Вебсик. Испытательный срок - Эпизод 43

Юрий Грум-Гржимайло
Начало: http://www.proza.ru/2016/10/16/2248
Предыдущий эпизод:  http://www.proza.ru/2016/11/19/2299


К обеду мы запустили всё оборудование.

Когда Марта получила результаты первых замеров ситуации, то она всех собрала на главном посту.

— Стазис здесь есть, — сообщила она, — но его фон чуть выше естественного. Однако раньше он был больше. Вот, смотрите… — Она вывела на экран несколько картинок. — Это картограммы падения капель от «шарах» в том секторе, который мы смогли охватить. Видите, они образуют как бы волны потенциалов вокруг стазиса.

Я всмотрелся в картинки. Да, действительно, сильные разряды были помечены по дуге, огибавшей нашу гору, более мелкие тоже группировались по силе и гасились на дальних подступах.

— При нынешнем уровне стазиса, — продолжила Марта, — мы попадём под сильные разряды, если они будут. Но вот диаграмма активности показывает их неуклонный спад, уже полтора дня активность почти нулевая. Ситуация показывает чёткую тенденцию к замораживанию.

— Внешние замеры тоже показали это, — добавил Ион. — Там готовятся снять купол.

— Есть два предположения, которые нам надо проверить, — сообщила Марта. — Первое: о саморегуляции силы стазиса по мере возрастания гравитационной активности. И второе — об управляемом стазисе со стороны нашего Вебсика.

Разгорелся небольшой спор, в основном между близнецами, который был прерван гонгом на обед. За обедом было очень тихо, мне показалось, что все прилежно искали истину на дне своих тарелок. После обеда, не помню зачем, я поднялся в кабинет и случайно потом заглянул в гостиную. Там была Влада.

Она сосредоточенно стояла у картины с пейзажем. Я подошёл и тихо обнял её за плечи.

— Мне кажется, вон тот камень пульсирует, — показала она. — Посмотри сам.

Я усилием воли отогнал всякие сторонние мысли и начал всматриваться. В центре картины был изображён камень необычной формы — словно треугольная пирамидка на шестигранном основании. Через некоторое время мне действительно стало казаться, что световые блики на гранях пирамидки пульсируют. Я потряс головой и посмотрел снова — эффект не исчез.

— Да, похоже, — согласился я, прижимая к себе девушку. — Ты хочешь туда?

Она кивнула.

— Раньше я побаивалась, что снова там встретим отца, — произнесла Влада. — А потом страх исчез. Если он там жив, так это же прекрасно, правда? Слушай… — она повернулась ко мне и посмотрела в глаза. — Я не верю этому Мееру. Не могу всего объяснить, это интуитивно… Но он очень опасен, и мне… — Она запнулась. — Мне хочется его уничтожить. Понимаешь, он не может не знать, что у нас до сих пор нет ориентиров, куда посылать Звёздную. Даже в их время это была почти авантюра, я посмотрела в информатории — однозначно признанной расшифровки сигналов внеземного разума до сих пор нет. Есть обнаружения планет земного типа, и Первую звёздную хотели послать на одну из них.

— Да, верно, — кивнул я.

— Понимаешь, милый, проблема не в том, что он хочет куда-то там лететь, а в том, что он хочет сбежать от землян. И это только предлог. Я говорила с Юлей, она как психолог допускает это. Они решили выйти из забвения, но не в космос. Им нужна Земля. Это захватчики.

Такого поворота я никак не ожидал. Но Влада смотрела мне в глаза спокойно и уверенно. Девочка в ней исчезла, была взрослая дочь своей планеты. И она действительно могла уничтожить любую опасность для своего мира. Я это почувствовал.

— Ну, прямо Влада Д'Арк…

— Угу, оседлать роботележку и размахивать гильотиной, — согласилась она.

— Гильотиной ты бы вряд ли помахала, выбери, что полегче, — посоветовал я. — Если серьёзно, то я бы к предположениям Марты добавил ещё две задачи: проверить, исчезли ли в Сандугаче щебнедробилка и стена с башней вместе с «шарахами», и выяснить, наконец, какого типа супермозг был тут у Меера и его компании.

— В каком ещё «Сан»? — не поняла Влада.

— А, в Сандугаче. Это прежнее название Соловья.

— А красивое… — Влада повторила слово. — Это какой язык?

