Колымская рыбалка. п. Талая речка Зангизур Часть3

Владимир Кудрин
                Фото. Река Эльген приток реки Буюнды
                Часть 3
                Год 2010 август, дальний выстрел,
               Курорт Талая,  река Эльген и речка Зангизур
 Итак, река Зангизур левый приток реки Эльген в верховьях легендарной реки Буюнда. К такой рыбалке надо было подготовиться поосновательней.
Летом рыбачил по лицензии в основном на море в бухте Гертнера на ручье Кедровый, ставил сети на горбушу и кету. Реже выезжал на реку Олу, где обкатал специальную лодку «Скиф-2» для сплава по горным рекам. На тот случай если с машиной ЗИЛ-157 сорвётся и до Зангтзура придётся добираться одному. Тогда-то лодка и пригодится для преодоления реки Эльген притоком которой она и является.
 
                Улов после рыбалки на море
 На Талую приехал за неделю до начала отпуска у Сергея. Поэтому, времени познакомиться с курортом и его обитателями, было предостаточно.
У Льва Толстого в «Севастопольских рассказах» есть описание павильона на набережной Чёрного моря: «По большой аллее бульвара ходили разных сортов офицеры и всяких сортов женщины, но ни одной не было старой, а замечательно, что все молодые».
 На нашем курорте офицеров, правда встретить не удалось, да и мужчин было очень мало, а если и встречались то в основном похмельного типа, в спортивных костюмах подбитых молью. Как правило, они появлялись ближе к обеду, после моциона в поселковый магазин за ужином в столовой. Женщин же действительно было предостаточно, можно даже сказать очень много, правда были и не очень молодые и даже совсем пожилые. Основная масса этих женщин почему-то была с детьми, но без мужей.
 
        Первый из построенных заключёнными на здравнице корпусов

 Фото из архива предоставил геолог Эдуард Морозов, в те далёкие времена он вёл здесь разведку геотермальных горизонтов. Потом пристроили здание столовой и второй корпус. На барельефе бредовая, с позиций сегодняшнего дня, надпись «Героическим трудом воздвигнем величественное здание коммунизма».  Идущим по трупам вождям нужны были лозунги, которыми они прикрывали произвол, массовые убийства и беззаконие.
 
                Зимний вид столовой. Фото 80-х.

 
                Внутренний вид столовой.
 
                Лестница в столовую.

 Но «барокко» сталинского стиля не заканчивается на архитектуре зданий курортного комплекса, оно сохранено и во внутреннем убранстве корпусов и столовой. Даже официантки в передничках мило импонируют этому настрою. Вот только памятник вождю не устоял, стоит полуразрушенный в окружении таких же львов.
 
                Вождь не выдержавший испытание временем
 Встретил поэта из Сусумана Ивана Гуль. Знал его по Берелёхскому автокомбинату, где он работал автослесарем в одном из цехов. Заядлый шахматист и как выяснилось завсегдатай курорта. До перестройки часто печатался в сусуманской газете «Горняк Севера» на политические темы. Сейчас он писал, как это не странно поэму «Бог».
 
                Сусуманский поэт Гуль читает поэму «Бог»

 
                Бассейн после ремонта.
 
           Остатки лестницы и разрушенная пристройка детского корпуса

 А вот так помпезно это выглядело в 70-е годы прошлого века.
 
               Сгоревший детский корпус 70- е годы.
 В знакомстве с курортом и его достопримечательностями время пролетело незаметно. У Сергея подошёл отпуск и мы стали собираться на Зангизур.
 
               Друг Сергей по рыбалке и его товарищ
 Поскольку ехали вдвоём, пришлось изучить матчасть «захара», хотя с этой машиной сталкивался довольно часто. Начиная с первого знакомства, когда на ней и ЗИС-5, пришлось повозить будущих десантников. Возил их и спортсменов на аэродром где мы обучались парашютному делу и выполняли прыжки с самолёта. Правда здесь стоял дизель с пусковым двигателем, и пришлось несколько раз завести его для навыка.
 
