Крест человека

Екатерина Ершова-Киреева
Крест человека
Эссе о  романе М. Булгакова  «Мастер и Маргарита»
Читатель двадцать первого века, поклонник литературы как искусства,  ищет ответ на вопрос: «Почему Мастер заслужил только покой, не попал в рай»?

Путь к читателю
    Трудный и долгий путь к читателю характерен для  гениальных  литературных произведений, результата упорного труда литератора.  Окончательное название романа «Мастер и Маргарита». М. Булгаков написал  на титульном листе рукописи в 1937 году. Только через тридцать  лет (в 1967 году) читатели Советского Союза смогли познакомиться с журнальным вариантом книги.
    Роман «Мастер и Маргарита», по мнению современников, самая загадочная книга в русской литературе советского периода. Мифы о писателе, истории создания романа способствуют вариативности в определении основной идеи произведения.
   По роману  «Мастер и Маргарита»  режиссер Владимир Бортко создал телесериал из 10-ти серий (2005-2006 г.г.). Экранизация вызывала интерес  к роману в современной России. Но сериал не получил признания  на мировом уровне. Содержание кино не отражало основной философской идеи  произведения: выбор человеком свободы творчества или рабства. А за выбор он отвечает сам (несет свой крест).

Сюжетные линии 
По содержанию  и структуре сюжетных линий роман «Мастер и Маргарита» можно отнести к литературному направлению  «русский постмодерн».
         В сложной композиции романа четко выделяются взаимосвязанные между собой  сюжетные линии.
Первая  - это лирико-философская проза о счастье Мастера и его возлюбленной Маргариты.  Мастер – историк и писатель. Маргарита любящая  и любимая женщина.
    Вторая линия - повествование о моральном выборе Пилата Понтийского, всадника Золотое Копье, римского прокуратора Иудеи.
    Пилат имеет право: утвердить или не утвердить смертный приговор проповеднику-философу Иешуа  Га-Ноцри.  В образе бродячего философа читатель узнает Иисуса Христа.
      В третьей линии автор описывает   отношения к  роману и Мастеру окружающего мира:
представителей власти, литературной общественности, близкого человека, потусторонних сил добра и зла.
   Мастеру, посмевшему написать роман о человеках в трудное  для России время, нет места в социальной жизни «нового» общества.
          
Историк,  писатель-мастер
      Михаил Булгаков не называет имени автора романа.
       Просто Мастер –  высокая оценка для литератора.    Кто такой Мастер в романе М. Булгакова? Профессиональный  историк выиграл много денег  в лотерею, бросил неинтересную службу  и занялся любимым делом, писательством. Он пишет роман о  добре и благе, в то время как среди людей в обыденной жизни сплошь царствует зло. Беспрепятственное распространение  получили вредные пороки людей, предательство и обман.
 «Учителя своего не предай, даже если он убьет», -  мысль древнего грека Гиппократа Мастер стремится воплотить в художественных образах персонажей романа.
    По философскому учению И. Канта нравственный закон заключается внутри человека. Каждый решает для себя просто или сложно жить на грешной земле, верить в Бога или дьявола, либо ни во что и никому не верить.  Каждый сам несет свой крест, древний арийский символ вечности.
       Нет ответа на простые вопросы у Мастера. Один из главных героев  его романа,  Пилат, совершает предательство из-за трусости, делает выбор в пользу зла и за это наказан.  Целую вечность, раскаивается  Пилат в том, что отправил умирать на кресте проповедника-философа. Условия, в которых действует Пилат,  смягчают его вину.
   Жизнь Мастера протекает во времени, когда человек как отдельная личность уничтожается, пропагандируется атеизм, нравственные ценности не признаются за добродетель. Но Мастер обретает любовь Маргариты, создает свой маленький мир и увлеченно пишет исторический роман.
 С точки зрения обывателей он выглядит Дон Кихотом. Только его возлюбленная Маргарита прочитывает написанные страницы и искренне считает Мастера большим писателем,  заслуживающим признания. Влюбленные плохо представляют себе, какие испытания  и напасти принесет роман, в  создание которого они оба вложили большую часть своей жизни.
                Выбор всадника Золотое Копье
       По сюжету романа власть рабовладельческого Рима силой мечей поддерживает установившийся порядок. Пилат Понтийский послан из Рима в Иудею. Прежде чем стать прокуратором Пилат был отличным воином, командовал кавалерийским отрядом, одержал победу над германцами в Долине Дев, получил звание Всадник Золотое Копье. 
        Теперь его резиденция в Ершалаиме, столице Иудеи, городе пророков и противников Римской империи. Прокуратор ненавидит иудейский народ, не любит город, в котором процветает торговля.
 На праздники в Ершалаим собирается много проповедников, философов,  астрологов, магов, предсказателей,  целителей. В городе постоянно ждут пророка-мессию и бунтуют против власти Римской Империи. 
       Наместник  Рима, прокуратор, должен поддерживать порядок в колонии.
На самом деле местную власть захватили иудеи, организовали Синедрион,
выбрали Первосвященника.
       Четырнадцатого числа весеннего месяца нисана  рано утром прокуратор Пилат Понтийский должен  рассмотреть  дело бродячего философа, утвердить смертные приговоры. Юный философ, Иешуа Га-Ноцри, проповеди которого слушает вся Иудея, приговорен Синедрионом к позорной  смерти  на столбе, как разбойник.
   
