Павел Федотов. Завтрак аристократа

Алина Алексеева-Маркезин
      Павел Федотов.Завтрак аристократа.( Не в пору гость) 1849-50г, холст, масло, 51 x 42 cм Государственная Третьяковская галерея, Москва

        Федотов был чувствителен к нравственной нечистоплотности людей. И это составляло одну из привлекательных сторон его характера, о чем говорили все, кто его хорошо, близко знал.
      Сюжет, как всегда у Федотова, читается достаточно ясно: обедневший аристократ сидит в роскошном показном интерьере..
Уже скрипнула дверь...
Забеспокоилась собака...
Заслышав шаги гостя, аристократ прячет кусок хлеба, который составляет весь его завтрак.
 
      При этом и его собственный облик – шелковый халат, шелковые восточные шальвары, предметы обстановки, которыми он окружен, свидетельствуют о претензии на лоск и блеск жизни. Но этой претензии не соответствует собственное внутреннее ощущение человека. И вот эта ситуация ложного стыда была озвучена и в русской литературе в сороковые годы: она становилась предметом фельетонов Гончарова, Панаева, Достоевского.
 
          
  Художником во всех подробностях выписывается окружающая героя обстановка: это коробка из-под распечатанной колоды карт под столом, указывающая на склонность к азартным играм- прикрывающая нехитрый завтрак книжка, в которой напечатан один из модных в то время романов- афиши рекламы устриц и театрального представления, расположенные на стульях (посещение последних было обязательным времяпрепровождением для светской молодежи того времени)- щегольской домашний халат, сшитый по последней парижской моде.

         Лампа, скорее, тоже предмет модного обихода, нежели предмет, позволяющий читать: чтением явно не озабочен молодой человек, потому что, кроме книжки в его руке, других печатных изданий мы в интерьере просто не видим. Даже на этажерке – там бутыли стоят разномастные, графины, еще какие-то бытовые предметы, но не книги.
 
            Если внимательно посмотреть саму картину, то вы увидите, что за спиной персонажа этажерка, а за этажеркой ширма, за которой прячется застеленная кровать. То есть комната выполняет сразу несколько функций: спальни, кабинета и, возможно, приемной, гостиной для таких же холостых приятелей.

        Причем набор мебели тоже свидетельствует о том, что это не специально подобранная обстановка действительно богатого, действительно светского человека, а набор нескольких случайных вещей. Вот, например, столик и стул из мебели стиля жакоб, палисандровые, которая была модна в первой четверти XIX века, а кресло, в котором сидит герой и с которого так стремительно испуганно приподнимается, принадлежит к типу кутаной мебели, которая вошла в моду в 30-е годы.

     Безусловно, он принадлежит к дворянскому сословию, но скорее всего из тех молодых людей, которые приезжали в Петербург из провинции и проживали в Петербурге благополучно те деньги, что присылались им из дома, деньги, заработанные трудом тех самых крепостных крестьян.

              И здесь возникает еще один аспект темы, раскрываемой Федотовым: не просто ложный стыд, не просто двуличие поведения и жизни – он прикрывает стыдливо, торопливо кусок ржаного хлеба, тем самым стыдясь самой основы жизни ради внешнего лоска и блеска, составляющей смысл его существования.

           Но самый красноречивый элемент, которым можно завершить описание картины Федотова "Завтрак аристократа", - абсолютно пустой, вывернутый наизнанку кошелек. Художник в свойственной ему манере высмеивает так любимые им и близкие по духу темы: человеческое тщеславие, суету, показную жизнь, тщательно скрываемую убогость под маской внешнего благополучия и блеска.

 Следует заметить, что показанный на холсте персонаж был характерен для того времени, что не оставляет никаких сомнений по поводу актуальности сюжета, к которому обратился Федотов.
Предметный мир играет у Федотова роль положительного начала в картине.

       Великолепно написанный интерьер с устоявшейся красотой предметов, его населяющих, противопоставлен миру обмана, в который ввергнут герой. В этом сопоставлении и содержится нравоучительный смысл. Федотов придал ему оттенок комичности, недаром он вспомнил в связи с картиной мудрое народное изречение: «на брюхе шелк, а в брюхе щелк».