Вторая публикация

Александр Черенков
Посвящается памяти Рубена Артёмовича Варшамова и Ильи Александровича Москвитина.


Как-то меня всё не печатали и не печатали, и мой наставник Илья решил познакомить меня со своим приятелем, который тоже печатался в «Литроссии» и других местах. Однажды звонит:

- Приезжай вечером. Договорился. У него мастерская от меня в двух шагах.
 
 Приехал я к нему в гости, а он меня у своего подъезда встречает:

- Пошли,  это - здесь же рядом на «Трубе» (так он называл весь район,  окружающий Трубную площадь).

Прошли мимо цистерн с остатками коньяка. Сюда, обычно, как голуби стаей на хлеб, слетались алкаши с посудой в расчёте на слив остатков (рядом был завод Мосразлив), и прямо наискось в переулок.

Здесь - доходные домишки середины-конца девятнадцатого века, один другого «краше». Может быть когда-то и была облицовка у этих зданий,но давно от времени и влаги отпала. Повреждённые сточные трубы от крыш в разные стороны торчат. Поэтому все стены домов из красного кирпича всегда в дожди мокрые. День был осенний, пасмурный и с осадками.
 
Заходим в подъезд такого «красавца», и по избитым ступеням - в полуподвал. Дверь, когда-то оббитая, перед нами красуется клочьями серой ваты. Илья кулаком в дверь постучал. Она распахнулась –  в проеме радушный хозяин. Илья с ходу:

- Принимай гостей!  Сань, познакомься, это Рубенчик.

Хозяин заботливо рукой вниз показывает:
 
- Проходите, гости дорогие, только не навернитесь.

А и не мудрено… Пол уже в коридоре стал в одну сторону градусов на тридцать крениться. А когда вошли в «студио», то и вообще у меня глаза округлились. Там пол уже градусов под сорок пять, и при этом скользкий, зараза, линолеумом крытый, по которому  в нескольких  местах водичка в низкую сторону течет.

Посредине – стол бильярдный (без бортов) крытый  зелёным  сукном. К «бильярду» письменный стол с таким же верхом поперек поставлен. В углу бюст В.И. Ленина с надписью: «Пусть господствующие классы содрогаются перед Коммунистической революцией!».  Всё это ярко освещено. Впечатление -  прямо, как будто,  в комитет комсомола или на партбюро в ад вызвали.  Отличие только в том, что с низкой стороны для соблюдения горизонтальности столов кирпичи подставлены и сыровато.

Видно, чтоб на столы не капало, сверху под потолком они шатром накрыты,как крышей, а сквозь накрытия электрические лампы просунуты, без абажуров, свечей по сто. От этого светло как днём.

Шутка с интерьером понравилась. Тут на нос от потолка капля воды упала.
Хозяин заметил, что капля упала и вроде как извиняясь:

- Так тут везде течет. Видишь. Накрылся, чтоб работать без помех. С низкой стороны за стол не садитесь, а то со стульев падать будете, да и  до стола за стаканом  тянуться надо. Салитесь там, где без кирпичей. Здесь рука сама куда надо идёт.

Тут Илья в сумку полез:

- Так мы ж не с пустыми руками. И нашу «Столичную» с закуской достает...

Рубен мне:

 – Сразу к делу. - Знаю о твоих трудностях, стариканчик, решил помочь…

(К этому времени у меня уже была первая публикация в «Литроссии»: Фредерик Браун. «Оружие». Но я ему об этом не сказал – чего зря болтать).

- Так вот, – сунули мне сегодня гранки зарубежного рассказа. Поляк какой-то: Болеслав Когут - «Красивая девушка». Еще и не смотрел. Мы с Илюхой сейчас угощаться будем, а ты давай читай – и за работу. Вот тебе тушь, вот тебе кисточка, вот перо. Чем хочешь работай. Бумагу вон там возьмёшь – целлофаном накрыта.

Смотрю – наливают и в мой стакан тоже. Я было руку протянул, а  хозяин мне говорит:

- Ты погоди к старшим присоединяться, а то потом желания рисовать не будет. Может, там вовсе неудобь какая для рисования  написана… Мы тебе налили, чтобы потом не забыть, да и пустой стакан не смотрится...  А то, когда работу завершишь, то её и запить нечем будет.

