Кругосветка вокруг шира или кикимора болотная

Странница Любовь
- Что, кикимора болотная, допрыгалась? Дернул же тебя черт, залезть в это болото! Какого лешего  поперлась в эту «кругосветку»? Купалась бы сейчас в свое удовольствие, загорала… Ан нет, шлея под хвост и  ну рысить… вот теперь в грязи по уши, без воды… блин, посреди воды…
Вот так костерила я себя почем зря. И правда? Ну, чего я решила сократить путь и залезла в сероводородное болото? Вонь тут стояла, как в преисподней… а еще солнце нещадно палило в вышине…хотелось пить жутко… я стояла по колено в грязи и по пояс в воде, но затхлая, солено-сероводородная взвесь была не пригодна для питья…ободранные ноги и руки нестерпимо щипало в соленой воде…я безумно устала и не могла больше идти. А самое главное я не знала, куда мне идти… высокий камыш стеной стоял вокруг меня…
Заинтриговала?
Тогда я готова поведать тебе, мой друг, о моем «удивительном» путешествии вокруг знаменитого озера…
Я частенько бываю в Хакассии, это и рядом с моим родным Кемерово, каких-то пятьсот тридцать километров, и в этом благодатном крае огромное количество древних природных памятников, опять же…
Впервые искупавшись в Шира, лечебном минеральном озере, я хочу окунуться в его воды снова и снова…Ведь не зря на его берегу еще со времен СССР расположился курорт и народу там всегда предостаточно. Таких озер в мире только четыре! А вообще  в Хакасии добрая сотня минеральных озер. Есть даже такие, ну как Туз, например, ты в него ныряешь, а  оно тебя выталкивает…соленое до жути…и грязи там супер лечебные. А какая в Хакассии природа! А горы… а пещеры…чего только «Ящик Пандоры» стоит, а  одна из знаменитейших «Кушкулакская» или Пещера Черного Дьявола. Эта пещера оправдывает свое второе название и  даже входит в пятерку самых страшных мест на планете. Для тех, кто там не был, это конечно звучит достаточно сомнительно… страшилки, они и есть страшилки… В рассказах и отчетах спелеологов тоже написано разное, кто-то ничего удивительного там не встретил, а кто-то увидел такое, что напуган до смерти и не советует туда идти… А это значит, что надо туда сходить пренепременнейше…Была я в районе пещеры, но не спускалась, на потом оставила. 
Да, годы… годы нужны, что бы мне все красоты Хакассии увидеть. Древность и мистика вот два слова способные охарактеризовать этот уникальный край. Приезжаю, брожу, созерцаю…сюжеты здесь на каждом шагу, только успевай, записывай.
Вот и в этот свой приезд, набродилась по окрестностям Иткуля, назагаралась, накупалась и вдруг… решила обойти озеро Шира. Очень захотелось на необжитом его берегу  подняться на «нос» Силинг Оола… не знаете что это за «нос» такой? Это гора Улгу-Тигей, похожая на профиль человека, лежащего среди долины.   Есть в Хакасии легенда, связанная с горным комплексом, расположенном на противоположном от курорта берегу Шира, напоминающим профиль лежащего человека…В этой легенде девушка Шира была невестой богатыря Силинг Оола, но влюбился в нее злой дух и вызвал на бой богатыря…семь дней и ночей шла битва и злой дух победил… Шира плакала на груди поверженного богатыря и превратилась в озеро… вот такая легенда.
Рано утром, как только начало светать я отправилась в путь, самоуверенно надеясь, что за световой день обогну озеро, это ведь  порядка тридцати пяти километров по пересеченной местности, а я и более за день хаживала. В рюкзаке кусок хлеба и небольшая бутылочка воды, я надеялась, что пополнять водные запасы  буду из родников…вот так налегке и отправилась. День обещал быть солнечным и жарким, как и все дни моего пребывания у знаменитого озера.
До «носа» богатыря, а вернее до Улгу-Тигея я добралась быстро, вокруг озера шла дорога, и в сторону горы среди полей тоже бежала хорошо укатанная проселочная. Я прошла мимо древних захоронений…видно было, что тут совершаются культовые обряды… древние камни были политы молоком, я же отламывала кусочки хлеба и кидала их на четыре стороны… духам конечно, но крошки мигом подхватывали пичужки, следующие за мной.
