По карману ли сегодняшнему читателю книги?

Леонид Бабанин
   
 Сегодня написать и издать книгу - это лишь половина писательского дела, не гарантирующая автору ни признания, ни тем более гонораров. Вторая половина – это необходимость донести книгу до широкого круга читателей. И вот тут сегодняшний автор сразу попадает в капкан. Иллюзия обладателя первого тиража, что его книга разлетится по книжным магазинам, как горячие пирожки, рассеется уже в первую неделю. Ибо он будет поставлен перед жёстким, но неизбежным фактом, что магазин либо не принимает его книгу, либо принимает, но укладывает в книжную глушь, где она теряется среди миллиона таких же книг, покрываясь пылью на полках.

А когда автор узнаёт, что за размещение его книги на самом бойком месте, то есть, в стеклянном витраже у входа, он должен заплатить немаленькую сумму (например, в «Читай доме» десять тысяч рублей в месяц, но и там продажи отнюдь не велики), то он понимает, что его деловые отношения с магазином – это пустая трата денег.

Каждый автор приходит к творчеству своим путём, и я тут не исключение. К «писательству» меня тянуло всегда. Прямо-таки свербило. Я начинал писать. Бросал. Снова начинал… Волей судьбы довелось мне познакомиться с писателем Виктором Прониным, мастером российского детектива. Личное знакомство с ним стало знаменательным событием в моей жизни. Я очень обрадовался, когда он принял от меня приглашение проехать на моём пароходике от Берёзова, что в Ханты-Мансийском Автономном Округе, до Салехарда и от Салехарда в Обскую губу до вод Северного Ледовитого Океана. Две недели совместного плавания и тесного дружеского общения. И вот однажды в поездке, сидя на палубе под полуденным северным солнцем, сутками не уходящим за горизонт, сказал я ему:
- Знаешь, Виктор, я такую интересную жизнь прожил, что мне кажется, роман бы мог написать о ней. Честное слово!
Виктор прислушался к моей реплике, задумался, налил нам по рюмочке из стоявшей на столике бутылки водки, взял посыпанный сахаром кусочек лимона, поднёс рюмку к губам и сказал:
- А ты напиши, Лёня. Роман напиши. Рассказы не пиши - их никто не читает и не покупает.
И мы выпили. Отставив рюмку, он добавил:
- Не боги горшки обжигают. Пиши. Будут трудности в работе – звони. Может, и подскажу что-то дельное.

Поездка за Полярный Круг завершилась. Наша дружная команда набрались впечатлений, эмоции плескали через край. Мне было грустно расставаться с Виктором. Я проводил его с друзьями в аэропорт, посмотрел, как он проходил через рамку металлоискателя,  как, обернувшись, помахал мне рукой.

Вернувшись домой, я схватил лист бумаги, ручку и, поудобнее усевшись в кресло, приступил к роману «Плата по счетам». Через год он был готов, и я издал его на Можайском полиграфкомбинате.   Прошёл ещё год, и я издал роман «Вертолётная рапсодия» тиражом в пять тысяч экземпляров.  Затем последовала повесть «Обезьяна». Последняя моя книга – «Рыба Обского Севера».

За восемь лет творчества я издал четыре книги. Теперь участвую в различных выставках, ярмарках. Мне есть что показать читателю. Выставки-ярмарки – это места, где читатель хорошо покупает книги. Каждый автор имеет свои объёмы продаж. Мне, например, удавалось реализовать до полусотни своих книг в день.

Читатель всегда рад встрече с писателем, особенно если после неё он уносит книгу с дарственной надписью автора. А сколько задушевных бесед с читателями здесь бывает! Но порой читатели выступают и с критикой. Один читатель подошёл в Тюмени к моей стойке и спросил:
- А почему у Вашего романа «Плата по счетам» две разные обложки?
- Потому что два разных тиража, - ответил я ему. Тот постоял в недоумении, призадумался и, наконец, высказал своё мнение:
- Мошенники! – после чего зашагал по ярмарке дальше. Директор одного книжного магазина города Тюмени, буркнул:
По моей статистике, на одного покупающего- одиннадцать читающих.

