0. Пролог

Тая Файнгерц
СКАЗАНИЕ О ЛЮДЯХ СВЕТА


1.
Слыхали ли вы Сказание о Людях Света? - давно это было... Тогда города строили из белого камня, тогда воины держали в руках только меч, щит и копье, а охотники — лук... В незапамятные времена то было. Но было благо тому, кто слышал Сказание о Людях Света.

2.
Жил в земле Лианора славный король. Айэрис было имя его. Был он еще молод, когда напали враги на его столицу Каваст. Крепость Каваста сдерживала войска их долго, но слишком много было врагов. И однажды ночью видел Айэрис сон, видел видение, забывшись на час среди битвы, ибо не спал он трое ночей.

3.
Видел он луч, пробивающий темное облако. А когда проснулся, светло показалось ему на душе, да и на небе светало. Стали отступать враги, хоть держали осаду более месяца. И по трупам их и телам воинов крепости скользили лучи восходящего солнца...

4.
Туманным было то утро.И Айэрис был рад, что не видит он крови из-за тумана, но видит  только лучи. Посмотрел он на отступающих врагов и вздохнул. Много защитников крепости полегло, а в городе во время осады царил голод, и умирали люди. Но порадовался Айэрис надежности городских стен, и тому, что противнику не было подкрепления.


5.
Сильна была крепость Каваста, крепка и причудлива. Стояла она на скале, неприступной, неровной, и сама была зубчата, ребриста, с почти отвесными стенами, похожими на гладкие сколы зеркального камня. Отражалось солнце в камнях-зеркалах и слепило врагов. И говорили, что основал этот город и крепость построил один из Людей Света в древние, незапамятные времена.

6.

И довольно легенд слышали люди о Людях Света. Что были они прекрасны, но молчаливы и сдержанны, когда приходили в селения людей, что были они светлолики и темноволосы, и глаза их сияли, как звезды. И похожи они были на ясное звездное небо перед зарей.

7.
Только не видели люди Лианора Людей Света, и роптали на них, и говорили: «Людьми праха называют нас они... Не хотят они с нами знаться... А то пришли бы и защитили в час нужды, ибо слыхали мы, будто они великие воины...» - И не любили люди праха Людей Света.


8.
И после той победы вошел Айэрис в свои покои и думал о своем сне, о видении своем. Что за луч сиял в ночи, что за тьма была им поражена? - Так думал Айэрис, что было то благое предзнаменование, что было то предсказание победы.



9.
Но доложили Айэрису о том, будто у крепостных ворот нашли девушку, не похожую на жителей города, светловолосых и крепких. Была она темноволосая и ясная, как звезда, и показалось сначала всем, что нет в ней дыхания жизни.Тогда позвали ведунью, и посмотрела ведунья и сказала: «Она спит, и не дано мне ее разбудить. Может, и не проснется она. Отнесите ее ко мне в храм, я буду молиться; может, она еще и очнется». - Взглянул Айэрис на спящую и спросил: «Не ранена ли она? И как оказалась она на поле битвы?» - «С ней все хорошо, если говоришь ты о ранах от оружия, - сказала ведунья, - а как оказалась она здесь, того я не знаю».

10.

И пришел к Айэрису человек, и человек тот был из отшельников. Сразу узнал король плащ и  его посох, и склонился в поклоне, ибо даже короли чтили отшельников, владевших волшебством. «Я пришел проведать свою ученицу, - сказал отшельник, - проведи меня в храм у восточной стены, где положили ее». И не препятствовал Айэрис желанию отшельника, и пошел вместе с ним в храм.

11.

И по дороге отшельник задержался, ибо нужно ему было приготовить снадобья для своей ученицы, лежащей в беспамятстве. В кипящую воду он влил какую-то жидкость и растворил в ней кристалл, и сказал: «Восточный храм на другом конце города. Возьми эту чашу, если хочешь помочь. Снадобье должно быть горячим, когда мы достигнем храма, и я не могу его остудить». И Айэрис взял чашу из серебра, что протянул ему отшельник, и почти невыносимым показался ему жар кипящего снадобья. Но он не выпустил чаши из рук и пошел за волшебником.

