Энциклопедия пророчеств 1924-ый год

Тамара Кочнева 3
    Зверь из Земли (1924-ый год).

    1924 год.
    «Портного сын примет власть от старшего,
    Высокое возвышение, среди сильных место займёт.
    Его жестокая слава повергнет всех в страх,
    Детей его изгонят из страны» катрен 2 (011).
    Бедный сын портного из города Поти в Грузии Иосиф Виссарионович Джугашвили (Сталин, 1879-1953) станет постепенно верховным властителем Советского Союза, захватив власть после смерти первого великого диктатора XX-го века Владимира Ульянова (Ленина). В 1896 году Сталин, семинарист Тифлисской духовной академии, вступает в марксистский кружок. С 1898 года начинается его нелегальная революционная деятельность, он вступает в грузинскую социал-демократическую организацию «Месаме-даси».
    В 1900 году Сталин вступает в РСДРП, руководит боевыми группами на Кавказе по сбору средств на содержание партии.
    С октября 1917 года нарком по делам национальностей.
    С 1919 года становится членом Политбюро ЦК и наркомом Государственного контроля.
    С 1922 года – 1-ый секретарь ЦК КПСС.
    С 1932 года – «Вождь всех народов».
    С 1941 года Верховный Главнокомандующий, один из организаторов антигитлеровской коалиции (Сталин-Рузвельт-Черчиль).
    Искусство Сталина политической интриги было непревзойдённым, а азиатско-кавказская жестокость не знала границ. Казарма, канцелярия и постоянный террор стали главной опорой сталинской политической системы. Слепая дисциплина во имя «светлого будущего», дешёвый труд миллионов в сочетании с постоянным страхом – таковы пружины знаменитого механизма построения Социалистического строя в СССР. Сталин с презрением отзывался о Либерализме и не питал уважения к демократическим ценностям. Поднимая на смех всё самое святое, что есть в человеке мораль и Заповеди Божии, он воображал себя в высшей степени практичным и дальновидным руководителем, ибо проповедовал теоретический Материализм и классовую борьбу.
    «Детей его изгонят из страны» – старший сын Сталина – Яков, командир Красной армии, попал в плен летом 1941 года, был вывезен в Германию в качестве военнопленного, погиб в концлагере в 1943-ом. Средний сын – Василий, после смерти отца был репрессирован, подавал прошения о высылке его на Запад, умер в ссылке. Младшая дочь – Светлана бежала через Индию в США, там попросила политического убежища.
*    *    *
    «Святым храмам причинят большое поругание,
    Будут то считать достойной доблестью и похвалой.
    Того, чей лик выбит на монетах, нанесён на медалях,
    Концом будут мученья страшные» катрен  6 (009)
    В январе умер Владимир Ульянов (Ленин), «вождь рабочих всего мира», создавший пагубную для России и народов её населяющих теорию о «ведущей роли пролетариата» в обществе. По свидетельству очевидцев из ближнего круга, «отец, учитель и друг всех угнетённых» умирал тяжело, последние месяцы были сплошной агонией. Он был парализован, лишился части памяти, когда пытался говорить, отрывки слов походили на лай собаки. По воспоминаниям его жены Н.И. Крупской вождь несколько раз хотел покончить жизнь самоубийством, просил достать ему быстродействующий яд.
    Экстренный Пленум ЦК партии принял обращение: «К партии. Ко всем трудящимся». В нём говорилось, что весть о смерти Ленина вызвала невыразимую скорбь у советских людей, у рабочих и угнетённых народов всего мира, у всего прогрессивного человечества. На заседании Политбюро было решено забальзамировать тело вождя, то есть дать народу «новые мощи» для поклонения, для сплочения масс вокруг партии, для постоянного роста её авторитета.
    ЦК партии объявил «Ленинский призыв» в партию рабочих от станка и опубликовал обращение к рабочим и работницам, в котором говорилось, что смерть вождя всколыхнула рабочий класс в СССР и сотни тысяч рабочих протянули свои руки на помощь партии. Пропаганда коммунистов-агитаторов скоро сделает из Ленина – земного бога. Все средства массовой информации огромной страны работали на этот миф. На деньгах, медалях, главных улицах городов – его лик и его имя.