Чем больше автор будет участвовать в  различных ярмарках, выставках и встречах с читателями, тем больше своих книг он сможет донести до читателя. Я считаю, что мне проще. Тематика моих книг – это рыбалка и охота. Поэтому читатели моих книг чаще всего находят их в рыбных лавках, охотничьих и рыболовных магазинах, в речных портах. Как итог, издаваемые мной тиражи (по пять тысяч экземпляров) продаются нескоро, но всё-таки уверенно растекаются по моим читателям. Так что можно сказать, что я имею хоть не головокружительный, но успех.

Как-то, стоя у своей стойки с книгами в порту посёлка Приобье (всё тот же наш Ханты-Мансийский Округ), я наблюдал за пассажирами, подходившими к ней. Они с интересом разглядывали красивые цветные обложки работы известного художника Альберта Туманова из Екатеринбурга. Но присмотревшись к ценнику, приклеенному к обложке, вздрагивали и отходили. Пятьсот рублей за книжку. Цена немаленькая. Такую может позволить только небедный человек. А для рядового читателя эти книжки не по карману. А это значит, что художественная литература, как часть полноценной культурной жизни, доступна только богатым гражданам нашей великой страны.
Мой кивок упрёка правительству РФ- почему сегодня современная классическая литература не по карману Россиянину? Почему сегодня бесплатно, для каждого, порно сайты, эротика, жестокость, сериалы гимны- мошенничества, предательства. Или это норма демократии…?


Врачеватель душ человеческих
Фраза «Инженеры человеческих душ» приписывается Юрию Карловичу Олеше. Но крылатой она стала благодаря Сталину, который, не скрывая, впрочем, чужое авторство («…как метко выразился товарищ Олеша»), произнёс её на встрече с писателями 26 октября 1932 года в доме Максима Горького на Малой Никитской.
Сегодня, говоря о писателе Валерии Кадынцеве, можно твёрдо сказать, что он не только инженер, но и врачеватель душ человеческих, ибо по профессии он – врач.
Родом Валерий из Ставрополя. Окончил медицинский институт и поехал на север – как говорили в те времена, «за туманом», за романтикой. Школой жизни для него стал посёлок Игрим, где вскоре и возглавил он местную поликлинику. Врач, а после и главврач получился из него замечательный: специалист высокой квалификации, общественник, хозяйственник, политик. Со временем затеплился в его душе творческий огонёк. И на белый листок бумаги легли первые зарисовки о яркой, бурлящей северной жизни, клокотавшей вокруг него.
В годы своей активной  врачебной практики Кадынцев объехал громадный Берёзовский район, распростёртый с запада на восток на шестьсот километров, на всех видах транспорта – оленьих нартах, лошадиных санях, вертолётах МИ-1, МИ-8, самолёте Ан-2… И всегда Валера принимал трудности, возникавшие в его врачебной деятельности, с улыбкой: «Переживём!»
Впоследствии это вылилось в его книги. Прочитав рассказ «Санитарное задание» – про знаменитый АН-2, у которого частенько в воздухе «заглыхал» двигатель, а лыжи в морозы примерзали к снегу так, что  самолёт не мог стронуться с места, – я вновь заулыбался вместе с Кадынцевым. Да, что и говорить, зябко было летать на АН-2! А тот, у кого  был слабый вестибулярный аппарат, частенько огорчал сидящих рядом пассажиров.