12.

Весь вечер и ночь до рассвета сидел отшельник над ложем девушки, и тяжко было у Айэриса на душе. Ибо понял он, что любит, пусть даже не знал он ее и видел впервые. И страшился он, что погибнет она.


13.
Но с первым рассветным лучом вздохнула спящая, хоть и не пробудилась. И тогда отшельник отошел от ее ложа и сказал: «Она будет спать. Не тревожьте ее. Но она проснется».

14.

И все эти месяцы Айэрис ходил в храм у восточной стены и смотрел на нее. Совсем юной казалась ему девушка. Он молча стоял у ее изголовья и думал: «Ведунья сказала мне, будто она из Людей Света. Но что делает дочь Света среди людей праха, и чему обучается она у отшельника?»

15.
«Непростые люди отшельники, - думал Айэрис. - Никто не знает, чем живут они. Но иногда спускаются они с гор и общаются с обычными людьми. О чем говорят они?»



16.

«Говорят ли они о делах человеческих? Или о волшебных деяниях? С кем говорят отшельники, ибо говорят они не со всяким? И кого из детей берут на обучение они, если затем приходят порой в селенья?»

17.

«И дочь Света, как попала она к нему? Разве отдают Люди Света своих детей людям праха на воспитание? И кто она? Может, лишилась она родителей и отчего дома, потерялась младенцем? Не место дочери Света среди людей праха...»


18.
И спрашивал он отшельника, но отшельник молчал. И только сказал он Айэрису, что имя девушки Сириэль, и что она дочь правителя Тиэлмара, короля Людей Света. Еще больше удивило это Айэриса и озадачило. И спросил он отшельника, когда же проснется она, но тот не ответил.

19.

И продолжал он приходить в храм у восточной стены. Часами смотрел он в лицо девушки, и казалось ему, что меняется лицо ее, хоть спала она крепким сном. Будто лучи скользили по лицу ее, хоть в храме было темно, и только слабая лампада горела в алтарной нише. Не освещала лица девушки лампада, не бросала на него отсветов огня. Внутренним светом светилось лицо. И часами мог созерцать Айэрис, как светится оно.

20.

Безмолвие нисходило на него, похожее на сон в ясном сознании, и почти пропадало течение времени. Но сердце его по-прежнему тревожилось. Что, если не проснется она? - думал он. -Ну что ж, если бы даже она спала годы, или века, и я сам давно стал бы прахом, была бы только спокойна она и сон ее был бы только светел. Ибо не могу я вынести, если бы мучилась она в своем сне». -  И желал бы он быть вечным стражем у ее изголовья, но понимал, что смертен.


21.

Но однажды пришел в храм Айэрис и застал там отшельника, и услышал тихий разговор. Со своей ученицей говорил отшельник. И когда вошел Айэрис, умолкли оба, будто шорох осенних листьев иссяк, уступив место зиме.

22.

В ледяном молчании поклонился Айэрис им обоим. «Не примут они меня в свои души», - подумал он с горечью, хоть ничего и не требовал, и не ожидал. И хотел он уйти, чтоб не мешать их разговору, но девушка привстала со своего ложа и взяла его за руку. «У тебя ладони обожжены, - сказала она, посмотрев на Айэриса. - Судьба твоя изменилась». - «Да пусть уничтожит меня судьба или бросит в бездну, ибо никогда не могу я даже надеяться соединиться с дочерью короля Людей Света!» - мысленно крикнул Айэрис в отчаянии. Но ничем не выдал он своего отчаяния, поклонился и молча вышел.
23.
Наутро покидали они Каваст и уезжали из Лианора, отшельник и девушка. В прежнем молчании, почтительном и суровом, проводил их Айэрис, хоть сердце его горело любовью. И он вернулся в свои покои и обратился к обычным делам.

24.

И необычные вещи стали происходить с королем. Казалось ему, будто люди стали смотреть на него иначе. Казалось, что звери сознательно обращаются к нему взглядами. Казалось, что леса и поля просят у него помощи и заботы. И что Солнце говорит с ним по утрам и на закате. Но он был королем и нес ответственность за все, что стал так по-новому понимать, потому не давал он себе времени задумываться о происходящем с ним и вокруг, и только исполнял то, что должно.