  В чем вина философа?  Иешуа рассказывал людям, что « …всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет ни власти кесаря, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет  в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть». Пророк, мессия, призывал людей к смене отношений рабской зависимости  «господин - раб» на отношения  сотрудничества «я даю тебе, за то, что ты дал мне». Пусть не на грешной земле, а в мифическом царстве люди будут равны перед Богом.
 
 По доносу Иуды Иешуа арестован властями как бунтовщик, его дело рассматривают Синедрион и Прокуратор. Синедрион утверждает, что беспорядки в Ершалаиме вызваны утопическими проповедями юного философа. Ложь официальной власти имеет вековые традиции.
      
Умный и проницательный Пилат во время допроса Иешуа понял, что перед ним пришелец из другого мира, способный творить чудеса. Всадник Золотое Копье предпринимает первую попытку спасти  проповедника.
      « … в светлой и легкой голове прокуратора сложилась формула. Она была такова:Игемон разобрал дело бродячего философа Иешуа, по кличке Га-Ноцри, и состава преступления в нем не нашел. В частности не нашел ни малейшей связи между действиями Иешуа и беспорядками, происшедшими в Ершалаиме недавно. Бродячий философ оказался душевнобольным. Вследствие этого смертный приговор Га-Ноцри, вынесенный Синедрионом, прокуратор не утверждает».
   
  Дело кажется законченным. Но есть еще одно обстоятельство: в доносе Иешуа обвиняют в оскорблении великого кесаря, императора Рима, Тиверия.
После чтения второго доноса хриплым, сорванным командами голосом Пилат кричит:
-На свете не было, нет, и не  будет никогда более  великой и прекрасной для людей власти, чем власть императора  Тиверия!
         Прокуратор Иудеи, верный слуга Римской империи, не может освободить человека нарушившего «Закон об оскорблении величества кесаря, императора Рима». Если Пилат освободит Иешуа,  на него донесет первосвященник Каифа. Тогда прокуратор лишится власти, возможно и жизни.
   
  Вынесенный в собрании Малого Синедриона смертный приговор прокуратор утвердил под влиянием страха за свою жизнь и должность.
    По иудейскому обычаю, одного из преступников освобождали в  честь праздника Пасхи.  Пилат  надеялся убедить первосвященника помиловать Иешуа.
     В то же время  он смутно осознает, что  надежда напрасна. Каифа отправил умирать распятым на кресте проповедника истины и справедливости, потому что понимал: своими проповедями философ  призывает изменить привычный социальный порядок построения общества. Номинальный правитель  просчитывает последствия распространения идей бродячего философа. Он   принял твердое решение:  казнить проповедника.
 
  «Не мир, не мир принес нам обольститель народа в Ершалаим, и ты, Всадник, прекрасно это понимаешь. Ты хотел его выпустить, чтобы он смутил народ, надругался над верою и подвел народ под римские мечи!
Но я первосвященник иудейский, покуда,  жив, не дам на поругание веру и защищу народ!» – кричит в лицо Пилату Каифа.
   
 Пилат вынужден смириться, хотя испытывает гнев бессилия, из-за того, что не в его власти сохранить жизнь философу. Он пытается угрозой разрушения  главного города Иудеи заставить первосвященника отменить смертную казнь проповеднику. Каифа смеется в лицо прокуратору, так как прекрасно оценивает возможности Всадника Золотое Копье в системе власти Рима.
      Изменить ничего нельзя. Жители города собрались на казнь, так как  надеялись, что помилуют проповедника Иешуа. Хохотом, свистом реагирует толпа на объявление приговора и решение властей помиловать разбойника Варавана.
    Не мог погубить свою карьеру прокуратор из-за человека, совершившего преступление против кесаря. Ночью, взвесив все, обвинял себя в трусости, в неспособности спасти любой ценой философа от  казни. Во сне прокуратор шел рядом с философом-бродягой, который выдумал нелепое суждение, что все люди добрые. Такого человека нельзя казнить. Значит, казни не было.
В реальности Пилат,  римский прокуратор Иудеи получил  бессмертную славу в последующих веках истории человечества, отправив на казнь Иисуса Христа.   

Литературная общественность о романе
        Мастер закончил писать роман. Следующий шаг – донести литературное произведение до читателей. Мастер не учитывал реалий нового времени в России. Официальные власти объявили тотальную войну религии, которая считается опиумом для народа. С точки зрения воинствующего материализма существование потусторонних сил не более чем легенды и мифы неграмотных суеверных людей. Человек объявляется хозяином своей судьбы. Создавалось новое направление литературы – социалистический  реализм. 
    
