Записки дефектолога. Ритка

Наталья Каблукова
Впервые в жизни в этом году задумалась, а сколько лет я уже работаю в этом детском саду? И вообще, сколько мне лет!
Прихожу на работу после отпуска в июле, а у нас новый набор. Гляжу на вихрастого рыжего мальчишку и думаю, где же я его видела?
-Что, тоже не можешь вспомнить, где такое чудо встречалось? – смеется Степановна, глядя, как я читаю список детей.
-Да, уже решила, что померещилось, - кивнула я.
-Нет, не померещилось, - отвечает Степановна. – Это сын нашей Леночки, девочки из твоего первого выпуска.

Надо было видеть глаза мам, пришедших на первое родительское собрание, когда одна и них, едва войдя в группу с криком: «Моя!» кинулась мне на шею.

У Леночки была тугоухость пограничная с глухотой. Девочка окончила школу, выросла, вышла замуж.
У её ребёнка нет проблем со слухом, но помощь дефектолога нужна. Вот я и задумалась, сколько же лет я тут работаю, если мои выпускники начали приводить в мою группу своих деток.

А рассказать сегодня я хотела не об этом. Новый набор, новые «звёзды».
Ритку нам приволокла (в прямом смысле) бабушка. Бросила в раздевалке, устало выдохнула: «Заберите» и пошла домой.
Ритка – пятый ребёнок в семье. Семья обычная, родители работают на одном из наших заводов по сменам, смогла переговорить пока только с отцом. Живут в частном секторе, за детьми чаще всего присматривает бабушка.

У четырехлетней девочки нет речи, обращённую речь понимает частично. Внимание к себе привлекает громким криком, истериками. Первые дни она падала на пол в любом месте, долбила пятками в пол, билась головой.

Скажу честно, с первых дней мы едва не поседели всем педсоставом группы.
Ритка залезала на шкаф, куда до неё никто залезть даже не пробовал, сгрызла колёса от всех маленьких машин, ободрала обои в моём кабинете, подъела несколько детских книжек.
С её появлением, мы начали закрывать группу на ключ, гулять на участке только в сопровождении двух педагогов – Ритка умудрялась сбегать. Просто бежала с ровного места, куда глаза глядят.
Не умела есть. Нет, она садилась за стол со всеми остальными, брала ложку, потом соскакивала, бежала в группу. Подбегала к столу обратно, начинала есть из любой тарелки, отнимала у детей еду.
Нужду справляла, где придётся, где захотела, там и присела. И всё время кричала, вопила, орала.

- Да вы ей тресните по заднице, как следует, - сказала бабушка, - она заткнётся. Ничего не понимает ведь, пока ей не наподдаёшь.
Четырёхлетняя дикарка не знала, что такое ласка, доброе слово. Закрепилось поведение в семье, когда на крик девочки реакция взрослых была определённой, а другим способом привлечь к себе внимание в большой семье ребёнок не владел.

И мы стали хвалить девочку. Положила на место куклу – молодец! Вымыла руки, сама оделась – умница!
-Ай, да какая Рита молодец! Рита сама застегнула сандалики, - хвалила девочку Степановна.
-Ах, какая красивая девочка, посмотрите, Рита сама умылась, - приговаривала няня.
Первое время девочка не давала себя погладить по голове, радость выражала единственным известным ей способом: скалила зубки или показывала язык.

Как же долго она не шла на контакт.

Заметила, что она любит воду. Выдала ведёрко с тёплой водой, высыпала в него конструктор, и мы вдвоём мыли, протирали, раскладывали по цветам.
Постепенно воду убрали, стали просто играть в дидактические игры.
- Помогай, Рита! Вот как хорошо! Смотри, красные кубики, жёлтые!

И малышка оттаяла. Она подходила ко мне или к воспитателям, нерешительно топталась рядом, потом брала руку взрослого и клала себе на голову, мол, погладь меня!
Замирала, затаив дыхание, вздыхала, отходила.
Она научилась улыбаться. Истерики почти прекратились, Ритка не бегает из группы, съедает весь завтрак, обед и полдник. Уже одевается сама и даже пытается застегнуть сандалии.

