82. В. Бондаренко Русский гений Павел Филонов

Михаил Самуилович Качан
Я не поклонник Проханова, редактора газеты «Завтра», но то что написал о Филонове Владимир Григорьевич Бондаренко, его заместитель по этой газете и главный редактор приложения к газете «День литературы», разделяю.

В 1967 году он был студентом Лесотехнической Академии, и был ему 21 год.

Правда, он перепутал фамилию Михаила Яновича Макаренко, назвав его Мишей Шевченко, которому, как он пишет, помогал «грузить полотна для отправки в Новосибирск, затем помогал ему распространять по Питеру и Прибалтике чуть ли не самодельно сделанный каталог с плохо отпечатанными репродукциями работ и перепечатанной антивоенной поэмой Филонова «Пропевень о проросли мировой». Но не это главное. Главное в том, что он оказался причастен к выставке Павла Филонова в Академгородке, бывал у сестры художника в 60-х и любит творчество художника.

В моём архиве есть вырезка из газеты «Завтра» с его статьёй, которую я и цитирую.

«Уверен, что Павел Николаевич Филонов по праву может считаться гением отечественного искусства, абсолютной и недосягаемой вершиной мирового авангарда. Помню выставку «Москва — Париж», картины шли в параллель, на одной стороне — работы русских художников, на другой — французских. Напротив Филоновских картин висели полотна его тёзки Пабло Пикассо. И насколько же ярче, напряжённее: по цвету, по рисунку, по замыслу, — смотрелись полотна Павла Филонова. Здесь не требовалось лекций и пояснений: иди и смотри, всё было предельно ясно.

Филонов и до сих пор ещё — загадка для многих, открытие даже для искушённого ценителя живописи. По сути, открывшаяся перед самым новым годом в зале личных коллекций Пушкинского музея персональная выставка художника — первая в нашей столице. Москва с опозданием как минимум на восемьдесят лет видит оригиналы таких шедевров мировой живописи, как «Крестьянская семья» (первоначальное название «Святое семейство»), «Пир королей», «Россия после 1905 года», «Запад и Восток», «Мужчина и женщина», «Формула мирового расцвета», «ГОЭЛРО».

Меня вовсе не удивила реакция многих наших «наипрогрессивнейших» критиков, угрюмо отвернувшихся от Филонова. Вроде бы аналитическое искусство, сложнейшие живописные формулы, несомненный живописный авангард, но наши рыночники носом чуют — чужой он им, чужой любой буржуазии и любому либерализму. Несомненный большевик от искусства, какими были и его друзья Велимир Хлебников, Владимир Маяковский, Андрей Платонов, Николай Заболоцкий…

Павел Филонов вёл ожесточённые войны с чиновниками и от жизни, и от искусства, но не во имя абстрактного индивидуализма, не во имя буржуазных рыночных ценностей, а во имя своего народа, во имя коллективистского единства, во имя мирового расцвета как последней стадии коммунизма. Даже голодая, он отказывался продавать на Запад свои работы, чтобы его творчество принадлежало нашему народу.

Его сестра, Евдокия Николаевна Глебова, в годы, когда Русский музей категорически отказывался принимать в дар картины и рисунки Филонова, бережно хранила их у себя дома, в небольших комнатах на Невском проспекте, лишь несколько рисунков подарив верным ученикам Павла Филонова, и две работы — Михаилу Шевченко {М.Я. Макаренко. –МК], который организовал, ныне легендарную, выставку работ великого мастера в 1967 году в новосибирском Академгородке.

В этой непонятной и загадочной утечке части картин на Запад есть лишь один плюс: западный мир искусства по достоинству оценил художественный дар Филонова.

Там уже давно были признаны Василий Кандинский, большинство работ которого хранилось в Германии; Казимир Малевич — опять же благодаря персональной выставке в Германии в 20-е годы, где остались многие его известные полотна; Париж рукоплескал Шагалу, и лишь Павел Николаевич Филонов, революционный художник, прозревавший будущее всей планеты, оставался потаённой легендой даже в среде искусствоведов.

Я ходил по залам выставки, радостно встречаясь со знакомыми до мельчайших подробностей полотнами художника. Когда-то, в начале 60-х, мне приходилось часто бывать у сестры художника Евдокии Николаевны Глебовой. Помню, где висела картина «Крестьянская семья» с изумительно прорисованным петухом, а рядом находилась «Симфония Шостаковича», чуть в стороне — «Пир королей». Прямо у дверей размещался портрет самой Евдокии Николаевны… Помню, как помогал Мише Шевченко [Мише Макаренко. –МК], тогда директору только что образованной художественной галереи Академгородка, грузить полотна для отправки в Новосибирск, затем помогал ему распространять по Питеру и Прибалтике чуть ли не самодельно сделанный каталог с плохо отпечатанными репродукциями работ и перепечатанной антивоенной поэмой Филонова «Пропевень о проросли мировой».

И вот сейчас держу в руках роскошно изданный, толстенный, на 375 страниц, — даже не каталог выставки, а приуроченный к открытию выставки альбом большинства его работ, отпечатанный в Италии в первоклассном издательстве "Palace editions", здесь же и восторженные статьи Джона Боулта, Евгении Петровой…» [1].

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2016/11/21/580
-----------------------------------------
  1. Владимир Бондаренко. Статья «Русский гений Павел Филонов». Статья в газете «Завтра». Выпуск 3 (686) от 17 января 2007 г. На сайте http://www.zavtra.ru/content/view/2007-01-1772/
Интернет-газета «Завтра» от 16 января 2007. На сайте http://www.zavtra.ru/content/view/2007-01-1772/