Русские народы

Анна Литцен
Мы сейчас переживаем времена подъема национального самосознания и патриотизма — как истинного, так и псевдо. И у меня возникла потребность как-то систематизировать свои размышления на эту тему, попробовать привести их в подобие некой системы, что я и пытаюсь сделать.

Много говорят о пресловутой «загадке» русского народа, хотя еще никто внятно не сформулировал, в чем же загадка заключается. Думаю, она не будет разгадана никогда, ибо на расплывчатый вопрос конкретного ответа быть просто не может. Так что и я особо рассуждать о загадочности не буду, вообще упоминаю о ней лишь в связи с тем, что тема моих выводов тоже включена в «загадку».

На данный момент широко озвучены две полярные точки зрения. Согласно одной, русские — великий народ, имеющий богоизбранное предназначение и стоящий выше других, народ, который никогда и ничем победить невозможно. Другие характеризуют его словами «быдло» и «рабская нация». Давайте разбираться.

Во-первых, существует ли русская нация как таковая? Ответ однозначный — нет. Русский народ существует, а «русской крови» и «русской нации» нет. Потому что русские, в отличие, допустим, от татар, являются не конкретным этносом, а исторически сложившейся общностью множества племен и народов. Нет ни одного русского, в чьих жилах не текла бы кровь представителей самых разных национальностей. Поэтому говорить о «нации» не приходится. И все призывы националистов к «национальному» самосознанию — не более чем спекуляция. Нет такого понятия - «этнический русский». Есть исторически сложившаяся и насквозь проассимилировавшаяся сообщность различных этносов. Из этого и вытекают многие наши черты, в том числе и то самое знаменитое наше терпение, которое зачастую считают «рабской натурой». И правильнее говорить не о «русском» народе, а о «российском».

Также неверен миф о непобедимости русского народа. Достаточно вспомнить монголо-татарское иго. О современных поражениях скажу чуть дальше. Другое дело, что любое поражение мы всегда в конечном счете обращали в победу. Просто ассимилировали в себя временных победителей. Мы — сообщность, нам не привыкать это делать, для нас это естественно. И мы в итоге становились только сильнее. Единственная настоящая угроза для нас заключается в нас же самих — если по каким-то причинам одна часть общности восстает на другую. Такова была, скажем, гражданская война.

Умные люди поняли это далеко не сегодня. Что произошло в 1917 году? Государственный переворот под руководством рвавшихся к власти большевиков. Что было бы, если бы большевики попытались захватить власть традиционным историческим манером? А ничего. Их бы практически сразу уничтожили, и сейчас о них помнили бы только историки. И в учебники это событие вряд ли вошло бы. Но большевики были умными. И применили нетрадиционное оружие, к которому народ не был готов и сути и мощи которого не понимал. А конкретно — манипуляцию сознанием. И это оружие успешно применяется до сих пор, и до сих пор мы все еще терпим поражение.

Как большевики его применили? Пролетарии всех стран, объединяйтесь, мы захватим власть, дадим народам мир и рай земной. Рабочим — фабрики, крестьянам — землю. То есть пообещали людям именно то, чего люди хотели. Только вот, видите ли, представители старой власти нам мешают, пока они существуют, мы реализовать обещанное не сможем. Уж вы нам помогите. И одураченная часть общности поднялась на другую. А большевики получили контроль над ситуацией и уже не выпускали его из рук. Прозревавших в спешном порядке уничтожали (Кронштадтский мятеж, к примеру). И всячески утверждали свое доминирующее положение. Для чего развивались. Превратились в господствующий класс и пошли дальше — превратились попросту в другой народ. Они перестали идентифицировать себя с широкими массами, они к ним больше не принадлежали. С приходом к власти Сталина этот процесс завершился. Власть осознала себя новым народом, со своими жизненными приоритетами и необходимостями. Поняла, что реализовывать свои потребности может, только безраздельно господствуя. Все, что происходило дальше, целиком было подчинено этой необходимости. Именно поэтому была создана идеология, на службу которой поставили всевозможные техники манипулирования. Именно поэтому уничтожали носителей вредных идей — идеалистов, у которых не хватило цинизма осознать новую реальность и влиться в нее. Идеалисты все еще верили в идею равенства и единства, пытались активно работать на нее, помнили о корнях сами и напоминали другим. Они не адаптировались в новую реальность, они только мешали, это и была их настоящая вина, именно поэтому их и убирали с дороги. Именно с тех пор любой идущий во власть должен был понимать, что он вступает в новую общность, вливается в другой народ, должен пропитаться новым духом. Не преуспевших в лучшем случае выбрасывали на обочину. А вновь войти в общность первоначальную эти люди уже не могли, да им и не позволяли. Их жизнь навеки становилась изолированной от людей. Закон вхождения во власть все так же непререкаем и сейчас.