Как автор Кадынцев заявил о себе книгой «Река времён». Немножко отступив, хочу рассказать читателям о том, что у каждого литературного произведения (рассказ, повесть, роман, миниатюра) есть своя «архитектура». Можно знать жизнь, уметь подмечать те или иные истории, казалось бы, годные для рассказа. Но этого мало. Необходима идея произведения и те литературные формы, в которые нужно облечь эти истории.
В «Реке времён» Кадынцев рассказал о трёх десятилетиях своей работы в Югре с их радостями и печалями, восторгами и грустью – всем тем, без чего невозможна жизнь.
Роман «Стук дятла» Валерий посвятил своим современникам, коллегам, которые приехали вместе с ним на север и прошли путь от выпускников медвузов до высокопрофессиональных специалистов. А ведь это хорошо, когда в той или иной профессии появляются авторы, у которых получается воспеть своё дело.
Три тома «Дорогой памяти» рассказали читателю о врачах, труд которых создавал историю здравоохранения ХМАО - Югры.
…Во время беседы со мной лицо Кадынцева неожиданно расплылось в улыбке, он приосанился и спросил:
– А можно, я расскажу один случай?
– Конечно! – ответил я, готовясь услышать очередную интересную историю из его врачебной практики.
– В Игриме, – начал Валера, – в конце дня медсёстры и санитарки добыли хороший кусок сала, источающий крепкий дух чеснока, и принялись его уминать. Ну что ж, дело хорошее, в здоровом теле – здоровый аппетит! И надо же такому случиться – когда от куска оставалось всего-то ничего, в комнатку заходит заведующая отделением и говорит им: «Деньги-то за сало тёте Вале в морг надо отдать». 
– Ты бы видел, – говорил Валера, смеясь своими лучистыми глазами, – как вытянулись у едоков лица! А зав. отделением, как ни чём не бывало, добавила: «Надо тёте Вале, санитарке из морга, спасибо сказать – таких вкусных поросят выращивает!»
«И правду говорят, – подумал я, слушая Кадынцева. – Есть два типа людей: одни в жизни подмечают только хорошее и светлое, а другие помнят лишь негатив. Кадынцев относится к первым, его книги несут в себе тепло и любовь к людям.
Со временем творчество Кадынцева обретает формы и новые грани. Сегодня на его стапелях делается книга о ветеранах Афгана.
– Не хочу, – возмущённо восклицает он, – чтоб герои нашей страны, подвиги их уходили в небытие!
Пройдя горнила медицинской службы, в особенности – работая главврачом Игримской медсанчасти, главврачом поликлиники города Югорск, Кадынцев приобрёл колоссальный интеллектуальный и жизненный опыт, стал членом общественной палаты ХМАО-Югра. Его идеи и предложения принесли в здравоохранение Югры значительные улучшения. Сегодня Кадынцев, пенсионер, почётный член Общественной палаты ХМАО-Югра, всецело отдал себя Его Величеству Перу!
Светлых тебе мыслей, Валера! И новых побед на литературной тропе.