                Завожу «захара» ЗИЛ-157.
 Отправились как всегда рано поутру. Миновали перевал и не доезжая заброшенного посёлка Арарат на перекрёстке повернули налево. По дороге к переправе через реку Эльген встретили четырёхосный вездеход КАМАЗ. Машина для таких топких мест очень тяжёлая. Даже зимой ездить на них очень опасно Наледи не дают промёрзнуть грунту на глубину, хоть морозы и достигают 50-ти градусной отметки. Что в дальнейшем не раз и подтвердилось. Не зря на них возят квадроциклы для эвакуации. Вытащить такой многотонный вездеход, застрявший в болоте способен или артиллерийский тягач или тяжёлый бульдозер. Но и тем в свою очередь не так-то просто, а зачастую практически невозможно доехать до места. Часто это заканчивается вымораживанием и выкапыванием машины из ила и грязи с последующей буксировкой. Такие путешествия сродни зимним покатушкам на артиллерийских тягачах, в которых приходилось участвовать. Но это серьёзные машины с танковыми двигателями, которые можно и заводить без аккумуляторов за счёт баллонов со сжатым воздухом высокого давления, но их в свою очередь тоже надо накачать и при этом по опыту не раз.
Маршрут у них был другой поэтому, хлебнув чайку на дорожку в компании магаданцев, распрощались и отправились к переправе, а точнее к броду. Брод оказался очень не простой, в этом месте Эльген достаточно многоводен. Дно сложено из мелкой гальки. И преодолевать приходиться 3 протоки.   На берегу весь в тине стоял утопленный ГАЗ-66, водитель по неопытности через воздухозаборник хватанул в двигатель воды.
Наша переправа на другой берег прошла успешно. Под монотонный звук дизеля машина уверенно преодолела все броды.
 К вечеру добрались до заброшенного балка сенокосчиков. Здесь соорудили быстрый ужин, сало под стакан водки, да чай  под домашние пирожки. С тем и уснули.
На следующее утро погода выдалась с накрапывающим дождецом. Доехали до реки Зангизур и без остановок, хотя места были, самые что ни на есть, рыбацкие поехали в верховья.   
 Миновали первую наледь и озёра Дружные. Следов и оленьих и медвежьих была масса. Да всё свежие.  Затем пересекли речки Чинара и Рион, которые впадают в Зангизур. От второй наледи практически ничего концу лета не осталось. Миновали озеро Пестик с массой уток и куликов, и поднявшись на перевал выехали на обширное плато.
Места здесь открылись по красоте неописуемые. Особенно поразили озёра в самом верховье реки. Открытый ландшафт отороченный высокими хребтами гор. Необычная уютность и спокойствие. Места, в которых думается о вечности бытия. Правда цепь закольцованных озёр и отвалы возле них, которые хоть и поросли кустарником и деревцами весьма были похожи на рукотворные. Похожие отвалы встречал в районе 3-ей фабрики возле Лазо, Среднеканского района. Также как и там грунт выбирался не до скальных пород и вполне возможно здесь тоже добывали олово. Если не сворачивать вправо то дорога по словам Сергея выведет к большому озеру Нырок, а далее вдоль ручья Залётный к большому стану сенокосчиков и реке Буюнде с одноимённым заброшенным посёлком. Всё это отложил на новую поездку в самые верховья Буюнды. Там по рассказам в 40-50-тые велась золотодобыча, правда не очень интенсивная. Россыпные месторождения были не очень богатые, а разведка на руду ничего не дала. 
 Рыбы в естественных карстовых озёрах, соединенных многочисленными протоками, которые располагались выше, не оказалось. Хотя по прогнозам она должна была быть там. Но, как говорят в таких случаях, должна быть – но не обязана! Правда, в одном из них, самом большом ходил по центру довольно крупный экземпляр хариуса. После недолгой борьбы удалось его добыть, вытянул он грамм на 500. Трофей на безрыбье вполне почётный.
 
                Хариус в естественных условиях.
 К вечеру установилась тёплая погода, умаявшись за день, наскоро перекусили и уснули в кузове под открытым небом.
 
                Характерные места речки Зангизур.
 На следующий день погода выдалась солнечная и жаркая. Решено было по максимуму обловить все заманчивые местечки. Поэтому Сергей уезжал вперёд и останавливался и облавливал значительный водоём. Я же шёл следом и облавливал петли реки, где машина не проезжала.
 Лучше всего в этот день работала донная муха, хариус шёл крупный, рыба видно начала спускаться. Пока доходил до машины и рюкзак, и фляга были полны рыбы. До вечера сделали три такие остановки и рыбы подняли вдоволь. Разбили привал и занялись приготовлением ухи. Попутно на ветках как на шампурах запекли пяток самых крупных хариусов, они весь день протомились в смеси багульника и чёрной смородины. Ужин получился на славу. К вечеру заморосило. Накрылись палаткой в кузове, да так и уснули. Погода с утра установилась переменчивая с дождичком и солнцем. Перекусив 5-ти минуткой из свежевыловленного хариуса, которая делается из только пойманной рыбы. Рыба режется на небольшие кусочки и помещается в котелок, затем засыпается смесью толчёного ароматного перца и соли. Затем закрывается крышкой и интенсивно взбивается. Через пять минут деликатес из хариуса готов. Попили под навесом чаю и тронулись в обратный путь к броду через Эльген. Рыбы было вдоволь и облавливать слияние Зангизура с Эльгеном, как планировали ранее желания не было. Брод преодолели также без помех. Так удачно сложилась рыбалка и путешествие на реку Зангизур.
 В Магадан возвращался с молодой попутчицей. Мама её работала в столовой официанткой и попросила довезти дочь. День был замечательно солнечный и тёплый. Дорога убаюкивала и казалось всё в этом мире прекрасно и гармонично. Но в районе посёлка Уптар, когда до города оставалось меньше 50-ти километров, сломался задний мост. Полетел редуктор. Не долго думая снял кардан, ведущий на задний мост и воспользовавшись преимуществом полноприводных машин доехал до Магадана на переднем мосту. Так закончилась моя 3-я поездка на Талую и началась подготовка к следующему путешествию в заброшенный посёлок Буюнда, лагерным пунктам, к истокам реки и золотым полигонам, на которых работали заключённые Колымы в 40-е годы прошлого столетия.
            
   Фото к рассказу   https://ok.ru/profile/272030330596/album/849887236324

            В начало рассказа    http://www.proza.ru/2016/10/20/2048