    Из всех монастырей теперь продолжали свою деятельность только Троице-Сергиева и Псково-Печёрская Лавры. В парках культуры и отдыха в выходные и праздничные дни появились костры из икон, Библий и «Жития святых».
     Смерть вождя «мирового пролетариата» обострила борьбу в Политбюро за ленинское наследство между Троцким (с одной стороны) и триумвиратом из Зиновьева, Каменева и Сталина (с другой). Это означало хотя и временный, но отказ от административных методов борьбы с Церковью в пользу развёртывания систематической просветительской антирелигиозной пропагандистской работы.
    XII-ым съездом РКП (б) была принята специальная резолюция: «О постановке антирелигиозной агитации и пропаганды». В ней говорилось о необходимости создать всеохватывающую систему антирелигиозной пропаганды, для чего было необходимо «организовать широкую подготовку своих агитаторов и пропагандистов в области борьбы с религией, используя для этой цели все виды советско-партийного просвещения, начиная с комуниверситетов».
    Таким образом, речь не шла об отказе от борьбы с Церковью, а только об изменении методов этой борьбы.
    При чём отступление предполагалось минимальное: разрешить открыть те церкви, верующие коих осмелятся просить об этом после года террора, но итогов изъятия церковных ценностей отнюдь не пересматривать. Продолжались и репрессии против «контреволюционного» тихоновского духовенства. Переход от тактики Троцкого уничтожения церкви одним махом к более затяжной борьбе с несколько меньшим применением насилия был связан с изменением внутрипартийной обстановки.
    Тот факт, что в течение года было принято несколько партийных документов требующих отказа от прежних методов борьбы с религией, лишь подчёркивает остроту этой проблемы для партии, в которой борьба за власть (и за пути развития страны) между группировками мгновенно вышла за пределы коридором Кремля и стала предметом активных обсуждений на партийных собраниях.
    21 марта принимается Постановление Президиума ВЦИКа о «прекращении дела гражданина Белавина». Но уже 10 апреля появляется циркуляр Наркомюста, который напоминает о сохранении силы за циркуляром 1923 года, запретившим поминовение Патриарха Тихона в церквях.
    В нём говорится: «Постановление ВЦИКа СССР по делу Беллавина основано на праве частной амнистии, а не на отсутствии состава преступления в действиях Белавина вообще. А потому нет никакого основания считать, что циркуляр №254 от 1923 года утратил силу».
    То есть всем священнослужителям дали понять, хотя дело Патриарха прекратили, но это только временная амнистия, а на самом деле Патриарх считается преступником по отношению к советской власти и поминать его за литургией нельзя.
*    *    *

«Письмо обновленческого «Синода»
Председателю ЦИК СССР М. И. Калинину»

    Копия Предсовнаркому СССР А. И. Рыкову.
    В 1922 году в Русской Православной Церкви произошло знаменательное событие. Идейная часть Церкви, руководимая авторитетными епископами и священниками, прервала общение с патриархом ТИХОНОМ. Основанием этого разрыва была антисоветская политика ТИХОНА, одинаково вредная и с точки зрения государственного спокойствия и с точки зрения блага Церкви. ТИХОН принуждён был уйти. Всероссийский Собор 1923 года и Собор восточных епископов в Константинополе 3 мая 1924 года удаление ТИХОНА санкционировали. Отныне он не патриарх, а лишенный священства и монашества мирянин ВАСИЛИЙ БЕЛАВИН.
    ТИХОН не подчинился решению Собора русской и греческой Церкви. Явочным порядком он возглавляет идущие за ним церковные массы. С точки зрения церковной, он является тяжким преступником, нарушающим мир церковный, но и с точки зрения государственной, ТИХОН является социально вредным. Ибо тихоновщина есть зло церковное, поскольку она несет разделение Церкви, она и зло государственное, так как около ТИХОНА объединяются все контрреволюционные силы страны от монархистов до меньшевиков.
    Священный Синод, стоящий на страже Церкви, а равно исполненный искренной гражданской лояльности в отношении Советской Власти, предоставившей декретом своим об отделении Церкви от Государства действительную свободу совести, ведёт неустанную борьбу с тихоновщиной, как злом церковным и государственным.