25.

И выпало много битв королю Айэрису, и стали говорить про него, будто он неуязвим. Ни одной раны ни от копья,ни от меча, ни от стрелы не было на его теле, хоть был он воином опытным и бесстрашным. И хотел часто погибнуть Айэрис в битве, ибо любовь сжигала его, но судьба щадила его. И в свои пятьдесят пять лет был он юн и силен, как в тридцать, и стали говорить, что не может он постареть. «А если и умереть я не смогу? - думал Айэрис. - Для чего тогда живу я? Для чего терпеть эту боль?»

26.

И в шестьдесят лет сложил он с себя обязанности короля, передав их своему возмужавшему приемному сыну, ибо не было жены у Айэриса после встречи с дочерью Света. И покинул Айэрис свой Лианор, чтобы встретить свою судьбу.

27.

Далеко уже был он от дома, и тяжелые мысли угнетали его. «Цитадель Света на юго-востоке, цитадель мрака на севере, - так думал Айэрис. -Найти Людей Света и предложить им свою службу воина? - Но кто я для них? - человек праха. Не нужна им служба моя и помощь моя, и если примут меня, то только из жалости. Не хочу я быть им в тягость. Лучше мне бросить вызов силам тьмы и погибнуть в бою. Если не погиб я до сих пор, если хранило меня невидимое заклятие, то, может, сохранит оно меня и для более сильного врага? - Но если не паду я в бою и захватят меня в плен? - ужасна участь заложника тьмы...» - От последней думы содрогнулось его сердце, но заставил он замолчать эту мысль и твердой рукой направил коня к северу.

28.

-Куда едешь, Айэрис, король Лианора? Чего ищешь? Смерти?
-Не ты ли и есть моя смерть? - тихо спросил Айэрис. Он не заметил приближения этого всадника, нагнавшего его сзади, и необычным показалось ему его появление. Будто темное облако встал по правую руку его неизвестный, был он в сером плаще и стальном шлеме, и забрало скрывало лицо. И конь его был темно-сер, и стальные бляшки тускло поблескивали на упряжи. Странным было появление незнакомца, и не знал Айэрис, к добру это или к беде.
     «Будь он от Света, не скрывал бы он лица своего предо мною, - думал Айэрис. - Будь он, как я, человек, услышал бы я топот его коня. Темным кажется его появление, но отчего-то не хочет верить сердце мое, что он от тьмы. Не положился ли я на судьбу? Может, это и есть посланец ее, посланец неведомого?..»
       И будто читал в душе Айэриса незнакомец.
-Поезжай за мной, - сказал он голосом твердым и звонким. - В конце пути узнаешь, кто я.
        «Терять мне нечего, - подумал Айэрис. - Друг ли, враг ли, судьба ли встречает меня, отступать некуда». - И он последовал за незнакомцем, и Посланцем Судьбы назвал он его.


28.

И скакали они на север. Миновали уже королевство Антар, стоящее на границе. Уверенно правил конем незнакомец, будто знал хорошо дорогу. И снова усомнился Айэрис. «В цитадель мрака ведет он меня, - думал он. - Но не я ли сам избрал этот путь?» - И проезжали разрушенную, опустевшую деревню, и только старик сидел на пороге одного из домов. Старик умирал, и понял Айэрис, что он умирает от голода. Тогда остановил Айэрис коня и спешился, и отдал старику всю еду, что у него осталась, все, что было в его дорожной сумке. И ехали дальше. Не встречалось больше признаков жизни человека. Все мрачнее становилось вокруг. К вечеру остановились они и сошли с коней, чтобы заночевать на открытой равнине.
-Возьми, подкрепись, - сказал Посланец Судьбы, доставая из своей сумки ломоть хлеба и воду во фляге. Айэрис разломил хлеб пополам и протянул половину своему спутнику.
-Мне не нужно, - отказался незнакомец, встал и отошел на несколько шагов, и замер, глядя вдаль. - Поешь и ложись, - сказал он Айэрису через плечо.
    Айэрис поужинал своей половиной, оставив вторую нетронутой. Он за все время пути так и не увидел лица Посланца Судьбы, и сейчас тот тоже не снял шлема и забрала не поднял, и наутро проснулся раньше Айэриса, или и вовсе не спал.


