Куда приведёт перспектива?

Любовь Архипова-Уральцева
Помните старый добрый анекдот брежневской эпохи о провинциальном мужичке? Как ходил он по столице белокаменной в поисках магазина «Принцип». Кого только не спрашивал – все пожимали плечами в недоумении. Один догадался, спросил у мужичка: «А почему Вы решили, что в Москве есть такой магазин?». Тот ответил: «Ну как же, миленький, ведь Леонид Ильич часто так и говорит: «В принципе у нас есть всё!».

Этот анекдот часто вспоминаю сейчас, когда внук учится по программе начальной школы «Перспектива». Есть мнение, что после этой программы дети приходят в среднее звено образования более подготовленными, по сравнению с другими программами, например «Гармония». Возможно-возможно, но какой ценой? Иногда помогаю в подготовке «домашки» и думаю: для чего надо было так закручивать?
В первом классе в октябре озадачил «Окружающий мир». Немного-немало, а в то время, когда дни становились всё короче, внук пришёл с заданием посеять… огурцы и наблюдать за развитием растений.

Нет, я не против экспериментов, но… кто-нибудь из авторов программы подумал, что огурец любит солнце, овощу нужен длинный световой день? Или авторы уверены, что у учащихся дома сооружены теплицы со шмелями?

В магазине семян продавец, агроном по образованию, мягко сказать, был ошарашен покупкой. Спрашивают в это время семена лука, укропчика, петрушечки – салатиками с зеленью побаловать родных. Но вот огурцы в ноябре никто не спрашивал. К счастью, из старых запасов пакетик нашёлся. Дома создали для растения все возможные условия: поставили на подоконник на солнечной стороне, утром пораньше включали свет, вечером позднее выключали. Поливали, кормили удобрениями – по науке. Тонкий заморыш упорно тянулся вверх и даже зацвёл! А потом резко сбросил оба цветочка… У одноклассников и до цветочка дело не дошло. Как ни крути – в ноябре солнца мало.

Трудностей в изучении родного русского языка было ещё больше. И в четвёртом классе это стало очевидно. Во втором классе малышей стали знакомить с частями речи. И надо же такому случиться – встретился им предлог. Но его не назвали предлогом, ему дали имя – Слово-помощник. Чему и кому он помогает? Его признак – слово это маленькое. Да только не факт, что все маленькие слова – обязательно предлоги. Со временем дети ознакомились с частицей «не», союзами «а», «и», «но» и так далее, с личными местоимениями. И решили, что это – слова-помощники, то бишь предлоги. Как трудно потом детей переубедить! А ведь путаницы могло и не быть, если бы сразу называли части речи и её частицы своими именами.
...Это было в третьем классе. Внук взялся за упражнение. Прочитал задание – и тут же с вопросом:
- Бабушка, а как это – «проспрягайте»?
- Вы уже изучаете спряжение глаголов?
- А что это такое?
Понимая, что ребёнок не гулял по школьным коридорам на уроке русского языка, беру учебник и читаю задание: «Проспрягайте имена существительные в тексте…»
Вот так приплыли! Куда уж дальше? Потом надо было найти в обратном словаре в определённом столбце слов несклоняемые существительные. Прочитала все слова внимательно и вспомнила про чёрную кошку, которую трудно искать в тёмной комнате, особенно когда её там нет.

Удивил учебник «Окружающий мир». С удивлением узнала, что голубика растёт на болоте. А мы-то в юности на Урале с ночёвками ездили в горы, чтобы с утречка отправиться да побольше её набрать. Глупые были? Надо было идти на болото? Мы возвращались с полными корзинами ягоды. С болота, полагаю, бочками бы вывозили?

А потом мы удивляемся: образование у нас ниже плинтуса. Наши дети успевают только благодаря опыту педагога. А вот придёт молодая смена, выращенная, как тот огурец, при недостатке знаний в… учебнике? Чему научит детей? Это такая же «Перспектива», как анекдотический магазин «Принцип».