    Тихоновщина ставит нам три преграды: наше неправославие, нашу экономическую слабость, нашу лояльность к Советской Власти. Две первые причины мы более или менее успешно, можем отстранить. Обновленцы в течение этих месяцев установили связь с православным Востоком, трудами ряда своих научных работников выяснили каноничность обновленчества – всё это имеет громадное значение в глазах подлинно-верующих, которых тихоновщина запугивала нашим мнимым неправослависм, что сейчас нами разоблачено достаточно авторитетно.
       Тихоновщинв бьёт нас экономически. Сила их в этом отношении громадна. Тихоновцы капитально отремонтировали свои храмы, заваливают червонцами своих архиереев и священников. Между тем обновленцы терпят страшную нужду, влача буквально нищенское состояние (епархии Псковская, Екатеринославская, Полтавская и ряд других), но всё же не сдают своих позиций. Тихоновцы пытались неоднократно давать взятки, соблазняя и другими материальными благами, лишь бы переманить к себе. Понемногу мы справимся, как во многих епархиях и справились, и с этой стороны дела без чьей бы то ни было поддержки.
    Но тихоновщина нас бьёт нас политически – и здесь мы бессильны, так как тихоновцы действуют нецерковными методами. Связь тихоновщины с монархизмом ими не скрывается. Не говоря уже о том, что большинство тихоновских епископов и священников (начиная с самого ТИХОНА) бывшие члены Союза русского народа, следовательно прирожденные монархисты, и теперь они объявились теми же. В Полтаве – протоиерей Балабанов, в Иркутске – протоиерей Вер[но]мудров и ряд других на публичных диспутах Митрополита Александра Введенского и в церковных беседах проповедовали преимущества царизма пред советской властью. Народ жадно слушал эти речи. Тульский архиепископ ЮВЕНАЛИЙ (тихоновец) рассылает по епархии грамоты народу о связи ТИХОНА и Антанты. В народе зреет надежда, что уйдёт Советская власть, а «святейший» ТИХОН сохранит Россию новым, лучшим хозяевам, при которых, в первую голову, лучше будет жить церковникам. Сеется политическая зараза. Работа переносится в рабочие массы.
    С политической пропагандой тихоновцев нам бороться трудно, ибо наши религиозные мотивы для контрреволюционеров ничего не стоят. Здесь одна лишь государственная власть может с корнем вырвать политическую заразу. Мы уверены, что при ликвидации тихоновской головки постепенно места успокоятся. И легче Синоду будет выравнять свою работу во всероссийском масштабе. Ибо Синод, не смотря на все трудности, установил нормальную церковную жизнь, во многих епархиях: Тульская, Владимирская, Кубанская, Ленинградская, Ташкентская, Воронежская, почти вся Сибирь, Одесская и некоторые другие. При существовании же тихоновского центра работа Синода не может быть так плодотворна, как это ему 6ы хотелось во имя церковных и чисто-государственных интересов.
    Священный Синод со своей стороны полагал бы, что бывший патриарх ТИХОН, как виновник церковной разрухи и зачинатель государственной смуты, должен был бы оставить пределы Москвы, имея своим местожительством один из отдалённых монастырей страны. Так практиковалось всегда в истории Церкви с низложенными патриархами (и в Греческой, и в Русской Церкви). Лишение ТИХОНА возможности управлять базирующейся на нем контрреволюцией внесло бы мир в Церковь и предотвратило бы возможность целого ряда сейчас не исключённых, эксцессов государственного порядка против власти рабочих и крестьян».
    За председателя Священного Синода:
Вениамин, митрополит Ленинградский,
Серафим, митрополит Московский,
митрополит Александр Введенский.
(Журнал Московский Патриархии, № 1, 1993).
*    *    *
    «Перед приходом Антихриста преобладает мнение, что христианин не обязан протестовать против каждого встретившегося ему греха, что не всякое беззаконие христианин должен публично обличать. Не всякий неправедный поступок другого человека, а тем более властителя, христианин должен опротестовывать. Церковь будет благословлять послушание светской власти. Через школы и газеты даже через церковную проповедь люди будут вовлекаться сначала в религиозное равнодушие, а затем принимать активное участие в различных общечеловеческих организациях с сатанинской символикой.
