Записки Галины Глёк. О себе. Ч. 3

Вера Третьякова
Тогда «на программиста» не учили, литературы никакой не было, физмат – самое распространенное образование в этой появившейся профессии. Ну, написала я программку по гражданской обороне, получила 150 процентов пораженных.
Послала документы в Москву на заочное обучение на факультете документальной режиссуры, мне прислали необходимые бумаги, - не решилась, не хватило смелости и характера пробивать этот путь.
Пыталась заняться бальными танцами, у меня получалось, преподаватель хвалил, но во-первых, далеко было ездить в центр, а мы жили на окраине, в предгорье, во-вторых, нужен был постоянный партнер.

Саша был не приспособлен к ведению хозяйства, к занятиям с сыном. Он много работал, писал диссертацию, говорил, что всё делает ради меня, ради семьи, но семьи-то и не получилось.
Я знала, что Саша будет хорошо зарабатывать, иметь хорошую должность. Сама я не была  честолюбива, просто хотелось как-то поактивнее и поинтереснее жить.
Я звала его вернуться в Новокузнецк, где нашла бы, чем занять себя и свою душу. Папа даже узнавал о возможности работы в новокузнецкой геологической экспедиции, но для Саши после всех вливаний в нашу семью это было невозможно – начинать опять с нуля.
Как он говорил, он мог вернуться только победителем на коне. Родители после моего возвращения домой не сказали ни слова, бабуся мне развод так и не простила, она очень любила и Сашу, и Юрика.

Меня взяли на работу на вычислительный центр  горздравотдела, и сразу же туда поступило приглашение на учёбу в Пензу для одного человека на четыре месяца. Все отказывались по разным обстоятельствам, а я, имея такой тыл, согласилась.
Вычислительные машины тогда представляли собой большие многофункциональные установки, связанные проводами и программами. Сделаны они были по образцу американской фирмы IBM, так как эта фирма продавала свои машины уже во все страны.
Мы в этом плане безнадёжно отстали, потому что промышленное использование отечественных машин не развивалось, своё направление было только в военных и космических областях. Чтобы иметь возможность продавать программы, нужны были совместимые с IBM машины, так с помощью промышленного шпионажа появилась отечественная серия ЕС с адаптированными операционными системами.

Катастрофически не хватало специалистов, не было никакой документации. Учёба при заводе  дала мне очень много, преподавателям не хватало времени, чтобы поделиться всем, что знают.
После курсов начальники стали привлекать меня к самым ответственным работам, одной из которых была разработка выставочного варианта нашей системы управления в здравоохранении для демонстрации на ВДНХ.
С этой системой полтора месяца я работала стендистом в павильоне, где была выставка, посвященная 30-летию образования международного экономического содружества – СЭВ.

Это был мой звёздный час. Я впервые столкнулась с иностранцами, с их полным достоинства поведением. Например, если подходишь к автомату с водой, все мужчины в очереди делают шаг в сторону, и ты вынуждена пройти напиться первой.
В повседневной жизни я почувствовала отношение к себе, как к женщине. Дома, как говорила моя знакомая,  мы все были в среднем роде, это воспитывалось со школы. Там я услышала сказанное вполне доброжелательным тоном, что мы, русские – оккупанты, что пустые магазины даже в столице, что в разгар лета у нас полное отсутствие овощей.
С сочувствием к  России относились только болгары, немцы держались от всех изолированно, их после войны долго не любили.

Незадолго до этой командировки приезжал в Новокузнецк Саша, настроил своих и моих родителей, что мы снова будем жить вместе. Я не могла ещё раз взять только на себя ответственность за судьбу сына и обещала после Москвы переехать в Алма-Ату. Подсознательно мне хотелось, чтобы эта ситуация как-то разрешилась без моего участия, и на выставке я получила письмо, что, как честный человек, Саша вынужден жениться.

Моя подруга Людмила Кожан в это же время была в такой же ситуации, только ее переезд к мужу в Белгород состоялся. Она мне написала: «Галочка, ни о чем не жалей, люди не меняются, ты опять получила бы то же самое».

Для меня загадка ещё одна попытка Саши, имеющего уже двоих детей, восстановить наш брак. Помню осенний теплый день в Апанасе, мы все копаем картошку. Появляется Саша, помогает копать и уговаривает меня уехать с ним, в этом варианте я уже имела полное право отказаться.
Я все думаю, не бабусины ли это происки, ей очень уж не хотелось, чтобы Юра жил «сиротиночкой», а ее подруга Миладора Ивановна умела привораживать людей как-то  на дым.
А всё может быть, как пишет Татьяна Толстая. Сейчас по телеку рассказывают много мистики, и недавно я услышала, что приворожённые люди не живут больше 50 лет.
Саша умер в 49, просто во сне остановилось сердце. Правда, он вёл сытый и малоподвижный образ жизни, в один из приездов его в Кузню мы играли в теннис, и было видно, как трудно ему поднимать с пола шарик.

Дальше было 12-13 лет благополучной жизни с родителями. Иногда я меняла работу, иногда заводила романы, которые ничем хорошим, то есть браком, не оканчивались, а потребность в постоянном друге рядом с возрастом увеличивается.
Но, как говорят, если от тебя уходит третий муж, то дело уже не в мужьях, а в тебе. Я призадумалась: что же во мне такого, что мешает мужчинам сделать решительный шаг и поняла: они должны чувствовать такую же заинтересованность женщины в себе, какую чувствуют сами в женщине.

Психологи на страницах женских журналов советуют жёнам, от которых муж собирается удрать, заняться спортом, посещать косметические салоны и заставить мужа поревновать. Может быть, есть такие мужчины, которых это удержит.
Мой жизненный опыт говорит о другом. Сохранить мужей удалось тем женщинам, которые не погнушались побегать за ним, показать, как он им нужен или показать, что они без него просто пропадут, продемонстрировать отчаяние.
Держит чувство долга, чувство, что предаешь (чаще всего детей), чувство, что не оправдал обещанные надежды на хорошую жизнь. Всё это мне стало понятно, но не помогло, бегать я не могла ни за кем.

По работе мне приходилось сталкиваться с наладчиками, они устанавливали машины, тестировали, дальше начиналась моя работа: формирование системных компонент, обеспечивающих решение конкретных  задач. Наладка иногда длилась неделями, естественно, устанавливались дружеские связи.
 
У меня возникла дружеская связь с Весниным Владимиром Ивановичем. Каждый приезд он отмечался цветами, находя меня дома, на старой или новой работе.
Он наблюдал за моей жизнью и романами, держась за сердце. Приходил к нам, даже помогал делать ремонт в коридоре, за которым папа с газетой молча наблюдал из комнаты поверх очков, но ни на что не решался, так как был старше на 10 лет и пережил два инфаркта.

Близость между нами росла, оба понимали, что нам интересно друг с другом, но никто не проявлял инициативы. Добиваться мужчин не в моих правилах, он был женат вторым браком, я ни о чём не расспрашивала.
Однако я определенно хотела выйти замуж, подошло время, надоело быть одной.

На этом пока оканчиваю, возможно, последует продолжение.


Фото: с мамой и сёстрами. Германия. 1995 г.


Продолжение: Фунт http://www.proza.ru/2016/11/24/677

В начало: Вступление  http://www.proza.ru/2016/11/02/1374