29.

Весь следующий день ехали по каменистой равнине, бесплодной и безлюдной, и казалось, не было этой равнине конца и края. Не было и дороги, только пустая земля и камни. Но путь по-прежнему лежал на север, и в напряженной готовности смотрел Айэрис вперед и на незнакомца. Он не знал, как долго ехать до цитадели мрака и как распознать ее.
     К ночи снова остановились, сошли с коней, и Посланец Судьбы снова протянул Айэрису хлеб и воду, оставшуюся от вчерашнего вечера половину. И снова Айэрис разломил хлеб пополам и протянул ему, но тот, как и прежде, отказался. Тогда оставил Айэрис ему его долю, поужинал и лег спать.
     И когда вечером третьего дня незнакомец хотел отдать ему оставшийся хлеб, Айэрис отказался принять. Посмотрел на него сквозь забрало Посланец Судьбы и ничего не сказал.


30.

К полудню четвертого дня поднялись они на высокий холм, и Посланец Судьбы указал Айэрису вниз с высоты. Сначала ничего не увидел Айэрис, кроме голой равнины. Но темнело на горизонте зловещее облако, и оно приближалось. И различимы стали очертания войска, и войско то шло с севера.
-Они идут из цитадели мрака, - сказал Посланец Судьбы, предупреждая вопрос Айэриса, - и идут в пограничное королевство Антар, которое ты миновал. Не их ли искал ты?
-Скачи к королю Антара и предупреди его! - и Айэрис стал спускаться с холма навстречу идущему войску, но Посланец Судьбы не отставал от него.
-Что ты медлишь? - обернулся к нему Айэрис. - Предупреди короля. Может, хоть что-то он успеет. Ну же, скачи быстрее! - или хочешь напрасно погибнуть?..
-Мы не погибнем, если ты не потеряешь надежды, друг мой! - воскликнул Посланец Судьбы и пустил коня навстречу врагам.


31.

И остановилось время. И думал Айэрис, что Солнце никогда не взойдет. И только смутно различал он своего спутника в гуще врагов. Черный туман поднимался от земли, и стояла мертвая тишь.


32.

И враги сражались. В мертвой тишине поднимались и скрещивались мечи, смутно сверкая тусклой сталью и золотом, звенели неслышимым звоном копья и свистели безмолвные стрелы, и щиты грохотали беззвучно, и лица врагов наливались кровью и тьмой.


33.

И Айэрис бросился в тьму, ибо не хотел он терять своего спутника. И понял он, что войско тьмы ужасно и смертоносно, и содрогнулся сердцем. Но обратного пути не было, ибо друг его был в беде.


34.

И встал он рядом с Посланцем Судьбы, ибо потеряли оба своих коней, убитых врагами, и заслонил собой его спину, и стал сражаться. А время все не кончалось и не длилось. И не знал он, час прошел, день, год или вечность.


35.

И вдруг белый, сияющий, но не слепящий свет разлился вокруг. Был он похож на тот луч, что видел когда-то Айэрис в своем сне. И стал Айэрис спокоен в сердце своем, хоть битва не утихала.


36.

И чувствовал он за спиной своей холод кольчуги Посланца Судьбы, и будто крылья вырастали у него за плечами двумя лучами, пробившись сквозь спину над лопатками. И жар, яростный, но не сжигающий, охватывал его тело, и от плеч исходил ввысь, а сердце горело, но сильнее и чище, чем он привык за свою жизнь.


37.

И в сердце его отдался удар, и еще один, и еще. То были удары врагов, их мечей, и их копий, и стрел. Но оказалось неуязвимым сердце. Только на миг пресекалось дыхание, и только на миг меркнул взгляд, и не выпускал Айэрис меча из рук.


38.