Читаю рассказ… Какой-то инвалид каждый день наблюдает в окно за красивой девушкой, которая выходит во двор с лавочкой.  Инвалид всё собирается c ней познакомиться. Но этого не делает. Всё мечтает… А девица во двор больше не выходит. Инвалид очень расстроился…
    
- Ну и рассказ – рисовать нечего...

- Да и неважно, - говорит Рубен.

И Илья добавляет:

- Профессионал всегда найдет что нарисовать. Это - даже ещё интересней. Задача формальная возникает. (Любил он философствовать, слегка выпив. А когда не слегка, то – уже только анекдоты сквозь бороду: ха-ха-ха).

Ребята что-то  «травят» друг другу. Я на формальной задаче сосредоточился        и ну себе пером по влажной бумаге чирикать. Прямо офорт получается. Минут сорок чирикал, а они уже «Столичную» уговорили. Рубен новую  ёмкость достал.

- Ну, - вот и готово, - говорю, - только никак не высохнет.

Хозяин с вопросом:

- Тушь по рисунку не течет?

Я туда-сюда бумагу покантовал…

- Да, все нормально.

Он показывает вверх:

- Смотри, как я обычно сушу.
 
Глянул я наверх – ба, оказывается, через всю комнату веревки протянуты под под защитным куполом.  Там на прищепках рисунки висят, как бельё.  Хотел и  свой туда прикрепить, а Рубен останавливает:

- Давай мы с Ильёй полюбуемся.

- Да, пожалуйста, - говорю, - и перед ним на стол свой рисунок кладу.  Илья наклонился, смотрит…

- Так вроде и нормально.

А хозяин в свою очередь:

- Не зря трудился, на мой взгляд, старичок, годится. За двумя подписями пойдет – твоя первая, моя вторая…

Тут он потянулся за стаканом, а по пути задел пузырек с тушью. Пузырьки такого обращения не любят. Конечно, бам  – и вместо рисунка – черная лужа. Ну, прямо Малевич, только свободный вариант. Я бы эту вещь назвал: «Черное пятно», а в скобках: «скрытое содержание». Конечно, я с лица спал, а Рубен пузырек поднял, завернул:

- Ничего, старичок, мы это дело щас поправим.

Бумагу с черным пятном сунул в ведро, куда вода с потолка капала. Поболтал, вынул и говорит:

- Во, тайное стало явным!

 Действительно, вижу я свой рисунок, но только через серый туман.
 
- Да, – соображает Рубен, - если, конечно, с порошком в ведре поболтать, то серое сойдет, но, боюсь, и рисунка твоего тоже не будет. Так, что лучше в тумане: хоть что-то видно. Однако не расстраивайся… Сейчас мы его снова сделаем.  Достает бумагу, которую я раньше никогда не видел – с одной стороны белая, а с другой - розовая. Розовым прямо на стол кладет.
 
Я Илью тихонько за локоть трогаю: что это, мол, за диковина?

А он мне:

- Да, бумага это  мелоприправочная. В типографиях для получения пробных оттисков по высокой печати используется. Художники эту бумагу для особой графической техники приспособили… Я хотел тебе её показать, но не успел. «Граттография» называется. Её Добужинский изобрёл. Сейчас все  в деле и увидишь.

 Рубен опять пузырек с тушью открыл, кисточку взял и быстро ею всё моё изображение повторил, но грубо так. Кисточку в ведро кинул, а из стола скальпель и шило достал. Шилом по черному белые штрихи дал. Вроде того, как у меня было. Скальпелем лишнюю заливку соскоблил. Вот и всё - готово. И говорит:

- Теперь опять за двумя фамилиями пойдет. Но только моя первой будет.

И уже рисунок вверх  поднимает и прищепкой к веревке прицепил.

- Думаю, годится, – говорит.

Мы с Ильей хором:

- Идёт.

Илья -  мне:

- Запомнил, как маэстро работал.

Рубен:

- Давайте теперь, старички, выпьем за продолжение плодотворного сотрудничества.

Мы столкнули гранёные стаканы…

Так случилась моя вторая публикация в «Литературной России».
 
***********************************