Фельетон. О федеральном гос служащем Начальнике Бе
Леонид Бабанин
О федеральном гос служащем Начальнике Берёзовской рыбоохраны Александре Смирнове.

Из кодекса этики гос служащего в РФ.

м) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении государственным (муниципальным) служащим должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа либо органа местного самоуправления;

Я не случайно начал данный материал, со ссылки на Кодекс этики в РФ. Ибо уже на гос уровне Российское общество, обрисовало облик чиновника, каким он должен быть. И слава Богу это заработало.
Вот понятная нам модель Берёзовского района. есть глава района, есть ра йонная дума. Есть оппозиция, есть критика власти, да ещё какая я вам скажу. Наверное это и есть хорошее устройство демократического общества.
В прошлое ушли времена таких глав как Коротун, помните столы офисные покупала по миллион двести тысяч рублей… Сейчас это в прошлом, казалось бы…, ан нет!
Хочу поговорить о другом персонаже нашего общества, о гос служащем начальнике Берёзовской рыбоохраны Александре Смирнове. И опять вернусь к началу моего материала- каким должна быть эта фигура старшего гос инспектора рыбоохраны- прочитайте ещё раз внимательно.
Начну с того, что его я считаю пьяницей!. Пьяницей, я считаю его потому, что на это есть причины. Так между 2010 – 2020 годами, «Шурик» за езду в нетрезвом виде лишался водительских прав на полтора года. Казалось бы- ну случайно, по детски, не выдержал, поехал- поймали! Ан, нет! Он был уже на заметке у работников ГИБДД как пьяница, и его попросту вычисляли, и он тут же попался. Как говорят- делай выводы на дальнейшую жизнь.
Смирнов Шура, он же начальник Берёзовской рыбоохраны, выводы сделал, только на более высоком уровне. Как то в осенний день, изрядно влив в себя сладостно бодрящей алкогольной жидкости, вновь почувствовал себя генералиссимусом, положил на заднее сидение машины принадлежащий ему охотничий карабин, и в люди!
Первый подвиг- это езда по центральному перекрёстку г п Берёзово возле школы искусств Ленина- Астраханцева, провозглашая обществу свою исключительность и неприкосновенность.
По случайным обстоятельствам, я был свидетелем этой триумфальной езды господина начальника Берёзовской рыбоохраны по запрещённому перекрёстку улиц.
О даёт…! Посмеивался народ, глядя на перекошенное от пьянки лицо Смирнова. Видать обиделся он, на граждан, за то, что те не рукоплескали ему, за эту езду. И он взял курс, в сторону районной больницы. То что произошло там, как говорят- врагу не пожелаешь.
Гос инспектор Смирнов, не справляется с управлением и совершает наезд на мирного жителя посёлка Берёзово. Куча машин, народ, скорая помощь…, и малозаметный факт, на помощь Смирнову, на моих глазах, приходит сотрудник инспектор Берёзовской рыбоохраны, которому Смирнов, из машины в машину перекидывает свой охотничий карабин.
Фу…! Вытер со лба пот Смирнов- одно преступление скрыто! Осталось уладить дело с ГАИшниками.
За это Берёзовский районный суд, приговорил Смирнова к пяти суткам административного ареста.
А не мало ли, за это…? Бывшие работники рыбоохраны, шепнули мне. А ведь он про табелировал дни, когда сидел пять суток в тюрьме, и скрыл эти факты перед своим выше стоящем начальством.
Получается, обманул государство и украл не заработанные деньги? По этим фактам, я пишу обращение в прокуратуру Берёзовского района- прошу проверить!
Буквально пять дней назад на реке Северная Сосьва, машет Смирнов мне со своей служебной лодки- остановись! Я остановился. Обдав меня дурманящим перегаром, Смирнов начал осмотр моей лодки, глумясь над моим грязным видом ( я ехал с рыбалки, занимаюсь пром рыболовством), сделал пару снимком с меня, прокомментировав:
Это для господина Сенника директора института ВНИИРО, перед кем ты меня «обсираешь»! И его ни сколько не смущало то, что под козырьком ветрового стекла в его служебной лодке лежало охотничье ружьё, что категорически запрещено законом РФ, его нисколько не смущало и то, что кроме его и напарника, в гос лодке находилась охотничья собака. Ну что тут- поохотиться поехали ребята на служебной лодке, а что оправдать поездку по пути припутаем кого ни будь протокол выпишем, и бензин спишем, по другому я объяснить это не могу.
И самый главный вывод в моём материале:
А достойно ли наше общество Берёзовского района, такого руководителя районной рыбоохраны, с уже вышеперечисленными грехами как Александр Смирнов? И может ли он иметь моральное право, учить нас как правильно жить, что можно и что нельзя?
И ещё, «ремарочка» о его профессиональной деятельности:
Пром рыболовство проходит в Берёзовском районе бесконтрольно, Смирнов бездействует. Не обозначаются таблицами рыбопромысловые угодья, не «биркуются» пром рыболовные сети, в районе появились скупщики рыбы, скупают Пермяки, скупают Тюменцы, Новосибирцы…, работу в этом направлении рыбоохрана не ведёт, пользуясь словами из песни:
Воруй Россия, всего не украдёшь»!
И «ремарочка» о господине Сеннике директор института ВНИИРО, который слил Смирнову информацию, что на заседаниях в правительстве ХМАО Югры, я сливаю на Смирнова негатив.
Сенник я задал в заседании два вопроса:
Почему в Оби не стало муксуна? И Что нужно, что б он вновь появился? На что сверх уважаемый Сенник, ответил:
Я не знаю куда в Оби делся муксун! А на второй вопрос он ответил: Что бы в Оби появился муксун, надо выделять больше денег! Видать и Смирнов, и Сенник, как те два сапога пара. А по мне, с обоими нужно обществу давно прощаться!