И кончилась тьма. Свет заливал равнину. Свет солнца, и чистый, сияющий, белый свет. Свет битвы и свет победы.


39.

Тогда обернулся к Айэрису Посланец Судьбы, медленно, устало обернулся он и положил ладонь ему на плечо, и снял наконец свой шлем. И увидел Айэрис девичье лицо, лицо девы Света, которое помнил, и знал, и видел в своих снах, и не мог во всю жизнь забыть.


40.

-Пойдем отсюда, - сказала дочь Света. - Не годится нам отдыхать среди трупов. Если хватило сил на битву, то хватит сил и уйти. - И Айэрис поддержал ее за плечи, ибо она была готова упасть. И пошли они в подлесок, окутанный легким туманом, ибо было раннее утро. Только мутный дым стелился над полем битвы, только черная кровь тускло и вязко блестела под их ногами, отражая утренний свет.


41.

В лесу забылись оба тяжелым сном, похожим на смерть, на потерю сознания. Но был благотворен тот сон. Ибо в нем утонул и рассеялся ужас, и время снова начало свой отсчет.


43.

И говорили по пробуждении Айэрис и дева Света.
-Скажи, доказал ли я свою готовность быть воином среди воинов Света?
-Ты сделал более того. Пойдем. Тебя ждут.


44.

И шли они в стан Света, и всю дорогу молчал Айэрис. Ибо не мог он не говорить о своей любви, но и не мог говорить о ней. «Пусть буду я воином среди воинов, - думал он. - И пусть не знает она ни о чем». И длился тот путь три месяца и неделю.


45.

Тиэлмар, великий король правил Людьми Света. И пришел к нему Айэрис, и положил свой меч к его ногам, и сказал:
-Слава тебе, великий король. Эта победа принадлежит тебе. Я же только прах и человек праха. Если могу я служить тебе, пусть будет так. Если же не достоин, то пусть я буду зверем среди зверей, ибо уже и не человек я. Тебе лучше знать, на что я годен. А у меня нет права просить ни о чем.
-Пойди отдохни, - сказал король Света. - Ты слишком устал от битвы и от пути. Пусть дочь моя проводит тебя.


46.

И долго уже прожил Айэрис у Людей Света. И не знал он до сих пор своей участи.


47.

И стоял он однажды на крепостной стене и смотрел вниз и в даль, и подошел к нему человек.  Казался тот человек юношей, но был крепок, и в благородном облике его читался опыт, приобретенный долгой, полной опасностей жизнью. Ясноликий, с волосами цвета сосновой коры, достигавшими плеч, смотрел он прямо и твердо, и в серых глазах его то появлялся, то исчезал стальной отблеск, говоривший о силе духа. Но взгляд его был спокоен, не устрашающ, но добр.
-Ты целыми днями бродишь один, ты опять задумался о прахе, брат мой? - услышал Айэрис его голос, глубокий и сильный, но приглушенный и полный добра. - Не думай об этом, - все так же негромко и мягко говорил человек. - Я почел бы за честь быть тебе другом. Мое имя Гельмиан, и я тоже воин, и был бы рад сражаться с тобой плечом к плечу.


48.

-Ты похож на Солнце, - сказал Гельмиан. Ибо светел был Айэрис и золотоволос.
-Я человек праха, - ответил Айэрис.


49.

-Когда я сражался с врагами, я думал, - сказал Гельмиан, - «Погибну — в том моя вина, не погибну — на то милость Божия».
-Я рассуждал иначе, - сказал Айэрис.
-Знаю, - сказал Гельмиан. - И знаю, что не были то думы человека праха. Будь мне другом и братом, и я буду тебе другом и братом, ибо равны мы, хоть противоположны.


50.

-Мы одинаковы, - сказал Айэрис. - Но в тебе Свет, человек Света. Я же рожден во тьме.



51.

