Любовь дарящая

Олег Сенин
Социологи, анализируя шкалу ценностей современного челове¬ка, отмечают неуклонный рост потребительских интересов. Прежде всего, это выражается в безудержном стремлении к накопительству и вещизму. Одновременно происходит повсеместное угасание сочувствия и взаимоподдержки. При гипертрофии финансовых возможностей наблюдается спад благотворительности. Известно, что семи процентов мирового бюджета вполне бы хватило, чтобы разрешить общепланетарные проблемы голода, безграмотности, медицинской помощи. К сожалению, состоятельные люди не торопятся выкладывать из глубоких карманов искомые суммы. Мало кого осенило, что ни копейки из накопленного они с собой на тот свет не захватят! Как говорится, у гроба карманов нет. Благодарения Богу, что Он еще при жизни побуждает нас не только потреблять, но и делиться от достатка своего.
Нечто подобное произошло с Иосифом. Он был одним из сыновей патриарха Иакова, первенцем от кроткой Рахили. В Библии сказано: Иаков «любил Иосифа более всех сыновей своих, потому что он был сыном старости его» (Быт. 37:3). Из всех детей он отличал его как долгожданного ребенка: Рахиль родила его  после 14 лет неплодия. Отец рано усмотрел в сыне недюжинные задатки и, предвидя приближающуюся старость, возлагал на него немалые надежды. Как утверждает предание, Иосиф был очень похож на Рахиль, умершую при родах второго сына, Вениамина. Как доносит предание, Иаков же до конца дней горячо и беззаветно любил Рахиль, поэтому сходство Иосифа с ней смягчало его неизбывное горе, напоминая о невозвратной поре их любви.
Расположение отца льстило Иосифу и возбуждало его честолюбие. Однако это вызывало недобрую зависть у братьев. Однажды Иосиф не без самодовольства поведал им о своих снах. Из рассказа выходило, что придет время, когда все они преклонятся перед ним. Выслушав, братья еще более утвердились в мысли о его заносчивости и высокомерии. К тому же их возмущало, что Иосиф доводил до отца все их проделки.
Однажды, когда они пасли стада далеко в пустыне, то увидели приближающегося к ним брата. Подстегнутые чувством неприязни, они вознамерились убить его. Лишь благоразумие Рувима спасло Иосифа от расправы. В итоге озлобленные братья избили его и продали купцам каравана, шедшего в Египет. Родителю они, сговорившись, сообщили, что Иосифа растерзали дикие звери.
Переворот в сознании, переоценка ценностей чаще всего происходит в нас под ударами судьбы. Оказавшись на дне ямы, Иосиф много пережил, когда ощутил полную беспомощность и безнадежность. Постепенно пришло понимание, что он сам спровоцировал братьев на жестокий и бессердеч¬ный поступок. Можно представить, как много передумал Иосиф за долгие дни под изнурительным солнцем пустыни, когда караван следовал в Египет. Вчерашний счастливчик и баловень, он оказался в жалком положении невольника. Не стало рядом отца, его душевной приязни. Впереди ждала пугающая неизвестность. В безысходности Иосиф воззвал к Богу, о Котором до этого мало вспоминал. Господь не оставил его мольбы без ответа. В книге Бытия сказано: «И был Господь с Иосифом» (Быт. 39:2). И действительно, с первых дней неволи он ощутил на себе правоту истины: «Любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8:28).
Еще недавно Иосиф ни в чем не имел отказа. Это разжигало его самомнение и отчуждало от братьев. Но вот наступила черная полоса. На суровую нитку дней и лет стал нанизываться выстраданный опыт иного, сочувственного отношения к людям. Попав к Патифару, начальнику телохранителей фараона, он добросовестно нес обязанности смотрителя его дома. Преданный своему хозяину, юноша отклонил домогания жены Патифара и, оклеветанный ею, оказался в темнице. Но, благодаря богоданной способности отгадывать сны, он после лет незаслуженных страданий обрел свободу и оказался на высоте положения.
Представленный фараону, Иосиф истолковал значение его загадочных сновидений о коровах и колосьях. Сон предвещал, что в Египте после семи лет обильных урожаев наступят годы бескормицы. Иосиф дал властителю мудрые советы, позволившие избежать последствий недорода. За это фараон сделал его своей правой рукой и скоро убедился, что тот достоин доверия. В одночасье вчерашний узник сменил жалкое рубище на дорогие одежды царедворца: на шее у него красовалась золотая цепь, а на руке сиял перстень. Став соправителем, он при выездах восседал на одной из колесниц фараона, и встречные обязаны были кланяться ему до земли. Казалось бы, судьбу Иосифа решил случай. На самом деле полученные благословения стали проявлением участия Бога в его жизни.
Голод в Ханаане, на его родине, привел братьев Иосифа в Египет, искать помощи у фараона. Иосиф не забыл их жестокости, но при встрече он не дал воли чувству мести и не восполь¬зовался их беззащитностью. Они же не узнали сразу своего брата в обличии важного сановника. Напротив, Иосиф сделал все возможное, чтобы помочь им и прежде всего – отцу с единоутробным братом Вениамином. Он великодушно предлагает им переселиться из голодного Ханаана в благополучный Египет.
Перед нами пример бескорыстной, зла не помнящей любви!.. Для Иосифа это сделалось возможным после череды падений и взлетов, когда он ощутил на себе непреходящую любовь Бога. Пережив унижение рабства, он не отправил братьев под бичи экзекуторов, не повелел в отместку заковать их в кандалы. Один Бог способен произвести в человеке столь разитель¬ную перемену!.. Воистину, подлинная любовь – всегда любовь дарящая.
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13:4-8).
В истории с  Иосифом прообразно показана всеспасающая любовь, просиявшая в земном служении нашего Господа. Мера Его самоотречения видна в исцеляющих прикосновениях к гнойным ранам прокаженных, в путях-дорогах под палящим солнцем Палестины, в готовности на всяком месте благовествовать и творить дела милосердия.
Вокруг нас неимоверно число нуждающихся и так мало тех, кто готов помочь им.

На последнем, итоговом суде, где все до единого предстанут пред Господом, нас спросят о подлинных проявлениях сострадания и помощи.
«…Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне…» (Мф. 25:34-40).