г. Дзержинский. Глава 1. Окончание. Монастырь

Александр Смирнов 83
Город Дзержинский. Глава 1. Продолжение. Николо-Угрешский монастырь

Фото из Интернета: Свято-Никольский Угрешский монастырь в городе Дзержинском. На заднем плане: величественный Спасо-Преображенский собор, перед ним Никольский собор, слева - семиярусная колокольня.

Предание гласит, что Дмитрий Донской после Куликовской битвы снова посетил место явления образа святителя Николая Чудотворца и совершил молебен вместе со своим воинством. Он нарёк это место именем «Угреша», повелел соорудить на нём храм во имя святителя Николая Чудотворца и заложить Николо-Угрешский монастырь. По существу, этим Дмитрий Донской предопределил создание нашего города.

Сначала была заложена Часовня. Рядом с ней в конце XIV века был выстроен храм.

Последующие годы также оказались непростыми для Московского княжества.

В 1382 году снова произошло разорительное для Руси нашествие, руководимое на этот раз ордынским ханом Тохтамышем. В 1383 году совершил набег на Коломну рязанский князь Олег. Пришлось усмирять агрессивных новгородцев.

Но были и радостные для Дмитрия и княжества события. Вернулся сбежавший из Орды наследный сын Дмитрия, Василий, а к концу княжения с помощью Сергия Радонежского удалось достичь мира с давним противником, князем Олегом Рязанским, устроив династический брак: старшую дочь Дмитрия Донского, Софью выдали замуж за его сына Фёдора.

В конце 1388 года московский князь серьёзно заболел и 19 мая 1389 года скончался в возрасте 38 лет. Это была большая потеря для Руси.

На главной площади города Дзержинского в память о его создателе и в ознаменование заслуг перед Русью был сооружён монументальный памятник Дмитрию Донскому.

На протяжении нескольких следующих столетий монастырь расширялся и обустраивался. Главной его святыней с древнейших времён являлся Никольский собор, освящение которого состоялось в 1614 году. Однако имеются исторические данные о том, что каменный предшественник этого собора мог быть построен на рубеже XIV–XV веков. В 1880 году на пожертвования меценатов рядом с Никольским собором началось строительство величественного Спасо-Преображенского собора. Строительство завершилось в 1894 году, тогда же и состоялось его освящение.

Монастырь имел очень высокий статус. Многие российские цари, включая Ивана Грозного, Михаила Федоровича и Алексея Михайловича Романовых, Петра Первого, неоднократно посещали его для молений. История монастыря изобиловала драматическими событиями общероссийского масштаба. В его подвалах томились известные религиозные раскольники, включая протопопа Аввакума. В смутное время в монастыре находились самозванцы Лжедмитрий первый и Лжедмитрий второй, в нём собирались дружины ополчения для изгнания из Москвы польских интервентов. Монастырь использовался также как оборонительное сооружение, как госпиталь для лечения раненых воинов в турецких войнах и войне 1812 года. В том же году он был захвачен французами и использовался ими для размещения своих полков. С 1917 по 1925 год в нём находился опальный митрополит Макарий (Невский), лишённый звания митрополита Московского ещё до революции и изгнанный из Москвы в Николо-Угрешский монастырь.

В течение многовековой истории монастыря его настоятелями было множество священнослужителей. Наиболее весомый вклад в его развитие внёс в 19 веке архимандрит Пимен (Мясников), бывший наместником монастыря с 1852 по 1880 год. Во имя его назван новый храм на территории монастыря. Благодаря усилиям Пимена были построены или обновлены все основные здания монастыря, кроме Спасо-Преображенского собора, возведена Палестинская (Иерусалимская) стена. При нём преобразилась духовная жизнь монастыря и произошло его возрождение. Заметный след оставили архимандриты Сергий и Валентин, бывшие наместниками монастыря после Пимена, при которых был возведён Спасо-Преображенский собор, а также поэт игумен Антоний (Бочков) и архимандрит Пимен (Благово), известный духовный писатель, составивший наиболее полную историю монастыря.

Последним настоятелем монастыря перед его закрытием был архимандрит Макарий (Ятров), который принял монастырь в период его расцвета в 1905 году и затем подвергся тяжёлым испытаниям, стараясь всеми силами сохранить монастырь в период революции и гонений. Ему удалось предотвратить реквизицию церковных ценностей, передав их в музей «Коломенское».

После Октябрьской революции для Николо-Угрешского монастыря наступила драматическая пора.

В январе 1918 года монастырь был официально закрыт, хотя в течение ряда лет монахи продолжали жить в части его помещений, и продолжалось отправление некоторых наиболее значимых церковных служб. 22 мая 1922 года состоялись торжества в честь престольного праздника, который посетили 14 тысяч паломников.
Несмотря на аресты и закрытие монастыря, Макарию удалось продолжить церковные службы вплоть до 1927 года.

Продолжение следует в очерке: город Дзержинский. Трудкоммуна
    http://www.proza.ru/2016/11/23/968