Хотели как лучше, а получилось как всегда!
Леонид Бабанин
               
Компьютеризация страны… Фактически не осталось ни одной сферы в РФ, которая бы не зависела от компьютера, от программного  обеспечения. Вот только готово ли население нашей страны к такому положению дел? Думаю, что нет. Не только большая часть населения оказалась беспомощной перед  лавиной компьютерных программ, но и бизнес во всём своём разнообразии.
Раньше как было? Вот, к примеру, комитет по культуре. Директор и главбух -  офисные работники, остальные – педагоги, руководители кружков, работающие на местах, сценах, подмостках. Такое же учреждение находится за окном моего дома. В один прекрасный день произошло отключение электроэнергии, как объявили  – на полдня. И всех сотрудников комитета по культуре отпустили домой, потому что  в здании не работали компьютеры. Оказывается, служащие данного учреждения ходят на работу не для того, чтобы вести театральные кружки и другими способами  нести культуру в массы, а чтобы обслуживать сотни компьютеров.
Другое здание – ЖКХ. Красивое, двухэтажное. Когда стал общаться со слесарями аварийной службы, выяснилось, что в штате учреждения всего три слесаря и один инженер, остальные – кабинетные служащие, сидящие у  мониторов. Так кто же тогда у нас в стране работает, кто латает ржавые трубы, сантехнику? Компьютеры?
В добрые СССРовские времена на Крайнем севере, в Берёзово, что в ХМАО Югре, не счесть было кружков под эгидой районного комитета культуры, от  фото-  до танцевальных и шахматных. «А почему?» – спросите вы. Ответ простой: не было компьютеров, и люди занимались реальным делом. В итоге выпускник берёзовской средней школы Сергей Собянин – мэр Москвы, выпускник Руслан Проводников – чемпион мира по боксу. Список этот можно продолжать.
Так  почему же теперь компьютер вытесняет истинные ценности нашего общества, мешает его развитию?
Моё учреждение (автошкола) является поставщиком социальных услуг. На этом рынке мы уже около тридцати лет, живём по принципу самоокупаемости, вовремя платим налоги, работаем с детьми. На гранты губернатора и президента РФ смотрим как на насмешку, ибо знаем по опыту, как там всё устроено. Чем больше заявок на грант, тем больше примеров, когда очередная «проходная утка» выигрывает «в трудной и обоснованной борьбе». Пробовали и мы не раз, но то у них Устав наш не откроется (а у нас открывается), то сроки пропустили, и так далее…
Юрист одного такого фонда подтвердил наши догадки, проговорившись: «Действительно, совсем маленький процент грантополучателей среди таких юрлиц, как ваше, долгое время работающих на рынке соцуслуг, имеющих материальную и интеллектуальную  базу». Парадокс, но ещё вчера зарегистрированные фирмочки, не имея ничего, становятся победителями грантов и скачут из одного реестра в другой. Музеям, библиотекам, госучреждениям сегодня нельзя зарабатывать дополнительные деньги, а  через грант можно, вот они и вымучивают их за своими компьютерами.
Сегодня есть фирмочки, которые за немалый процент «помогают» правильно составить грант с гарантированным выигрышем. Стоимость услуг – от десяти процентов  стоимости гранта.
А не насмешка ли эта грантовая политика над нашим обществом? Не глумление ли это над нашей народной властью? Когда в нашей стране получателями государственных грантов будут  те, кто действительно умеет работать, а не те, кто умеет их составлять, не имея кроме своего голого  зада ничего?
Чем виноваты люди, если они не владеют компьютером и не могут с его помощью записаться на приём к врачу, купить билет на самолет и вынуждены переплачивать за услуги агентства? Не рано ли началась компьютеризация в нашей стране?
Проблем в обществе в связи с компьютеризацией много. А не рано ли мы отказались от рукописных и печатных текстов, заковав себя в компьютерные кандалы? Не потеряли ли мы хороших мэров, как Собянин, чемпионов мира, как Проводников или Цзю? Или мы не хотим видеть, как причиняем боль пенсионерам, создавая им непреодолимые препятствия для комфортной жизни?
И экономика. Никогда компьютер не будет выплавлять металл, пасти скот, добывать в океане рыбу.
Страна в компьютерной агонии. И вновь вспоминается Черномырдинская фраза: «Хотели, как лучше, а получилось, как всегда!»