— Татарский. В переводе как раз «соловей». Мне оно тоже больше нравилось.

— А почему ты считаешь, что стена должна исчезнуть?

— Да что-то мне подсказывает, что может так быть. Она появилась десять лет назад, вроде после эксперимента в Церне. И, как я понимаю, в это же время тут возникает Вебсик. Сейчас появляется перед нами этот Меер, одновременно умиротворяются «шарахи», и скрывается Вебсик. Чуешь какую-то связь?

Влада задумчиво чесала кончик носа.

— А супермозг? — спросила она.

— А вот тут сложнее. Но зацепка есть. Её, кстати, подсказал сам Меер. Помнишь, он упомянул про квантовую систему хранения?

Влада кивнула.

— В кристалле близнецов я нашёл упоминание об использовании «процессора Ларсена». Если они довели его теорию до практической реализации, то это как раз самое то. Но это уже не супермозг, это пассивная надстройка над ним, но им созданная. И вот представь себе: есть супермозг, он там решает какие-то биотехнические задачи, получает ситуацию с внешних датчиков и вдруг оказывается слепым. Меер же говорил, что катаклизмы их отрезали от внешнего мира. А супермозг большую часть обработки информации производит распределённо. Без сети он не сможет работать.

— Не согласна, — возразила Влада. — Если это космическая система, то какая сеть в Дальнем космосе?

— А вот тут, может, собака-то и зарыта. У Ларсена была ещё одна «идея фикс» — самогенерация суперпроцессора. Он теоретически показал, что квантовая система может сама создавать нужное ей количество процессорных ядер и структур памяти, не теряя при этом своей стабильности. Голова была у мужика превосходная. И вот представь себе, что тут такая система и есть. И, попав в изоляцию, она превращает пассивную надстройку в активную. Может, даже делится на две части, которые начинают бороться между собой за влияние. Или проще — информация от этой надстройки заменяет утерянные внешние датчики… Не раздери свой нос, он уже красный, — посоветовал я.

— Что-то я не слышала, чтобы у нас сейчас такое было, — Влада наконец убрала руку от носа.

— Вполне возможно, что к такому прогрессу приложил лапу, или, что там у него, наш Вебсик, — сказал я. — А аномалия в Церне создала условия для его перемещения или установления контакта с нашей Вселенной. Хотя это сильно хлипкая гипотеза. Найти его сетевые «лежбища» до сих пор не удалось, они всё время плавают. А тут высококлассный изолированный супермозг… Я б не отказался от такого на его месте.

Тут мне сзади поскребли ногу. Я обернулся и посмотрел вниз. У ноги сидел и смотрел на меня снизу Пусь. А рядом с ним стояли ноги близнецов. Когда они к нам подошли, я и не заметил.

— У вас тут совещание? — спросил Ион. — Перед этой картиной?

Влада как-то странно посмотрела на него и скомандовала:

— Ну-ка, садимся в круг на пол и все берёмся за лапы. Как раз нас пятеро.

Странно, но возражений это ни у кого не вызвало. Мы с Владой взяли в руки передние лапы Пуся, устроенного между нами. Скоро побежало знакомое щекотание, потом пелена, и…

…Море рождало ленивые долгие волны. Они не спеша и методично пролизывали тёмную кромку песчаного берега. Мы, все пятеро, стояли на краю обрыва. Я с упоением наполнял лёгкие морским воздухом, близнецы с неподдельным интересом озирали открывшиеся окрестности, а Влада сосредоточено искала что-то взором внизу. «Отца ищет», — подумал я. Пусь, прибалдевший от такого приключения, ни на шаг не отходил от моей ноги. «Странно, он же уже бывал тут, а ведёт себя, как в первый раз», — мелькнуло у меня.

Влада потянула меня за руку.

— Пойдём, поищем, — шепнула она, кивая головой в сторону уже знакомого нам спуска вниз. Я посмотрел на близнецов. Они всё так же смотрели по сторонам, переговариваясь между собой в полголоса.

— Ребят, мы вниз ушли, — сказал им я, и мы втроём стали осторожно спускаться. Пусе это очень не понравилось, он бурчал что-то, но аккуратно вслед за мной перелезал с камня на камень, не делая никаких попыток обогнать. Влада спускалась первой.