И пошел к королю Айэрис и сказал:
-Отпусти меня, о великий король. Ибо празден я у тебя, и нет от меня пользы.
-Куда же пойдешь ты? - спросил Тиэлмар.
-Не знаю, - ответил Айэрис. - Бессмертием наделила меня судьба, - или же покарала. Пойду в леса. Буду жить один, если на то воля Божия, и если не смилуется Он надо мной.
-Подойди, - сказал Тиэлмар. И он взял в свои ладони голову Айэриса и поцеловал его в лоб.   - Ты будешь мне сыном, - сказал король. - Ибо некуда тебе идти больше. - И Айэрис преклонил пред ним колени и склонился до земли, ибо не мог он смотреть в лицо короля.


52.

-Поднимись, - сказал Тиэлмар, король Света. - Знаешь ли ты, что произошло с тобой, что происходит с тобой?
-С давних времен так повелось, - сказал король, - что чужды казались вы нам, Людям Света, и людьми праха называли мы вас. Ибо знали мы: если полюбит человека дочь Света, то сделает бессмертным его, и опасались наши девы любить. «Не вынесет человек праха вечности, не вынесет он самого себя», - так думали мы. Но любить не прикажешь и не запретишь. И полюбила тебя моя дочь, чье имя Сириэль. Давно смотрела она на жизнь твою. Видела она боль твою и думы твои. И знала, что любишь ты ее, и желаешь смерти, и невыносима тебе разлука.
      И тогда решилась она на битву. Только герои выходят на такую битву, только лучшие, отважные из воинов Света. Ищут они себе соратника по силам и идут вдвоем против полчищ тьмы. И тебя избрала она, моя дочь.
     Не думай, человек Света тоже может погибнуть. И в битвах погибали мы. Но Свет возвращался, и рождались мы вновь, только не помнил себя человек.
        Остальное ты знаешь. Ваша любовь одолела полчища тьмы. Ибо если бы ты отказался от Сириэль, она бы погибла.



53.

-И не смей называть себя более человеком праха, - сказал Тиэлмар. - Не пристало такое название моему сыну. Иди.
       И вышел Айэрис от короля, и смятение было в душе его.



54.

И не решался более Айэрис беспокоить короля, и избегал он приходить к Тиэлмару, хоть и назвал король его своим сыном. Но пришел к Айэрису Гельмиан, и с ним еще один воин.
-Пойдешь с нами? - спросил тот воин. - Мы хранители дальних границ. Нам будет нужна твоя помощь, если только ты уже отдохнул.
      Обрадовался этим словам Айэрис. И служил он на дальней границе, и необычна была эта служба, но тяжела. Однако радовалось сердце его, ибо утомилось оно в бездействии.


55.

И строился храм на дальней границе. Смотрел Айэрис, как строят его.  И подошел он однажды к строителям и сказал:
-Позвольте помочь вам. Я воин, но сила у меня есть. Если хотите, я буду тесать камни.
       И разрешили ему помогать. И смотрел он на художества зодчих, и захотелось ему приобщиться к художеству. Но продолжал он тесать камни, ибо считал, что силен, и что лучше ему  делать эту работу, чем кому-то еще. Однако пела душа его, и рождались в сердце его прекрасные образы.


56.

И однажды тесал он белый камень и поранил руку. Огорчился Айэрис, что камень испорчен, ибо попала на белый камень кровь. Но ничего не сказал Мастер храма, и велел унести камень.


57.

И через несколько дней подошел к Айэрису мастер из художников.
-Помоги мне вырезать статую, - попросил его Мастер. - Вон глыба, пригодная для нее.
-Но я не художник, - возразил Айэрис.
-Откуда ты знаешь? - улыбнулся Мастер.


58.

И стал Айэрис вырезать скульптуры из белого камня. Однако не оставил он дозора на башне, считая то долгом и службой, и обещал он исполнить долг. Но чувствовал он в себе силу, и сила эта росла. И когда после страшных ночей приходил он в храм, пела душа его.

59.

Так возрастал Айэрис в силе и мастерстве. И поручил ему Мастер вырезать статую самому, ибо считал, что больше не ученик Айэрис, но тоже мастер.


60.

И создал Айэрис прекрасную статую. Казалась она похожей на Сириэль, и чаша была в руках у нее.


61.