    Церковь начнёт внушать пастве: «всякий, кто призовёт имя Господне, в последнюю минуту, спасётся».
    Вот как всё просто. 
    Как легко, оказывается, спастись в последние времена: ты только призови имя Господне и сразу спасёшься. Не надо даже знать пару молитв. В этом и будет глубочайшая измена Церкви перед своим народом. Вместо того чтобы призвать к сопротивлению, она первая признает Антихриста и внесёт в ряды верующих раскол, обрекая их на погибель. Силы Зла объединятся, верующие будут предоставлены сами себе. Будут величайшие примеры самопожертвования во имя Иисуса Христа, но в целом крах Православного Христианства неоспорим […]
    «Мало «разумеющих». Подробности видения о. Н[ектари]я. Вчера исполнился год со дня кончины схиигумена Марка. Когда, перед самой кончиной его, мне довелось иметь с ним беседу о событиях и знамениях времени, великий старец сказал мне:
    «Как мало кто истинное их значение разумеет! За истекший год еще более, думается, поредели ряды «разумеющих» и не только в миру, но даже и в святых обителях».
    Отец Н[ектарий] все еще в больнице. Сегодня я опять заходил навестить его.
    Спросил о его сновидении.
    «Оно было мне почти во всю ночь, – сказал батюшка и поведал в общих чертах его содержание. – Во всех подробностях, слишком долго его рассказывать. Вот главное: вижу я огромное поле, и на поле этом происходит страшная битва между безчисленным полчищем богоотступников и небольшой ратью христиан. Все богоотступники превосходно вооружены и ведут борьбу по всем правилам военной науки, христиане же безоружны. Я, по крайней мере, никакого оружия при них не вижу. И уже предвидится, к ужасу моему, исход этой неравной борьбы; наступает момент конечного торжества богоотступнических полчищ, так как христиан почти никого уже и не осталось. По-праздничному разодетые толпы богоотступников с женами и детьми ликуют и уже празднуют свою победу...
    Вдруг, ничтожная по численности толпа христиан, между которыми я вижу и женщин, и детей, производит внезапное нападение на своих и Божьих противников, и в один миг всё огромное поле битвы покрывается трупами антихристовой рати, и все неисчислимое скопище ее оказывается перебитым и притом, к крайнему моему удивлению, без помощи какого бы то ни было оружия.
    И я спросил я близ стоящего от меня христианского воина:
    «Как могли вы одолеть это несметное полчище?»
    «Бог помог!» – таков был ответ.
    «Да чем же? – спрашиваю. – Ведь, у вас и оружия то не было».
    «А чем попало!» – ответил мне воин.
    На этом окончилось мое сновидение».
    Эту странную и чудную повесть услышал я сегодня из уст нелживых и облагодатствованных иерея Божия о. Н[ектария], иеромонаха святой Оптиной Пустыни.
    Как разуметь сон этот?
    Знаменует ли он победу Православной России над богоотступническим миром и продление Божьего благоволения или же он является провозвестником конечного торжества малого стада Христова над последним великим отступлением […]» (С.А. Нилус «Троицкое слово», Сергиев Посад», стр. 471-473).
    [Нилус Сергей Александрович (1862-1929) – духовный писатель, выпускник юридического факультета Московского университета. Служил следователем на Кавказе. Затем вышел в отставку и поселился в своем имении в Орловской губернии. Пережил глубокую личную драму, обратился ко Христу. Оптину пустынь впервые посетил летом 1901 года. Осенью приехал вновь для сбора материалов о старце Амвросии. В 1905 году Нилус вновь приехал в Оптину в связи с выходом в свет издания книги «Великое в малом».
    14 мая 1912 года Нилус покинул пустынь в связи с «оптинской смутой» и удалением из обители отца Варсонофия.
    После революции 1917 года С. А. Нилус арестовывался советскими карательными органами (в 1924 и 1927 годах). Скончался 14 января 1929 года. Похоронен в селе Крутец близ города Александрова Владимирской области.