Наконец мы спрыгнули с последнего камня на мелкую гальку пляжа. Большая часть его была песчаной, но у заросшего какими-то кривыми кустами откоса были галечные россыпи. Я приметил и подобрал в карман пару симпатичных камешков.

Влада быстро оторвалась от нас и достигла того места, где мы оставили Славу. Мне уже отсюда было видно, что там никого нет, и я шёл медленно, пытаясь рассмотреть какие-то новые следы. Пусь, наконец, осмелел и шёл отдельно по мокрой кромке, то и дело уклоняясь от набегавших волн и рыча на них. Ничего, кроме наших старых следов, мне найти не удалось. Подойдя к Владе, я увидел, что на песке сохранился оттиск лежавшего на нём тела. Мы опустились на колени, пытаясь рассмотреть хоть какие-нибудь намёки на следы, но тщетно. Подбежал Пусь, и мне пришлось придержать его за ошейник. Но он не нашёл в нашем занятии ничего для себя интересного и опять убежал в сторону.

— Что вы тут ищете? — поинтересовались  спустившиеся следом и подошедшие к нам близнецы. Мы с Владой переглянулись, и я пожал плечами, давая ей понять, что придётся рассказывать. Очень кратко я им рассказал, что в предыдущее посещение мы тут нашли и вроде оживили Славу Серёгина. Потом оставили его тут и вернулись обратно, а там его снова нашла Марта.

— Когда это было? — спросил Зет.

Я прикинул время. Выходило, что на шестой день. Четыре дня назад.

— Так вот, — сказал Зет, услышав мой ответ. — Когда мы привезли Серёгина на базу, то наши медики начали сомневаться в том, что он действительно мёртв. Все процессы очень сильно замедлены, сканеры показывали смерть, но возникли сомнения. В последний момент руководство решило сымитировать его похороны и официальное прощание, а его поместить в лабораторию профессора Ивина…

— Александра Борисовича? — вырвалось у меня.

— Да. Вы знакомы?

— В городе  несколько лет соседями были по лестничной площадке.

Профессор Ивин всегда вызывал у меня восхищение. Высокого роста, очень красивый, с резкими, но правильными чертами лица и совершенно обаятельной застенчивой улыбкой, он был замечательным собеседником, и мы часто собирались на нашей общей лоджии. Жил он с женой Валентиной, его дочь уже давно от них уехала, время от времени подкидывая в их дом шумных внуков. С одним из них, Витькой, у Пуся была настоящая дружба. Эта парочка при встречах веселилась, как могла, превращая обе квартиры в одно нераздельное пространство. Соседство с Ивиными было самым приятным из городских воспоминаний.

— И… ему удалось? — спросила Влада.

— Пока всё держится в строгом секрете. Нам известна только гипотеза Ивина, что время возможной «смерти» Серёгина не совпадает ни со временем крушения коптера Марты, ни с тем, когда его тело нашли и кремировали вы. Это всё, что мы пока знаем, — ответил Зет.

Ион снимал на регистратор следы и отпечатки на песке.

— Когда мы были детьми, — вдруг сказал он, — на том же месте в гостиной висела другая картина нашего отца, Петерса. Пейзаж горной площадки с видом на равнину. И в центре тоже был нарисован странный камень — шестиугольник с пирамидкой. "Море" родители повесили позже.

— На пейзаже с морем тоже он есть, — сказал я. — Удобен для концентрации внимания. А у вас есть какое-то объяснение тому, что это за место и где мы всё-таки находимся?

— Мы здесь впервые, — покачал головой Зет. — В детстве мы с братом придумали, что если долго смотреть на ту пирамидку, то откроется другая реальность и впустит нас. Мы даже снаряжение приготовили походное. Но сколько ни смотрели, ничего не случилось. Тут даже сложно определить, иллюзия это или реальность. Хотя, скорее всего, иллюзия. Посмотрите вдаль и заметите, как анимация переходит в статичный фон, как в залах видеопластики. Но, с другой стороны, полное ощущение воды, воздуха, камня и песка… Нет, это очень натурально всё вроде. А как вы отсюда возвращались?

— Просто сильное желание и круг. Возвращались обратно в гостиную.

— А вы не пробовали отсюда что-нибудь брать с собой?

— Раньше нет, а сейчас хочу попробовать, — я вытащил из кармана и показал два камешка. — Если это всё иллюзия, то они исчезнут.