И шел по городу Айэрис и увидел человека, играющего на лире. Прекрасно было лицо человека, и дивная мелодия струилась из-под его пальцев. Заслушался Айэрис. И когда закончил играть музыкант, подошел он поблагодарить.
-Сядь рядом, - сказал музыкант. - Как имя твое?
-Айэрис.
-Не хочешь ли ты подержать мою лиру? Струны ее легки.
-Но не порвутся ли струны лиры от прикосновения моих рук, рук воина и каменотеса?
-Струны лиры поправить можно, - улыбнулся музыкант. - Попробуй.
И удивился Айэрис, что ни одна струна не порвалась под пальцами его, но тонко зазвучали струны.

62.

И выучился он у музыканта игре на лире. И когда заступал на стражу, играл он братьям своим, и утешались сердца их. Враги же скрывались в ночь, и боялись они светлых звуков. И проходили века, и тысячелетия, и по-прежнему стоял Айэрис на дозоре, но и храма не покидал. И ночи сменялась днями и дни — ночами, но не чувствовал их Айэрис. Будто одно Солнце светило ему и во тьме, и днем.



63.

И пробудилось сердце Айэриса, и начал он петь. Странны казались его песни, необычные, как незнакомые звезды. И внимали братья его песням его, и светло становилось в их душах, и не боялись они ничего. И когда нападали враги, стойко стояли воины Света, ибо свет миров незримых держал их. И не знали они, откуда приходит помощь.


64.

И почтительно смотрели жители приграничного города на Айэриса. Но мало говорили они с ним. Только были приветливы, когда подходил он к ним, и благодарили за помощь.


65.

И шел однажды по городу Айэрис. Тревожно было у него на душе, и не знал он причины тревоги. И увидел он на одной из улиц разрушение великое. Разрушены были хижины и покороблены, и кровь была на дороге. Тогда скорбь и тревога проникли в его душу, и спросил он: «Что произошло здесь?» - «Бешеный буйвол вырвался из скотобойни, - сказали ему. - Не наша то вина, и скотобойня не наша. Да только мечется он по городу и сеет разрушение».
И тогда бросился Айэрис искать буйвола, чтобы остановить его. Видел он, что силен и могуч буйвол, судя по разрушению, им причиняемому, да только все равно ему было. Болело сердце Айэриса за жителей города. И не думал он о том, что произойдет с ним самим, хоть и знал теперь: может погибнуть человек Света.


66.
Но одолел Айэрис буйвола, хоть был буйвол могуч и страшен, - Любовью своей победил он зверя... И тогда сказал ему король Тиэлмар:
-Проси, чего ты хочешь?
-Я хочу служить Свету, - ответил Айэрис. - Больше мне ничего не нужно.


67.

И сказал Тиэлмар, король:
-Я видел тебя. День за днем я наблюдал за тобой, и я видел тебя. Ты исполнен любви. И недаром назвал я тебя моим сыном. Ты не желал бы ничего для себя, даже умирая. А ведь ты умирал. Потому что любишь ты дочь мою Сириэль, и невыносима тебе разлука. Но успокойся: она будет с тобой. Она и была с тобой все это время, незримо.
     Я соединяю вас благословением Неба, и да будет так. Ибо я испытал тебя и увидел: ты способен вынести Вечность. Ты полон любви, но твоя любовь станет еще сильнее. И ты сможешь дать миру то, в чем нуждается он. Я же передаю вам корону, державу и скипетр и ухожу в страну, где меня уже ждут. Но я буду с вами, и буду смотреть на вас, и вы не останетесь одиноки.
      Прими же наследство мое, сын мой Айэрис, и да будет так.


68.
И стал королем Айэрис, и Сириэль стала его супругой. И стали звать Айэриса в народе его Сайэлиар, Солнце Великое, ибо был он похож на Солнце. И любили его Люди Света.

69.

И родился сын у Айэриса Сайэлиара и жены его Сириэль, и дали ему имя Эльрад, Далекий Свет. Звездным был сын их Эльрад, как звезда, сияющая во тьме.


70.

Потом родилась у них дочь, и Сайэли, Солнышко называли ее. Ибо была она светлой и золотоволосой, как и отец ее, и радостной, как свет солнца в звенящем ручье.