Понедельник. Прихожу на работу, открываю калитку. Воспитатель проводит утреннюю зарядку, дети выполняют движения под звуки бубна.
Закрываю калитку, вхожу во двор.
- Мама! – раздаётся вдруг короткий пронзительный крик и с раскинутыми руками через весь двор несётся ко мне Ритка.
На автомате ловлю, обнимаю. Сердце малышки стучит быстро-быстро.
Она стискивает руки на моей шее и шепчет:
-Моя!

Возвращаю девочку на зарядку, поднимаюсь в кабинет.

Фух, можно немного выдохнуть, контакт установлен.
Она научится называть меня тётей, потом будет называть по имени и отчеству. Всего полтора месяца прошло от начала работы. Никогда не делаю прогнозов, но самое главное, что лёд тронулся…


Ритка (продолжение)

В наш век скоростей и всяких заменителей уходят из жизни, становятся ненужными обычные книжки с картинками.
 
 Мне сложно судить о том, читают ли детям сейчас сказки дома на ночь, я могу говорить только о тех детях, которые в моей группе. Моим точно не читают. Разве что одному-двум повезло.
Дети не знают ни «Репки», ни «Теремка», ни самой простой «Курочки Рябы». Я не буду расписывать значение сказки в развитии ребёнка.
«На колу мочало, начинай сначала»…

Расскажу о том, какое впечатление произвело чтение сказки на нашу Ритку.
Начались с середины сентября занятия, в программе предусмотрено чтение художественной литературы.
И вот посадила я детей на ковер, достала книжку с картинками, сказка «Теремок» по плану. Прочитаем её несколько раз, потом будем обыгрывать в разных видах театра. Глядишь, и постановку сделаем.

А пока… Я открыла книжку, развернула к детям страницу с картинкой и начала читать в лицах.
Дети сидят, слушают, раскрыв рот. А Ритка замерла, не елозит, как обычно, а смотрит то на меня, то на картинку.
-Тук-тук-тук, - стучу я громко по стенке шкафа, что стоит за моей спиной, - кто-кто в теремочке живёт?
И сама отвечаю разными голосами за мышку, за лягушку, за зайца.

Что сделалось с Риткой! Я никогда не видела такой реакции на сказку. Знаете, как выглядит ликование? Оно смеётся, оно радуется, оно жмурится, оно подпрыгивает, оно хлопает в ладоши и оно светится! Оно брызжет искрами счастья, как солнце лучиками. Рыжее ликующее солнце.
Ритка закрывала глаза ладошками, когда пришёл волк и грубым голосом спросил, кто в теремочке живёт, разжимала пальцы и выглядывала, как в щёлочку – волк оказался не страшным.
Охнула по-взрослому, когда медведь теремок развалил. Огорчилась.
Но я люблю, чтобы сказка хорошо заканчивалась. В моей версии звери построили новый теремок, в котором всем хватило места.
Сказка закончилась.

После прогулки Ритка, схватив книжку, пришла ко мне в кабинет.
- Тук-тук, кто там? – произнесла она и положила мне на стол книжку. – Дай! – сказала она. Слова «читай» в её словаре ещё нет.
-Пойдём, всем почитаем, - я взяла книжку и вышла в группу.
Позже выяснилось, что девочка впервые в жизни услышала сказку. Дома никто книжек детям не читал. Никогда, потому что некогда.

Взрослые, не лишайте детей сказки! Никакие мультики, никакие записи с экрана и голосовые сообщения не заменят обычного чтения книжки с картинками. Ведь не были глупыми людьми наши предки, передавая из поколения в поколения устное народное творчество, которое мы можем потерять. И дело даже не в сохранении сказок, а в том, какую силу они имеют и сейчас. В наш век скоростей и сплошных суррогатов. Живое слово творит чудеса.