Улгу-Тигей меня поразил, вблизи гора была похожа на два горба верблюда, вросшего в землю вместе с головой, только эти «горбы» и  торчат… Один «горб» был носом богатыря, а другой его подбородком… я кое-как забралась на крутой «нос», постояла-потопталась на его островерхой вершине, искренне поблагодарила Силинг Оола за то, что не чихнул, пока я по его носу лазила… и ушла от «греха подальше» на другую гору с плоской вершиной -«лоб» богатыря. На «лбу» было просторно, что-то тут было когда-то… но это что-то изничтожили… рытвины, разбросанные камни… посередине находилось кострище с бревнами вокруг него и я немного посидела, посозерцала окрестный пейзаж, озеро, распростертое внизу, сверкающее, как хрусталь в лучах солнца, отдохнула, и отправилась дальше… Солнце припекало нешутейно, я спешила к северному окончанию озера, где расположен участок Хакасского заповедника. Даже прикинула на радостях, что иду с перевыполнением маршрута по времен, а это значит и вернусь к месту старта примерно к закату. За этими радостными мыслями я не заметила, как  дорога превратилась в две глубокие, петляющие колеи, выбитые большими колесами, которые застыли сформировавшись во времена распутицы в глинистой почве. Петлять по этим колеям было неудобно и муторно и  я решила пройти к озеру, искупаться, в конце концов, ведь жара стояла неимоверная, ну и дальше  пойти по береговой линии, но увы… колючий кустарник облепихи непроходимой стеной стоял на подступах к берегу…моя попытка просочиться сквозь него не увенчалась успехом. Я сильно ободрала  себе руки и ноги о твердые шипы и решила больше не рисковать…  я шла… шла… пытаясь обойти этот кустарник, наверное километра три лишних  прошла вдоль этой неприступной стены из шипастых веток… увидев, что далеко впереди эта живая стена прерывается, я припустила со всех ног… и вот он вожделенный просвет… я почти, как Чарли Чаплин в своих комедиях с разбегу, не тормозя влетаю в этот просвет, спотыкаюсь, проскакиваю бочком на одной ноге, лихо разворачиваюсь и… вляпываюсь в болотную грязь…Болото! Почему мне никто не сказал, что тут болото? Вроде с местными аборигенами разговоры разговаривала и ни один… ни один не сказал что заповедная часть Шира – это сплошное болото… Однако в нескольких километрах от меня заманчиво поблескивает озерная гладь, маня своей прохладой… болотце вроде так себе, кочек много… и я посайгачила с кочки на кочку, выбирая маршрут побезопасней… Я только тогда поняла, что напрасно полезла в это болото, когда грязи стало больше, а кочек меньше. Вода в бутылочке у меня давно закончилась, пить хотелось нестерпимо, а родничков на своем пути я так и не встретила… ну, были в болоте пузырящиеся сероводородные источники, но пить оное не моглось и не желалось… Что бы пройти, по недооцененному мной болоту, я петляла то к озеру…завязала в жиже и поворачивала от озера… хождение туда-сюда по этой грязи, изматывало… солнце палило убийственно, сероводородный смрад отравлял…испарения, поднимавшиеся от жижи устраивали зыбкие колыхания горячего воздуха вокруг, даже глюки начались… то вдруг я видела тропку в этой непроходимой жиже, перлась к ней и увязала по самое небалуй, а то казалось, что кто-то идет параллельно со мной… Остатки сознания лихорадочно искали выход из безвыходного положения, и о чудо! Среди колеблющегося марева испарения  я увидела заросли камыша, и эти заросли раскинулись у берега озера на несколько километров.
Я, что есть мочи, рванула к камышам, почему-то решив, что в их зарослях я не увязну в болотной трясине, укроюсь от палящего солнца и, передохнув, добреду до озера, а там, по краю озера дойду и до нормального берега…
Как я оказалась в камышах не помню… перепачканная грязью, уделанная с ног до головы, я перла по камышовым зарослям, надеясь, что я пру в сторону озера… надо сказать, камыш был славный, метра два в высоту, стебли толщиной в три пальца, я даже сломать такой стебель не могла, ну, и «перла», это очень круто для моего передвижения по зарослям… Камыш стоял плотной стеной, что бы пробиться в нем, мне приходилось руками пригибать  его, а потом коленями стараться его утрамбовать, а уж потом проползти по нему… вот так и перла… да, солнце тут не пекло, но липкая, духота, неподдающийся камыш забирали остатки моих сил… проперев таким образом я дошла до места, где вода доходила мне до подбородка… облом вышел, к озеру не пробиться… и я снова повернула обратно, а камыш…мать его ети… выпрямился, как ни в чем не бывало, словно я не протаптывала тут просеку…. В какой-то момент я поняла, что двигаюсь на одном месте…камыш перестал мне поддаваться…соленая вода разъедала мои разодранный руки и ноги, боль была нестерпимой… Все! Сил моих дамских больше нет! Нет ни каких сил… и нет ни какой силы способной сдвинуть меня с места… Вообще-то я не паникер… разные приключения и злоключения бывали… но стоя среди высокого камыша, по пояс в воде и по колени в грязи… не соображая где север, где юг…  где озеро, а где болото… я начала подготовку… на фотоаппарат сняла оптимистичное видео, такое веселое предсмертное обращение к родственникам и друзьям… на всякий случай… стала прикидывать куда прикрепить  мою яркую косынку…День уже близился к закату… а как я проживу ночь в этих камышовых дебрях я и предположить не могла… ну и конечно костерила себя вовсеуслышанье почем зря…
И вдруг… краем уха услышала, что параллельно моему трындению в тон моей интонации кто-то тоже трындит…Ну, хватит уже! Хва-тит меня глючить!