71.

И когда подрос Эльрад, спросил он:
-Отец, почему говорят, что где-то живут люди праха? Не видел я кроме Людей Света иных людей.
-Посмотри на меня, - сказал Айэрис. - Я из тех, кого так называют.
-Но ты — Солнце, отец, - сказал Эльрад. - Неужели таковы люди праха? Хотел бы я тогда дружить с ними.
-Сын, люди праха не таковы, как твой отец, - сказала Сириэль. - Лучше бы тебе их не видеть.
-А ты видела их? - спросил Эльрад.
-Я жила среди них. Тяжко жить среди них...
       И задумался мальчик, и решил про себя: «Когда вырасту, пойду и найду этих людей, чтобы видеть их».


72.

И вырос Эльрад, и пошел он в страну людей праха. И не отговаривали его мать и отец, ибо видели, что то — желание сердца их сына. Только благословили его на дорогу, и ушел он.


73.

Через два года вернулся Эльрад. Печально было лицо его. Подошел он к отцу и матери и спросил:
-Почему столько боли на этой земле?
      Но молчали отец и мать.
      И тогда сказал Эльрад, Далекий Свет:
-Не могу называть я людей тех людьми праха. Людьми Скорби буду я звать их.
      И показал Эльрад матери след от раны, что нанесли ему люди праха.



74.

И ходил Эльрад печальный несколько дней, а потом сказал:
-Отец, собери совет. Не могу я терпеть больше. Не могу я так жить, когда страдают люди Скорби.



75.

И собрал совет Айэрис, и рассказал Эльрад все, что видел среди людей праха, и состраданием была полна речь его.





ПРИЛОЖЕНИЕ.
О речи Людей Света.

Имя «Айэрис» пришло однажды вместе с другим именем, женским, «Лийрана», и оба имени относились к каким-то инопланетным сущностям. Однако со временем имя «Айэрис» стало ассоциироваться с солнечным началом. Это имя отличается от имен Людей Света. В именах же Людей Света присутствует слог «Эл» («Эль»), которым они обозначают Творящий Свет. В мужских именах этот слог ударный, активный, в женских мягче, за исключением женских имен Элиа, Мириэль. Элиа — женская ипостась Солнца, мужская его ипостась созвучна имени Гелиос, где вместо начального «г» придыхание. Имя «Эльрад» может также переводиться и как «Высокий Свет», где эпитет «высокий» имеет значение скорее духовное, чем физическое. Сайэлиар, Солнце Великое — слово волнообразное, с очень своеобразным «р» на конце, не жестким и мягко-звонким, скорее даже мягкозвучным, прозрачным. Ударение в нем ставится, как правило, на два слога, первый и последний. Но возможно и ударение на тот же слог «Эл», и тогда слово приобретает смысл, более близкий к Элиа, женской ипостаси Солнца. Вообще ударения в именах Людей Света могут меняться в зависимости от ритма произносимой фразы, как в поэтической речи, и в зависимости от акцентов смысла. Звучание самой речи, как правило, чистое, хоть возможны и сложные составные звуки, которых нет в нашем языке. Шипящих звуков, как ч,ш,щ у них вообще нет, есть их эквиваленты, разнообразные, одни длинные, другие короткие, вроде придыхания у дельфинов, от мягких до жестких и даже грозных ( «время «Ч»). Вообще звуковой диапазон у них намного богаче и полнее, чем у нас, и произношение зависит от смысла фразы и эмоционального состояния говорящего. Рассерженный, например, человек никогда не сможет говорить ласково, а любящий — льстиво. В чем-то все это похоже на звучание «потусторонней» речи, как ее слышал Даниил Андреев, когда звуки в написании и земном произношении практически непередаваемы, и слова являются скорее состояниями. Есть нюансы состояний, адекватно выражающихся в речи. Но главным способом общения является безмолвие.

Скорее, я не буду этого дописывать. Потому как: люди праха должны хорошенько задуматься, готовы ли они к встрече с такими людьми.

                Октябрь 2011.
                una eled.