    Книги Нилуса: «Великое в малом» (1903), «Сила Божия и немощь человеческая» (1908), «Святыня под спудом» (1911), «На берегу Божьей реки» (1916), «Близ есть при дверях» (1917) овеяны духом Оптиной пустыни, содержат интересный исторический материал].
    Нилус прав, представители Православной церкви признали власть Советов, стали петь для них Божественные Литургии, своих пророков не слушали и не вникали в суть Евангелия.
*    *    *
    «Считается, что преподобный Серафим сказал одной из духовных дочерей Дивеевских:
    «До антихристовых времён не доживете, а времена антихристовы увидите. Страшное время идёт на Россию, – я молил Господа отвести эту страшную беду, но Господь не услышал убогого Серафима».
    Какие замечательные слова. Сейчас Россия, в особенности, переживает эти времена. Подлинно они антихристовы и по существу и по масштабу. Но вы видите, – что эти времена переживутся, то есть между ними и Антихристом будет какой-то промежуток времени, мирный, благополучный для Церкви. И подобное, приходилось мне слышать не однократно от Оптинских старцев: после гибели царя настанет ужасное время, но после этих ужасов будет 70 лет удивительного расцвета и веры, и благоденствия России. А уже потом наступит время ещё ужаснее. Если сейчас истребляют Православие в России, то потом будут истреблять всех русских. За это более данных, что она погибнет духовно безвозвратно или даже разделится пополам, на безбожников и христиан, как в своё время Запад разделился на католиков и протестантов. Часто можно услышать в последнее время, что близка кончина мира, но опять же прозорливые старцы с кем мне пришлось беседовать, говорят, что не в нашем, не в следующем веке кончины мира не будет, хотя человечеству придётся пережить несколько войн и политических потрясений […]» (митрополит Вениамин (И.В. Федченков, 1880-1961) «Божьи люди»).
    Гонение на Церковь, с уничтожением священников, прекратилось в 1954 году, семьдесят лет спокойствия дают 2024 год.
*    *    *
    Из материалов, переписанных митрополитом Вениамином, в тетрадь «Записки об отце Нектарии»:
    «У батюшки Нектария спрашивали:
    «Почему мы одних покойников боимся, а других не боимся?»
    А он отвечал:
    «Около праведных нет страха. Тут святые ангелы у тела, и душа их чувствует и не боится. А если человек грешный был, то у тела злые духи, а душе от тела сразу отлучиться нельзя. Вот она и видит врагов своих и полыхается. Отсюда и наш страх […]».
    «Чтобы избежать соблазна, надо смотреть прямо перед собой, а не косить по сторонам […]».
    «Раньше я часто совершала мысленно крестное знамение.
    Батюшка объяснил, что этого нельзя делать:
    «Если ты хочешь благословить какое-нибудь лицо или предмет, то можешь себе их представить мысленно, но крестное знамение – совершать физическим движением» […]».
    «В мире есть светы и звуки. Художник, писатель кладет их на холст или бумагу и этим убивает. Свет превращается в цвет, звук в надписание, в буквы. Картины, книги, ноты – гробницы света и звука, гробницы смысла. Но приходит зритель, читатель – и воскрешает погребенное. Так завершается круг искусства.
    Но так с малым искусством. А есть Великое, есть слово, которое живит и умерщвляет, псалмы Давида, например, но к этому искусству один путь – путь подвига».
*    *    *
    Писательница Надежда Александровна Павлович (1895-1980) вспоминала:
    «Батюшка отец Нектарий любил часто повторять: Человеку дана жизнь на то, чтобы она ему служила, а не он – ей. Служа жизни, человек теряет соразмерность, работает без рассудительности и приходит в очень грустное недоумение: он и не знает – зачем он живёт. Это – очень вредное недоумение, и оно часто бывает. Он, как лошадь, везёт и… вдруг останавливается, на него находит такое стихийное препинание.
    Бог не только разрешает, но и требует от человека, чтобы он возрастал в познании».
*    *    *
    Из записки митрополита Нижегородского и Арзамаского Сергия (Страгородского) «Православная Русская Церковь и Советская власть (к созыву Поместного Собора Православной Российской Церкви)»:
    «… Если, например, в прошлом наша Русская православная церковь стояла за монархию и даже карала своей анафемой восстания против монарха, то это не обязывает нас оставаться при том же и теперь, при изменившихся условиях. Мы совершенно не погрешая против нашей веры и церкви, можем быть в гражданском отношении вполне лояльными к Советской власти и, не держа камня за пазухой, работать в СССР на общее благо.
