Литератор... Муслим Магомаев

Марк Верховский
               
                Выйти на  связь по компьютеру  со своим коллегой по перу Муслимом Магомаевым я собирался давно.
Как видно поговорка: «Что можно cделать сегодня не откладывай на завтра», опять предательски сработала.
В реальной жизни мне повезло больше: я встретился с Муслимом  дважды.
Ещё в середине 70 -х годов я как-то увидел музыканта, шедшего, очевидно, из консерватории в компании прославленного композитора Кара Караева и начинающего певца Полада Бюльбюльоглы.
Великолепная тройка поравнялась со мной, когда я, по проспекту Кирова, возвращался с работы домой. Прогулявшись рядом с консерваторской компанией пару кварталов я, решив не мешать им  в эмоциональной беседе, свернул на улицу Низами, в сторону своего дома на ул. Л-та Шмидта.
 Другая встреча также произошла неожиданно. В этот вечер мы с супругой слушали оперу «Севильский цирюльник», где партию Розины исполняла Тамара Синявская. Разминаясь в антракте, мы внезапно увидели в центре холла Муслима Магомаева, ведущего беседу с Гейдар Алиевым. ( Подробно об этом описано в моем очерке « Вторая встреча с Первым»).
Учитывая очевидную конфиденциальность их беседы, мы аккуратно обошли двух джентельменов.

 Уже в начале XXI века, Муслим Магомаев, к счастью для всех, неожиданно, открылся с ещё одной, мало известной,  творческой его стороны.
   
Многие, очевидно, слыхали, но мало кто читал его биографические произведения:
« Великий Ланца» (1993 г. выпуска),  и « Живут во мне воспоминания» ( мемуары 2008 г.)
 Живя в Америке, я, возможно, тоже не сумел бы познакомиться с оригинальным  писательским творчеством Муслима Магомаева.
Все те годы, когда он реализовывался пробовать себя в литературе, я уже находился в Америке и с ностальгией наслаждался его необыкновенным голосом.
( Я надеюсь, что читатели простят меня, если я пропущу многочисленные, всем известные, эпитеты в адрес его певческого таланта).
В нашем небольшом городке Элизабет (штат Нью -Джерси),  как и в любом городе, имеется большая трех -этажная библиотека.
Кстати, она по вместимости чуть меньше библиотеки им. М. Ахундова в Баку.
 Правда, наша, провинциальная, имеет, тем не менее, множество иностранных отделов, в том числе и русский. Это довольно большой отдел с разнообразной тематикой. Именно там я, к своей большой радости, и обнаружил книги Муслима Магомаева.
Я не стремлюсь стать пропагандистом его литературного творчества, а тем более критиком его наследия. Ни в коем случае.
Да, талантливые люди, как правило, талантливы во всем. И мы это видели, и в живописи, и в скульптуре легендарного певца.
Что касается его прозы, то здесь успехи его несколько скромнее, хотя времени, желания и усердия Муслим вложил в неё не меньше, чем в живопись.
Конечно, он не открыл факты чего-то неизвестного в биографии Марио Ланца, но главное, что сразу проглядывается в его творчестве - это любовь к персонажу своего  произведения. Чувствуется его искренняя симпатия не только к таланту Марио Ланца как певца, но больше, даже, его уважение к личности американца.
Казалось бы, так много книг о Марио Ланца. Зачем нужна была ещё одна?
 Но разве мало  биографических книг о Пушкине. Однако, каждое время требует новое осмысление личности поэта. Каждый факт биографии рассматривается разными авторами под углом его собственного зрения и через призму авторской философии. Так создаются все новые и новые книги, как о Пушкине, так и Марио Ланца и это, надеюсь, будет и с книгами о Муслиме Магомаеве.
Советский знаток музыки помнит творчество Марио Ланца по великолепному фильму «Великий Карузо», где Марио блестяще сыграл роль великого певца.
Муслим удивительно кропотливо отыскивает схожесть, своей и Марио, биографических моментов жизни. И найдя их, он с воодушевлением сопоставляет эти штрихи. Очевидно, именно  наличие   такой широкой палитры идентичных фактов сближает обоих великих певцов. И это оценила семья Марио Ланца, с которой сдружилась интернациональная семья Магомаев — Синявская, побывавшая  у них в гостях в Америке.
Удивительная правдивость, идущая от сердца, пронизывает и другое произведение Муслима: « Живут во мне воспоминания»
   Известный эстрадный певец, честно и справедливо, рассказывает о своем детстве, юношестве и карьере становлении певцом. Раскрывая свои сокровенные воспоминания, певец анализирует их с высоты своего, зрелого мышления мужа, не боящегося признать свои ошибки. Эта удивительная черта его характера проходит красной нитью честных признаний по всему произведению.
Мемуары приглашают читателя к встречам со многими интересными людьми и, от этого откровения, и автор и его герои становятся ближе и доступней.
 Галерея, известных стране личностей, порой шокирует откровенностью их поведения, тем самым раскрывая интриги «сильных мира сего».
 Однако,  Муслим, зачастую, не боится выставить себя   не в выгодном для себя свете, таким образом отдавая себя на суд читателя.
И неглупый читатель, поддавшись обаянию честности автора, прощает его в этих мелких огрехах - « чего только не бывает».
В своих мемуарах бакинец раскрывает свой феномен эстрадно — оперного певца, так и не перешагнувшего порог сцены Большого театра.
Почему произошел этот феномен отказа Муслима от оперного искусства, он
 кратко, без лишней демагогии,  открыл на своем юбилее певице Галине Вишневской так: « Ленивый был!»
И в этом ответе, пожалуй, весь характер Муслима. Ну не мог он, очевидно, при всей экспансии его характера, выдерживать нудные и длинные оперные сцены.
Спеть арию Фигаро из «Севильского цирюльника» - Да! Великолепно!
Куплеты Мефистофеля из «Фауста» - Пожалуйста!
Но учавствовать полностью в спектакле «Севильского цирюльника»  -  для него, как мне кажется, слишком скучно!
Наверное, именно поэтому, мы и любим Муслима — такого, каким он выбрал себя сам. Очевидно, он и выбрал  себя от Марио Ланца.
Я хочу вернуться к начальной теме, где я упомянул о поиске встречи с Муслимом.
Да, я хотел предложить ему тему для совместной повести. Я не настолько был самонадеян, чтобы предположить, что москвич Магомаев откликнется на предложение американца. Надежда была только на предложение необычной темы. А она была в нашем прошлом. Первое, что нас объединяло -это годы нашей биографии  в Баку, возраст ( я был чуть старше), запоздалое увлечение писательством ( почти одновременное) и печальная судьба наших отцов, погибших на фронтах Отечественной Войны.
Проект сюжет  предполагал, что я напишу о своем отце, а он о своем. Затем, волей  авторов  необходимо было найти между ними точки соприкосновения.
Дальнейшее повествование должно было быть согласовано между соавторами.
 Вполне возможно, что ничего бы, вообще, не свершилось.
Почему же не состоялось знакомство и содружество?
По той же простой причине : теперь уже «моей лени» и переноса действий «на потом».

Но одно я все же точно знаю и потому с гордостью  информирую своих  земляков, что теперь в Америке, в  библиотеке города Элизабет, на одной полке с книгами азербайджанского коллеги Муслим Магомаева, соседствуют книги другого бакинца -Марка Верховского. 
  К тому же, совсем недавно я узнал, что в Русском отделе библиотеки им. М.Ахундова, это содружество наших книг уже тоже налажено.