка.
Пастух играет на свирели.
Ты подожди, сейчас вернусь я.

(Удаляется в хижину. Входит Орфей, играющий на свирели).

Орфей
Кто ты, о нежное созданье?
Клянусь, на свете никогда
Не видел женщины прекрасней.
Уж не богиня ль ты?

Галатея
О нет, я Галатея.
О, как чудесна музыка твоя!

Орфей
Я для тебя готов играть хоть вечность.
Люблю тебя с первого мгновенья
Знакомства нашего.
Согласна ли ты стать моей женой?

Галатея
О да, согласна.

(Входит Пигмалион)

Галатея (указывая на Орфея)
Вот муж мой.

Пигмалион
Муж твой? Нет! Не для того
Я дни и ночи напролет, десятилетья
Тебя из камня высекал,
Чтоб ты была женой другому!

Галатея
Тебе я благодарна. Ты отец
Мне. Ты из камня создал
Меня. И почитать тебя я буду
Как отца… и даже боле.
Но… любовь свободна.
Как песня, что сложил поэт:
Её потом петь волен каждый.

Пигмалион
Ты мне принадлежишь!

Галатея
О нет!  Свое я сердце отдала ему.

(указывает на Орфея).

Пигмалион (возводя руки к небу)
О боги! Я молю о мщеньи!
Будь проклят миг,
Когда вы жизнь ей подарили!
О я, безумец, посвятил
Всю жизнь прекрасному творенью.
Вот благодарность за труды!
Она меня любить не хочет!
Как радовался я – глупец! – тому,
Из камня как она воскресла!
Ведь каменной она была моя.
Хоть каменную мне её верните!

Конец I–го действия. Занавес падает).

Действие II

(Лес, Галатея и Орфей)

Орфей
Смешной старик!

Галатея
Не говори о нем так.
Он жизнь мне подарил.

Орфей
Ну полноте!
Его я не хотел обидеть.
Старик погорячился и поймет,
Что был неправ
И молодость для счастия дана.
А счастье только с молодым возможно.
Ты счастлива?

Галатея
О да!
Мне радость жизни подарил творец,
И солнца свет, и запах трав,
И пенье звонких пташек я узнала.
Ну, а когда я встретила тебя,
То будто родилась я снова, и теперь
Всё вижу в первый раз.
Сыграй еще мне на своей свирели.

(Орфей играет на свирели)

Как музыка твоя прекрасна!

Орфей
Но ты бледнеешь. Что с тобой?

Галатея
Не знаю. Ноги будто тяжелеют,
И руки. Боже, стынет кровь.
Я каменею…
Сбылось проклятье старика,
И боги снизошли к его молитве.
Я умираю… Но, Орфей,
Пока жива я, знай: на свете
Любила я лишь одного тебя,
И сердце лишь тебе принадлежало…
Я каменею… Мой темнеет взор…
Прощай, Орфей. Ты, жизнь, прощай.

(Галатея превращается в каменную статую. Входит Пигмалион).

Орфей:
Богов ты каменной ее просил.
Бездушный камень боги возвратили.

Пигмалион
О, я глупец! Что выиграл я, бездумный!
Она была жива, и я её убил!
Как поздно понял я свою ошибку!
Как дочь она могла
Мою утешить старость
И ласкою согреть оставшиеся дни,
И землю озарить лучами красоты
Невиданной, и мир наполнить счастьем.
Как мог живое человеческое сердце
На камень я бездушный променять?!
Ужели больше жить она не сможет?

Орфей
Теперь она мертва навеки.

Пигмалион
Пять десятилетий
С усердием, в мучительных трудах
Творил вот эту статую мой гений.
Я поднялся до уровня в искусстве,
Невиданного ране.
Я достиг такого сходства с жизнью,
Что образ, созданный ваяньем,
С живым как капли в море схожи.
Ужель не может жить мое искусство?

Орфей
Искусство может жить тогда,
Когда оно в основе бескорыстно.
Постиг, старик, ты тайны ремесла
До тонкости, и в мастерстве ваянья
Тебе нет равных в мире.
Да, статуя на диво хороша.
Но требовать нельзя
Полезности и платы от искусства.
Ему лишь в жертву принести себя
Возможно.
Художник же творит не для того,
Чтоб обладать нетленной красотой,
А потому что не творить не может.
Ты Галатею создал для себя –
И посему она мертва навеки.

(уходит)

Пигмалион (возводя руки к небу)
Ужели жизнь прожита зря?!
Итак, шедевра не создал я?