Памяти Серёжи Тараненко 1944-2013

Гирш Либшиц
 С Серёжей Тараненко мы учились в рижской консерватории пять лет.
Он отслужил полный срок в армии и был старше нас , не служивших, на 2 года.
Когда мы, бывшие однокурсники Серёжи , увидели его на новом поприще в дуэте  "Галина Беседина - Сергей Тараненко" - мы были удивлены и опечалены.
В приглаженном, одомашненом, покорном партнёре Галины мы с трудом узнавали...
Вернее, не узнавали особенного, не похожего на других, живущего в своём добром,  поэтическом мире и, как настоящий художник, немного ироничного к себе и ко всему миру Серёжу Тараненко.
Тогда , в Риге, он безнадёжно влюбился в  Марианну.
Tорчал у неё в общежитии, ждал, повидимому , как пёсик, благоволений вздорной хозяйки.
 
 Прилагаю рассказ  написанный с его слов.

Серёжа полюбил Марианну, ходил к ней в общежитие и пропадал там часами.
Туда же к неразборчивым студенткам приходила с улицы пьяная братия, вспыхивали ссоры и однажды, пострадав от неуёмных рук дружка, прибежала к Марианне товарка просить у Серёжи защиты.
Благородный Серёжа тут же ринулся на помощь.
Увидев компанию дюжих, всегда готовых подраться молодцев, он потерял ощущение реальности  и , как рыцарь, защищая Прекрасную Даму,обнажил бы шпагу, за неимением оной вынул перочинный ножик.
Впрочем, не способный проливать чью-либо кровь, он хотел лишь прогнать грубых гостей.
По законам романтической драмы трусливая чернь, не смея вступить в честный бой с благородным мужем, должна с позором удрать, но те не трогались с места, потому что Серёжа стоял у единственного выхода.
Бутафорская шпага превратилась в нешуточный кусок металла, столь враждебный
живой плоти.
Драматическая линия зашла в тупик.
Серёжа ухмыльнулся неудаче драматурга и взял тон комедийно-бытовой:
«Ребята,» – заговорил он – «не бойтесь, сапожник я, ножик-то (ха-ха) сапожный!
Идите, идите, не бойтесь.»
Что понимали друзья-приятели в искусстве?
Они видели, что никакой он не сапожник и похолодели от ужаса.
Мало того, что с ножиком, так ещё псих-садист.
Долго потом Серёжа ходил по городу окружными переулками, опасаясь встретить молодцев.

Мнится мне , что-то похожее произошло у Серёжи и с Галиной.
Но в отличие от Марианны, Галина взяла Серёжу , его одарённость, в оборот.
Использовала и, вообщем, растлила его расхожей, сладенькой, разрешённой тогда в Союзе  романтикой.
А у Серёжи непривычная нам в его глазах покорность и печаль.


Зачем звучат ещё надорванные струны
И образ  чей-то  чертит  вялая рука.
................................................
Ты всё убила своей заботой,
Всё источила своей слезой.
И разлетелись мы с тобою словно птицы,
Крича тоскливою осеннею порой.
 
С.Тараненко 1968 год, Рига.

Пусть в мире покоится твоя, Серёжа, душа.