    Мы знаем, что святейший] патриарх своим архипастырским посланием, т[о] е[сть] самым торжественным и самым для Церкви официальным образом уже сделал заявление отречении своём от всякой контрреволюционной политики церкви и о лояльности по отношению к Советской власти. Это заявление имеет огромное значение для церковных кругов и нравственно обязательную силу для всех архиереев и вообще церковных деятелей. Но в строгом смысле его нельзя признать заявлением от лица церкви.
    Патриарх у нас возглавляет церковь, но отнюдь не мыслит и не действует за неё. Как сказано в начале, полномочным выразителем голоса церкви у нас является Поместный Собор. Только посредством этого Собора мыслит и действует в собственном смысле церковь, только соборные определения выражают общецерковное сознание и обязательны для всех.
    Таким образом, чтобы добиться разрешения на созыв Собора, мы должны представить Правительству вполне гарантированное заявление о лояльности нашей церкви, а чтобы иметь в руках такое заявление, нам нужен Собор. Получается круг. Выход из него, может быть, кроется в том, чтобы в самую программу будущего Собора внести некоторые пункты, ясно определяющие отношение нашей церкви к Советской власти и вообще к новому государственному и социальному строю, и представить эту программу Правительству вместе с ходатайством о разрешении на созыв Собора. Пункты эти должны быть рассмотрены Собором в самом начале его занятия. Положительный ответ на них предоставит Собору возможность продолжать свои занятия и приступить к решению других назревших вопросов, собственно церковных; отрицательный же ответ будет же для Правительства основанием распустить Собор раньше, чем он успеет что-либо сделать для церкви. Думается, Правительство даст нам возможность легально определить свою позицию и упорядочить наши церковные дела.
    Что касается вышеуказанных пунктов, то первый из них должен определить отношение нашей Церкви к Советской власти.
    Соборные рассуждения по этому пункту, мне думается, непременно должны коснуться и того чрезвычайно важного для верующих факта, что огромное большинство теперешних граждан СССР православно-верующих связано было присягой на верность царственному тогда императору и его наследнику. Для неверующего, конечно, в этом нет никакого вопроса, но верующий не может (да и не должен) к этому так легко относиться. Клятва именем Божиим для нас есть величайшее обязательство, какое только мы можем взять на себя. Недаром Христос заповедал нам: «не клянися всяко», чтобы не подвергаться опасности солгать Богу.
    Правда, последний император (Михаил), отрекшись от престола в пользу народа, тем самым освободил своих подданных от присяги. Но этот факт остался как-то в тени, не был с достаточною ясностью и определённостью указан ни в соборных постановлениях, ни в архипастырских посланиях, ни в других каких-либо официальных церковных выступлениях того времени. Много верующих душ, может быть, и теперь мучительно недоумевают пред вопросом, как им теперь быть с присягой. Многие, принуждённые в силу обстоятельств служить в Красной армии или вообще на советской службе, может быть переживают весьма трагическую раздвоенность [между] своим теперешним гражданским долгом и прежде данной присягой. Может быть немало и таких, что из одной необходимости нарушить присягу потом и махнули рукой на веру. Очевидно, наш Собор не исполнил бы своего пастырского долга, если бы обошёл молчанием вопросы о присяге, предоставив верующим самим, кто как знает, разбираться в нём […]» (архив писателя М.Е Губонина).
*    *    *
    [Михаил Ефимович Губонин (1907-1971) – советский художник, архивист, автор ряда трудов по истории Русской православной церкви. Учился в Московском художественном училище на живописном отделении. Часто посещал богослужения в храмах Москвы, в особенности Сретенского монастыря на Лубянке; тесно подружился с иеромонахом Иеронимом (Захаровым) (впоследствии епископ Ростовский). Был иподиаконом епископа Коломенским Петра (Руднева), последнего настоятеля Богоявленского монастыря и последним благочинным монастырей Москвы, а также поддерживал отношения с епископом Гомельским Тихоном (Шараповым), которые находились в церковно-политической орбите настоятеля Данилова монастыря архиепископа Феодора (Поздеевского).
