Рецензия на спектакль мой марат

Игорь Тазеев
"мой МАРАТ" (Московский драматический театр "СОбытие")

"Тот, кто имеет немного, даже малость боится потерять."

Наконец-то сумел добраться до одного из новых спектаклей столь горячо любимого мною театра "СОбытие".
К пьесе Алексея Арбузова "Мой бедный Марат" отношение у меня особое. В ней, как ни в каком другом образце отечественной драматургии, наиболее остро чувствуется влияние одного из основоположников и лидеров литературного движения "Рассерженных молодых людей" Джона Осборна. По сути, это переложенная на советские военные и послевоенные реалии пьеса британца "Оглянись во гневе" - практически тот же набор героев, те же дрязги и столкновения характеров, похожее развитие сюжета и недовольство окружающим миром в обход недовольства прежде всего собою. И как сильно я обожаю "Оглянись во гневе", практически так же сильно я питаю нелюбовь к "Моему бедному Марату" - вторичность, вторичность и ещё раз вторичность.
Поэтому, на спектакль шёл не особо воодушевлённым литературной его основой, а, скорее, именно из-за уникальной особенности труппы театра видеть необычное даже в самом обычном, всегда открывая произведение не просто с новой, а с самой неожиданной его стороны.
И, как, впрочем, и всегда, снова оказался прав. Кратко - взрыв мозга! Режиссёр Кирилл Заборихин смог заставить меня напрочь забыть мои чувства к произведению Арбузова и полностью провалиться в созданный им на сцене мир маленькой квартиры и трёх её обитателей.
Главные мысли, конечно, после финальных аплодисментов: "Ух ты!", "Необычно!", "Вот ведь фантазия!"
Спектакль "берёт" своей нестандартностью, режиссёрскими находками, оригинальным подходом к истории. Совершенно камерная постановка в стиле минимализма, где каждый зритель - практически, участник спектакля - настолько всё происходит рядом, настолько всё живо. Практически, интимная история в полумраке. Очень удивила рассадка зрителей (очень советую брать именно первый или второй ряд!), поразили находки со светом, декорациями (та же доска), звуковыми эффектами, оригинальные... эмм... музыкальные отступления от текста пьесы. Понравилась и игра актёров, особенно - Александра Мишунина, сыгравшего Леонидика. Понравилась и практически неузнаваемая Алиса Лисичкина в роли Лики, а также достаточно забавный и несколько нестандартный Марат Василия Молодцова.
Из того, что меня лично не впечатлило - атмосфера. Она была совершенно своя. Да, густая, насыщенная, но ни разу не советская, не военная. Скорее, что-то вполне современное или, возможно даже, осборновское. Не того я ожидал. В машину времени, увы, не попал. Это касается и актёрской игры, и подачи сцен. Если вспомнить другой шедевр "СОбытия" - военные очерки "Война другими глазами", где меня буквально вжимало в кресло, здесь я, скорее, с интересом наблюдал за развитием событий, что было неожиданно в связи с близким знакомством с печатным оригиналом.
В целом же - очень интересный опыт, новые открытия и, без сомнений, увлекательно проведённое время. Очень советую!

"Даже за день до смерти не поздно начать жизнь с начала."