Чем объясняется развитие страны при Сталине и одновременно — массовый террор? Все просто: это служило укреплению господства. Организация массового террора, конечно, целиком на совести власти. Но зазомбированные идеологией и пропагандой люди и сами активно вовлеклись в него. Они не понимали почему, они не понимали зачем, они не понимали, против кого. Тем не менее, тонны доносов писали не Ягода-Ежов-Берия-Сталин. И характер плохо управляемой лавины репрессиям придало именно участие общества. Это опять же укрепляло позиции народа властителей.

Мы сейчас часто недоумеваем: как же так, власть — такая же часть народа, как и мы, почему же она так систематически нам вредит? Это очень наивный вопрос. Все дело как раз в том, что власть является и осознает себя другим народом, и мы ей важны только для покрытия ее потребностей. Мы оккупированы народом властителей, и у нас практически нет шансов изменить это положение.

Насильственная смена власти — тоже не вариант, ибо новая власть пойдет по тому же пути. Кроме того, существующая на данный момент старается вуалировать факт оккупации. Тем не менее, люди ее ощущают, даже если не формулируют в словах. Не выступая открыто, они платят захватчикам ненавистью. Пока. В том числе и потому, что чувствуют: захватчики — это другая, чуждая общность. Но пока нет открытой атаки с ее стороны, россияне следуют исторической установке не нападать первыми. Как будут развиваться отношения двух народов — захватчиков и оккупированных, власти и «быдла», — прогнозировать пока сложно. С одной стороны, градус ненависти уже достаточно высок. С другой — мы все же надеемся избежать войны.

А пока кратко назову еще несколько народов.

В 90-х годах очень быстро сформировалась народность олигархов. Но эти посчитали нужным абсолютно обособиться от корней, изолироваться наглухо. Хотя они точно так же паразитируют на нас, но стараются быть для нас полностью недоступными.

В 2000-х закончилось формирование народа либералов. Этот народ не прочь сменить собой народ власти, но его попытки действовать в духе большевиков, апеллируя к «быдлу» ради собственных целей, проваливаются — это мы уже проходили, знаем и не хотим таскать для чужого дяди каштаны из огня. В 1990-х они практически полностью нами уже правили, к счастью, не сумели укрепить свое господство. Теперь у них надежда только на то, что они все еще имеют определенный вес внутри народа власти и народ власти их не вышибет с этих позиций. Но, судя по последним событиям, народ власти имеет собственное мнение.

На нынешней волне подъема патриотического духа идет формирование народности «патриотов». Именно в кавычках. Еще идет. Осознающие и циничные образуют новое племя, наивные и случайно примкнувшие однозначно отпадут.

Ну и последний вид — так называемая «элита общества» - шоу-бизнес, медиа-бизнес, псевдонаука и прочие в том же духе. У них положение двойственное. С одной стороны, они паразитируют на нас впрямую, а не опосредованно, и знают, что мы понимаем их зависимость от нас. Поэтому они вынуждены заигрывать с нами, декларативно любя и уважая нас. Тем не менее, это тоже осознающий свою отдельность народ. И точно так же, как и прочие народы, он считает нас быдлом. Это не господа, это прихлебатели, лакеи. И именно у них — наибольший градус презрения к «быдлу». Впрочем, как у всех лакеев. Словечко «быдло» они употребляют определительно, не ругательно, они просто так классифицируют всех, кого считают ниже себя. Народ «элиты» очень сильно перекрещивается с народами либералов и «патриотов», зачастую в представителях его течет смешанная кровь.

Безусловно, из любых правил есть исключения. И отдельные представители перечисленных народностей живут с чувством реальности. Они не перестают от этого быть другим народом, но хотя бы понимают, что корова — кормилица семьи, что домашний скот надо кормить, беречь, охранять, ухаживать за ним, словом — заботиться. Поэтому у них очень хорошая репутация и высокие рейтинги.  Мы их так благодарим. Мы настолько неизбалованы заботой, что благодарны и за малое. Что же касается народа «элиты», то тут и вообще отношения можно охарактеризовать как больше симбиотические. Мы ходим на концерты, смотрим фильмы, читаем газеты, болеем за долларовых миллионеров-футболистов, благодаря этому у нас вырабатываются гормоны, дающие нам острые ощущения, радость и удовольствие. Конечно, он в массе своей презирает нас — но и мы платим ему презрением и смеемся нам ним. Он полагает, что и мелкий скот навоз дает, но и мы думаем: что ж, с паршивой овцы хоть шерсти клок. Так что все-таки этот народ не совсем бесполезен.

Я не социальный биолог и, разумеется, не претендую на полную и всеобъемлющую классификацию социальных паразитов. Но хочу отметить одно обстоятельство. Основная забота паразитов — как бы высосать побольше сока. Этим они от нас и отличаются, к какому бы народу ни принадлежали. Мы же — мы, «быдло», как раз и живем настоящей жизнью. Это в нас все еще живы, несмотря ни на что, и человечность, и доброта, и чувство юмора, и творчество, и созидающее начало. Это мы все выносим на своих плечах. Это мы действительно живы. Это мы, «быдло» — великий народ, вовсе не паразиты! Народ не великий давно бы сломался и вымер. А мы живем.

А «загадка русской души»... А может быть, она заключается в вопросе «откуда они черпают силы»?..