- Да заткнитесь, вы! – заорала я - Тут человек, можно сказать, погибает… а вы передразниваете! Лучше б советом помогли…
Меня молча выслушали и в ответ раздался крик… нет не крик… вернее не человеческий крик, даже вроде звук и стук… но я была рада любому диалогу.
- Ну, и? Что предлагаете то?
Звук-крик, состоявший из разных звуков и стуков, повторился уже более настойчиво, я поняла, что меня зовут…настойчиво так зовут и это не глюк!… Я, собрав остатки сил и «волю в кулак» поплелась в сторону крика… крик повторялся, звал меня именно в ту сторону…через несколько метров я заметила, что вода на поверхности грязи становиться чище и появилось какое-то течение услышала журчание воды… а еще через какое-то время я вышла к речушке, бегущей в камышах… Вода! Чистая вода! Я, словно лошадь на водопое, тянула в себя воду не глотая, пока она не перестала втягиваться, заполнив все пустоты внутри меня… потом с головой заныривала в прохладную воду…на дне реки ноги по щиколотку застревали в иле или грязи, но это была такая мелочь! Вода понемногу восстановила мои силы, я повеселела, но жить по пояс в воде мне больше не хотелось…
- Спасибо тебе!!! Хозяин невидимый (вспомнила я заблудившегося купца из «Аленького цветочка»), а не подскажете ль дорогу из вашего царства болотного? Я не водоплавающая и долго тут у вас не протяну…
В ответ, что то прокричали, простучали  и тут… да, мой друг, чудеса сказочные случаются… тогда, когда ты в них веришь! Над головой раздался крик, я посмотрела вверх… надо мной кружил черный журавль… грациозная птица сделала несколько кругов над моей головой и улетела… потом снова прилетела, что-то прокричала на меня с небес и снова улетала, а в той стороне куда улетел журавль, кричал-звал меня другой журавль…
- Это мне туда, что ли двигать?
Журавль снова что-то прокричал похожее на китайский мат…  и я пошла на этот крик… периодически надо мной появлялся журавль, подбадривая с небес… внезапно камыш закончился… закончилось и болото… я стаяла на большой каменной плите с какими-то петроглифами, а из зарослей камыша мне что-то на своем журавлином кричали мои спасители …
- Да больше ни в жизнь, клянусь! Я ж с понятиями… никакая сила не затащит меня больше в ваш болотный «журавлиный рай»…вы уж простите меня, я больше не буду…
В ответ журавли то ли засмеялись, то ли послали меня на своем птичьем…
 До берега Шира, я доскакала в несколько прыжков…  накупалась, состирнулась, посидела у воды, созерцая предзакатную озерную гладь… рядом из камышей выбегала в озеро все та же речушка (как я потом узнала, ее название Сон… интересно, да?), перемешивая свои пресные воды с соленой водой озера и  у этого берега вода была почти пресной.
Надо сказать, что оставалось пройти еще километров пятнадцать, но это меня совсем  не волновало. Мне было плевать, что был уже вечер, что скоро ночь и мне придется идти, наверное, полночи… через древние захоронения-менгиры обиталища духов всяких… это даже будоражило мое писательское воображение. Все вокруг было счастьем… и дальняя дорога, и озерная гладь и ночные менгиры… я была самым счастливым человеком на свете! Счастливее, чем сейчас я себя не чувствовала никогда…
***
Бредя по шоссе, ведущее в поселок Жемчужный, я радостно пела… что пела? А что в голову взбредет, как чукча… что видела, то и пела…  до вожделенного ночлега оставалось километров восемь, семь… от усталости меня мотало из стороны в сторону…идти по прямой я уже не могла…но это не мешало мне быть счастливой. Половинка яркой, с радужным ободком, луны висела надо мной, и звезды… когда я смотрела в небо, казалось, что они водят хоровод вокруг ночного светила… огромные, яркие звезды подмигивали мне… вот бы выросли сейчас крылья…или в крайнем случае… колеса…
Мимо меня проскочила машина… визг тормозов… машина сдала назад…
- Вам плохо? Садитесь скорей…
Я плюхнулась на сиденье возле водителя, счастливо улыбаясь… оказывается вот как растут колеса…
- Как себя чувствуете? Что это заставляет вас ночью-то  шастать?
- Не поверите, но это… Счастье!