С Ефросиниинских торжеств. Полоцк. 1910

Маргарита Бирюкова
С Евфросиниинских торжеств

ПОЛОЦК

(Кореспондеция Нового Времени)

Полоцк - один из древнейших городов Руси, современник Невгорода. Город поэтической древности, город Рогволода и Рогнеды и ее сына Изяслава, о которых часто напоминает нам опера Серова. Город, бывший самостоятельным княжеством в XII и ХIII вв., попавший потом под власть Литвы и Польши, снова возвратившийся к России в 1772 г. и бывший сначала губернским гордом, а потом городом намеcтничества, и, наконец, превратившийся в уездный, - этот город ничего не сохранил от своей старины, кроме развалившегося древнего собора, потерял даже на половину русский облик, а приобрёл – еврейское население и черту оседлости. Единственное хорошее место в Полоцке - это прекрасная площадь, на которой стоит кадетский корпус, - здание совсем не красивое, как все наши казённые здания. Против него - католического типа, с двумя высокими, красивыми башнями, собор, построенный иезуитами в 1745 г. Против корпуса - памятник 1812 года, в виде пирамиды, с орлами на поясе; памятник поставлен в 1850 г. в память павших при штурмах Французами полоцких окопов и взятия у Французов города. Против памятника 1812 года полоцких окопов проходит главная улица Полоцка - Витебская, с асфальтовыми тротуарами.
По этой улице пройдет в собор процессия с мощами святой. Улица вся уже пестреет флагами. Их гирлянды перекинуты через улицу на высоких фонарных столбах. У выхода улицы на площадь воздвигнута арка в виде русской . избы с коньками. В центре верхней части - инициалы святой на щите из княжеской мантии с короной наверху, по сторонам - медальоны с датами годов. На обруче арки надпись со стороны улицы: «Благословен грядый во имя Господне»; со стороны площади - «Дивен Бог во святых Своих». Арка перевита зеленою хвоею с искусственными розами. Гирлянды зелени огибают плац. Перед собором высится балдахин из зеленой ели над помостом, где будет молебствие. Очень красиво задрапирован материями и флагами железный мост за две версты от города.
Старинный собор, Софийский, стоит на холме, в местности, называемой Верхний замок, - в древности кремль города, где жили полоцкие князья. Собор этот воздвигнут униатским митрополитом Гребницким в 1750 г. на месте православной церкви Софии - Премудрости Божией, существовавшей при жизни св. Евфросинии и ею поновленный в первые годы распространения Христовой веры на Руси. Церковь горела несколько раз. В свое время униаты, воздвигая здесь свой храм, поставили алтарь на север, где он и теперь стоить, а кода собор перешел к православным, в нем устроили в восточной стене, на месте древнего алтаря, придел св. Тихона Задонского. Таким образом, это единственный, кажется, храм в России, где главный придел на север, а боковой - на восток. Храм просторный, прекрасной архитектуры, но, к сожалению, находится в таком запустении, что совестно глядеть: штукатурка везде облезла, отсырела; наружная часть храма убога; молния в прошлом году ударила в башню и сорвала креста; он стоит теперь в углу церкви. В церкви есть замечательно хорошо написанная копия итальянской школы, она относится ко временам унии. Говорили мне, что собор этот будет ремонтирован, что деньги уже ассигнованы. Странно, что эту старину не ремонтировали именно к настоящим торжествам, а то приходящие богомольцы идут и видят такое разрушение! Возле собора большие, обратившиеся в развалины после пожара здания духовной семинарии, зияют пустыми окнами и наполнены гамом галок. Все это очень печально глядит.
Святые мощи прибыли в местечко Струнь, в шести верстах от Полоцка. Со всех сторон идут в Полоцк крестные ходы. Есть крестные ходы из Вильны, из Риги. Подъем религиозности в народе большой.
Это праздник - воскресения Белоруссии; это праздник торжества «хлопской» веры перед кичливым панством. Надо знать, как народ чтит св. Евфросинию, он к ней толпами ходил в Киев, а теперь он ее видит среди своей земли, видит, что Царские родичи - все идут за ракой святой, все ей молятся. Большое политическое значение имеет этот праздник для здешнего края. В истории России три раза были торжества перенесения мощей: св. митрополита Филиппа из Соловецкого монастыря в Москву, Александра Невского в Петербурге Петром Великим и вот теперь св. Евфросинии из Киева в Полоцк.

В. Прокофьев

(Новое Время. 23 мая (5 июня) 1910 г.)