В землю обетованную

Олег Сенин
Из-за гордыни мы менее всего склонны просить, чтобы небо снизошло к нам. Каждый пытается своими ничтожными силенками достичь невозможного.
Как следует из Писания, после наказующего Ноева потопа люди не набрались ума и смирения. Решено было построить огромной высоты башню. Бог предвидел, что в итоге муравьиных трудов эти несчастные погибнут под обломками своего каменного детища. Из сострадания Он лишил безумцев общего для них языка, так что они вынуждены были рассеяться по лицу земли. Чем дальше они удалялись от своей первоначальной родины, тем больше утрачивали знание о Едином и Истинном Боге. Постепенно представление о Нем обрастало человеческими вымыслами и суевериями. Отсюда неизбежное уклонение в идолослужение.
Господь видел, как разросшиеся сорняки лжеучения готовы заглушить ростки небесной Истины. Поэтому Он избирает особый народ, который по Его замыслу, призван был исповедовать веру в Него и возвещать ее другим народам.
В те далекие времена, почти 4 тысячи лет назад, в долине реки Евфрат передвигался с пастбища на пастбище семит-кочевник. Имя ему было Авраам. Отец его – Фара, покинул исполненный нечестия халдейский город Ур. Он не мог свыкнуться с идолопоклонством соплеменников в нем царившим. Авраам ничем не выделялся среди себе подобных, кроме одного – его сердце было открыто для Бога. Между тем жизнь не его баловала. Дожив до преклонного возраста, он горевал и тяготился бесплодием жены Сары.
Именно к нему, смиренному пастуху-кочевнику, Бог обратился с величайшим из предложений: «Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя» (Быт. 17:1-2).
Авраам откликнулся на призыв, хотя ему нелегко было расстаться с привольными пастбищами Двуречья, с землей предков. Но он не сомневался, что Бог желает ему добра, и потому с готовностью повиновался. Сам Авраам не знал, что ожидает его на пути к неведомой обетованной земле. Он всецело доверился Богу, не похожему на безгласных истуканов Ура халдейского. Авраам не раз видел помпезные служения, которые устраивали жрецы в честь бога луны Сина. Перед глазами стояло впечатляющее зрелище, когда среди тьмы южной ночи длинная вереница жрецов с факелами в руках поднималась к вершине огромной башни, именуемой Зиккуратом. Сердце трепетно сжималось от вида огненной стрелы, устремленной в темную высь неба. Но Авраам видел, что поклонение Сину не делало людей лучше. Напротив, поощряло к распутным оргиям и человеческим жертвоприношениям.
Чем дальше шел Авраам, тем больше укреплялась вера в Того, кто чудесным образом освободил Сару от гарема фараона, а племянника Лота – от плена. Он был очевидцем справедливого воздаяния, когда Бог покарал жителей Содома и Гоморры за разврат и нечестие. И тогда же устами царя и священника Мелхиседека Господь в лице Авраама благословил всех, кто будет ходить путями праведности.
Вера Авраама, подобно горчичному зерну, постепенно разрасталась в ветвистое дерево. В тот день, когда случилось невозможное – и стареющая Сара родила ему обещанного Богом сына, Авраам всем сердцем оценил силу и верность Всевышнего. Счастливые супруги радовались, глядя на подрастающего Исаака. Но однажды, когда их сын сделался статным и смуглолицым юношей, Бог, который двадцать лет назад осчастливил их рождением долгожданного первенца, неожиданно повелел Аврааму принести его в жертву. Скорбью и недоумением исполнилось сердце вчера еще счастливого отца, радость погасла в его глазах. Превозмогая себя, он, однако, не воспротивился, смирился. Но то не походило на безропотность покорного раба, лишенного выбора. Он помнил, что Господь, даровав ему Исаака, обещал произвести несметный народ, поэтому во всем положился на него. Авраам не переставал верить своему Господу и в ту минуту, когда, обмирая от жалости к покорно лежащему сыну, занес над ним блеснувшее лезвие ножа!..
В это мгновение стремительный ангел перехватил его вскинутую руку. «…и сказал: …так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего [для Меня,] то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря… и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего» (Быт.22, 16-18)
На примере жизни Авраама мы убеждаемся, что у Бога все иначе, чем у людей. События, ставшие вехами Священной истории, зачастую происходят в тиши, незримые для многих. В Ветхом Завете Бог не однажды открывался людям. Но только о безвестном пастухе-кочевнике сказано: «Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность» (Рим. 4:3). Господь избрал Авраама быть глашатаем Истины, вопреки ложным верованиям. С этого времени люди предстали пред Богом Живым, и служить Ему стало их призванием и долгом.
В этом смысле все мы – дети Авраама. Наше доверие переходит в послушание, когда жизненный опыт представляет неотразимые доказательства Божьей Любви и верности. Подобно Аврааму в нас происходит возрастание из веры в веру, когда мы беззаветно доверяемся Богу. Так совершается под небом великое дело спасения.