    В это направление  роман Мастера о Пилате и казни  Иисуса не вписывался.  Для него не было места на страницах журналов, его не печатало ни одно издательство. Команда критиков набросилась на Мастера, как на отступника.  Он не получил ни одного положительного отзыва. Некоторые критики уверяли, что автор романа просто безумный человек.  Несоответствие самооценки работы с официальными отзывами  сводит Мастера с ума.
 
 Ведь он и его Маргарита считали роман  шедевром.  В дополнение к  бедам с романом жилищные проходимцы, узнав об отношении властей к писателю, лишают Мастера  квартиры. В результате писательской работы Мастер стал больным, нищим, бездомным, потерял любовь.  Романа тоже лишился, так как сжег рукопись в приступе отчаяния. Единственное место, где он нашел приют, дом скорби.


Вмешательство  потусторонних сил в дела человеческие
      
М. Булгакова не  устраивает реалистическое окончание романа.  Он обращается к мистификации по примеру Н. Гоголя, которого любил как настоящего учителя. Великие писатели талантливым ученикам передают эстафету магии слова  и полета творческой фантазии.
     В судьбу героев романа вмешиваются потусторонние силы, чтобы заступиться за Мастера, освободить от вечного раскаяния Пилата.
    Если нет Бога, значит, нет и его противника дьявола. С таким положением вещей сатана не согласен.  Ему известны явные и тайные дела, помыслы человеческие.
        В романе Мастера написано о раскаянии Пилата. После прочтения романа Иисус согласен простить бывшего прокуратора и отпустить ему вольный и невольный грех предательства на основе трусости. В потустороннем мире Иешуа  поддерживает уверенность Пилата в том, что казни не было.
       Такого случая дьявол пропустить не может и  в образе Воланда  является в Москву, чтобы определить  судьбу Мастера и Маргариты, других людей, имеющих отношение к роману.
   
 Одновременно сатана хочет узнать, какими стали  люди во время построения нового социалистического общества. Для этого он испытывает конкретных жителей Москвы  забавами  своей свиты. В результате проделок Коровьева-Фагота,  Азазелло и кота Бегемота  выясняется, что жители Москвы в основном такие же, как в других городах мира, только квартирный вопрос их немного испортил.
     Маргарита готова продать душу дьяволу, чтобы вернуть Мастера и прежнюю, прекрасную жизнь, в которой они были счастливыми, любили друг друга.  Она не отказывается от предложения стать ведьмой и королевой бала сатаны.  В награду Воланд выполняет свое обещание:  возвращает Маргарите Мастера и  их маленький уютный мир. Но ускользающее бытие нельзя задержать даже на мгновение.
   Роман окончен, Мастер смертельно болен.   Ему нечем и  незачем жить в мире несовершенных людей. О романе он хочет забыть, хотя Воланд обещает книге большое будущее. Выбор один – вернуться в дом скорби. Однако для Мастера оказаться снова в сумасшедшем доме равносильно смерти.
     Это обстоятельство прекрасно понимает Иисус и посылает Левия Матвея передать Воланду просьбу: взять Мастера с собой  и наградить его покоем.  На вопрос Воланда, почему они не берут Мастера в свет, Левий отвечает, что он не заслужил света.   Пора ответить на вопрос: «Почему»?
     Безымянный историк не обратился за помощью к Богу, чтобы донести свое творение до людей. Предпочел сжечь написанный роман, но не поднял меч, не боролся за свою любовь, впал в уныние, а апатия и уныние по истинному учению Православия  – грех.
    Дух зла наказал обидчиков Мастера и Маргариты. Ничего нового не было в   поступках и действиях людей, и он  устал.
  Воланд дает последнее  приказание Азазелло: устроить переход Мастера и Маргариты в мир покоя. Затем он собирает свою свиту и покидает Москву тридцатых годов, «необъятное сборище дворцов, гигантских домов, и маленьких, обреченных на слом, лачуг».

Читателю интересно
     Роман М. Булгакова  «Мастер и Маргарита» интересен современному читателю разного уровня восприятия художественного литературного произведения.
        Одних завораживает философская глубина писательского исследования человека и его бытия вне времени и пространства. Кстати, по утверждению сатаны, в его власти изменить пространство  и приостановить время.
       Других интересует  мораль  многочисленных литературных героев, главных и второстепенных персонажей романа, способных и неспособных устраивать свои дела. Но за моральный выбор действий и упущенные возможности человек сам несет свой крест.
   Третьих  увлекают сцены наказания  за зло, причиненное человеку, силами служителей этого самого зла. Перечень можно продолжить.
     Но всех читателей романа  одинаково завораживает эстетика мастерской прозы М. Булгакова. 
Булгаков без ропота нес свой крест, великими трудами реализовал данный богом талант писателя.
Во истинно, настоящие книги не теряются в прошлом, приходят к потомкам, преодолев пространство и время.
©Ершова Екатерина Алексеевна, псевдоним
Екатерина  Ершова-Киреева 
Санкт-Петербург декабрь  2016
Знаков и пробелов 146867