    С детства был близко знаком с будущим патриархом Пименом (Извековым), с которым они вместе росли.
    По окончании Московского художественного училища, с 1928-го работал в различных издательствах. Был арестован и 15 мая 1930-го; Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ СССР приговорен по статье 58-10 УК РСФСР к трехлетней ссылке в Среднюю Азию (реабилитирован 4 марта 1940 года по Постановлению Особого Совещания НКВД СССР). Ссылку отбывал в Узбекистане.
    С 1948 года работал над реставрацией и росписью храмов в Москве и других городах (Куйбышев, Астрахань и т. д.).   
    В 1948-ом женился на Зое Петровне Мироновой, которая после кончины М. Е. Губонина стала хранительницей его архива.
    В половине 1960-х годов начал сотрудничать с Издательским отделом Московской Патриархии. Составил многотомный труд, посвященный Патриарху Тихону (Беллавину) и истории Русской Церкви (общий объём архива – около 14 тысяч страниц машинописного текста), а также продолжение труда Павла Строева – епархиальные списки иерархов Российской церкви.
    Своё понимание задачи собирателя и комментатора церковных документов выразил так:
    «Фальсифицировать историю не только общественное преступление, но, рассуждая с церковных позиций, и немалый грех, ибо сознательно искажались бы провиденциальные минувшие пути человека в его земном движении к вечности, правдивое отображение и изучение коих всегда назидательно и практически полезно для избежания пагубных повторных заблуждений в будущем».
    М. Е. Губонин ставил перед будущими историками задачу, выполнения которой постоянно добивался сам: «сохранить первоначальный, действительный, не искаженный переписками текст того или иного документа…»].
*    *    *
    В период, прошедший после Поместного собора 1917-1918 годов до написания «Записки» митрополита Нижегородского и Арзамаского Сергия (Страгородский, 1867-1944), состоялся «Второй Поместный собор» ПРЦ, начавший работу в конце апреля 1923 года. «Третий Поместный собор» ПРЦ проходил в октябре 1925 года. Два последующих собора ПРЦ являлись так называемыми «обновленческими». В церковной традиции за ними утвердились название «разбойничьих соборов». Следующий Поместный собор уже под новым названием РПЦ состоялся лишь в 1971 году. На них, а также на последующих соборах вопросы о присяге, обозначенные в настоящей «Записке» митрополита Сергия, остались неразрешёнными, то есть вопрос поднимался, но общим голосованием участников Собора снимался с повестки обсуждения для решения его будущими поколениями. А ведь присяга на Библии – есть высший религиозный народный акт, при котором весь народ связывает свою совесть.
*    *    *

«Завещательное распоряжение Святейшего Патриарха Тихона, на случай своей кончины, о преемстве Высшей Церковной Власти».

    «В случае Нашей кончины Наши патриаршие права и обязанности, до законного выбора нового Патриарха, предоставляем временно Высокопреосвященнейшему митрополиту Кириллу (К.И. Смирнов, 1863-1937).
    В случае невозможности по каким-либо обстоятельствам вступить ему в отправление означенных прав и обязанностей таковые переходят к Высокопреосвященнейшему митрополиту Агафангелу (А.Л. Преображенский, 1854-1928).
    Если же и сему митрополиту не представится возможность осуществить это, то Наши патриаршие права и обязанности переходят к Высокопреосвященнейшему Петру (П.Ф. Полянский, 1862-1937) митрополиту Крутицкому.
    Доводя о настоящем Нашем распоряжении до общего сведения всех архипастырей, пастырей и верующих Церкви Российской, считаем долгом пояснить, что сие распоряжение заменяет таковое Наше распоряжение, данное в ноябре месяце 1923 г.»
    25 декабря 1924 г. (7 января 1925 г.)
Тихон, Патриарх Московский и всея России.
«Акт о вскрытии завещания Патриарха Тихона».
Н. Люперсольский «Митрополит Сергий – законный, каноничный Заместитель Патриаршего Местоблюстителя». 1928.
*    *    *
ДТН.