Знаете ли вы поэзию так, как знаю её я?

Вячеслав Абрамов
Знаете ли вы поэзию так, как знаю её я? Я ничего не знаю. Чтобы знать, надо хотя бы владеть и немножко чего-нибудь уметь из того, что относится к поэзии.

Однако, Бог не обделил способностью ощущать поэзию. Общеприменяемая нами, писаками, поэзия чем выражается? Словом! Поэтому и говорить можно не просто о стихах, а и о поэзии слова. Вот её, поэзию слова, худо-бедно ощущаю. И вовсе не я один, а миллионы братьев и сестёр во разуме.

И что же такое настоящая поэзия? 

Это не насилование слова, когда «гибелью от гибели спасая, форма распинает содержание». Или надувает, как пузырь, содержание, которого нет, - есть только воздух, вздохи и... пуки. И форма чахнет, и по прочтении ощущается как сдутый шарик. Печальное зрелище. 

Содержание без формы – это кошмар ума. И когда содержание распинает убогую форму – это близко к уродству снаружи, даже если что-то стОящее сидит внутри. И слово не воспринимается.

А поэзия слова - это когда форма поднимает содержание на высоту и разрывает, как фейерверк!

Фейерверк – это не голословно красивый образ. Фейерверк – это взрыв света в темноте, это множество летящих искр, всё это завораживает, околдовывает своей красотой!

Каждая искра – это отдельное содержание, для каждого – своё. А все эти искры вместе – рапсодия света! Как это? Поясняю.

Возьмём бессмертную строку: «Горные вершины спят во тьме ночной». В ней  слова: «горные», «вершины», «спят», «тьме», «ночной». Каждое имеет какое-то значение. Если включить логику, получается бессмыслица: горы не спят, они неживые!

Но, соединённые в стихотворную строку, слова приобретают другой смысл и значение. И уже строка несёт в себе не просто словесную информацию. Она несёт в себе и ощущение, и содержание, сияющее за пределами слов! Рождает эмоциональный настрой, конкретный зрительный образ. У читающего возникает определённое состояние, возникают чувства, переживания, ассоциации, даже воспоминания!

Я видел горы и опять вижу «свои» горы. Ты видел горы – ты вспомнишь эти горы. Он никогда не видел горы – он увидит вдруг всплывший кадр фильма или картинку из журнала. У одних будут горы синие или фиолетовые, как на картинах Рериха, у кого-то высокие и скалистые, у других - пологие и поросшие лесом.
            
Вот и наше сознание - оно, грубо говоря, содержит лишь набор разрозненных слов. Что соединяет эти слова в заряд - «ракету фейерверка», что придаёт смысл, поднимает, выбрасывает с огнём свет?
            
При восприятии стихотворной строчки сознание как будто проникает в недоступное, сливается с душой. А душа создаёт индивидуальное для каждого действие разрозненных слов, придавая им свой смысл и значение. И это называется - переживание.

Поэзия в прозе так же есть. Поэзия есть везде, где витает жажда искусства.
            
Не секрет, много людей глухи к поэзии. Почему? А потому, что душа и сознание у них существуют порознь и не соединяются под воздействием стихотворных строчек. И не происходит резонанса – взрыва. «И сердце жмёт, как камень, пустота». И даже самые гениальные стихи остаются набором слов, который им ни о чём не говорит.
            
И у людей, понимающих поэзию, сознание окунается в душу лишь на время, когда они читают стихи и находятся под их впечатлением. Потом «счастливый союз» души и сознания снова нарушается, а человек продолжает вести своё полусонное обыденное существование.

Подозреваю, что так вот ощущаю поэзию совсем не я один. Дочитавшим – спасибо за внимание! Понявшим – спасибо за понимание! И всем другим – за всё спасибо и за то, что вы есть!