— Возможно, — согласился Зет. — Так же, как и наши записи на регистратор.

— Но регистратор же существует, так же как и мы, — не поняла Влада. — Что он тогда запишет?

— Пол в гостиной, — ответил Зет. — Вернёмся — посмотрим. Но дядя Слава тут был.

— Возможно, что не он, а его астрал, — сказал я. — В таком случае многое объяснимо, в том числе и наши переходы туда-сюда. Этот шестигранник с пирамидкой может служить для облегчения выхода в астрал, в древних магиях такие штучки на каждом шагу описывались.

— Если смотреть на него сверху, то он напоминает тайный символ, — сказал Зет. — Похожий символ — Звезда Давида с треугольником в центре — начертан в начале рукописи деда доцента Кобелевича. Её всё-таки нашли.

— Вебсик её найти не смог, — вспомнил я.

— Немудрено, в ложе дед этого доцента был под совершенно другим именем. Если кратко, то там рассказ о том, что в некоем замке в подземелье на полу в круглом зале выложена эта фигура, и вставший на неё оказывается в особом месте, замедляя, а то и оборачивая вспять своё биологическое старение. По преданию, владелец замка прожил 450 лет и жил бы дальше, если бы не него однажды не упал сгнивший от времени подъёмный мост. Всё творение занимает десяток страниц. Кстати, рукопись деда доцента нашлась в архивах фирмы, которые были изъяты при банкротстве и переданы на госхранение. Там на удивление большая доля исторических раритетов оказалась. На это как-то не обратили внимание и передали в исторические архивы россыпью, чисто случайно часть её систематизировали, а то бы никогда не найти было. Мы после той первой нашей встречи дали по своим каналам запрос, вот и сработало.

Тут загавкал Пусь. Мы оглянулись. Пёс стоял и лаял на море. Когда мы подошли к нему, то на мокром песке ещё были видны знакомые печатные буквы: «Я вернусь. Вебсик». Пара очередных волн их размыла. Но мы успели прочитать.

— Мы здесь видим только то, что и на картине, — Влада очертила рукой рамку. — А что за её границами?

Я прикинул расстояние до края бухты, куда можно было бы дойти по пляжу и попытаться заглянуть дальше. Далековато.

— Надо вернуться, — сказал я. — Это на другой раз оставим. Если Марта обнаружит, что нас нет, то она там всех на ноги поднимет.

— Верно, — согласился со мной Ион.

— Давайте проголосуем, — предложил Зет. — Решим демократически.

Проголосовали. Мы с Ионом за возвращение, Влада с Зетом — за прогулку «к горизонту». Близнецы, как выясняется, не совсем одинаковые.

— У тебя решающий голос, — обратился я к Пусе, сидевшему рядом. — Куда идём?

Пёс посмотрел в обе стороны, чихнул и направился к подъёму наверх. Я развёл руками и пошёл следом. Остальные, хихикая и строя предположения о причинах такого решительного выбора, потянулись за нами.

Подниматься тут было легче, чем спускаться, поэтому скоро уже вся наша команда стояла у необычного камня. Я раньше не обращал на него внимания, а после рассказа близнецов рассмотрел основательно. Правильным шестиугольником он не был, скорее, сплющенным или казался правильным, если смотреть на него под углом. А вот трёхсторонняя пирамида была идеальной. Её грани обладали почти бритвенной остротой, а стороны были зеркальными. Грани шестиугольного основания тоже отражали, но выглядели мутновато. Что это был за минерал, я определить не смог. Как смола застывшая. Пошевелить его тоже не удавалось. Влада рассматривала его вместе со мной.

— Давайте, попробуем, — вдруг сказала она. — Стойте все ближе ко мне.

С этими словами она положила обе руки на пирамидку. Но ничего не произошло. Через пару минут Влада убрала руки и встала.

— Придётся как тогда, в круг, — сказала она.

Круг сработал. В моих ушах раздался гонг на ужин и голос Марты:

— Вы чего это тут сидите?

Я открыл было рот, но меня опередил Ион:

— Детство вспомнили, тётя Марта!

Я встал с пола гостиной, вспомнил про камешки и сунул руку в карман. Но там ничего не было. Краем глаза заметил, как Влада о чём-то спросила Зета, уже вставшего и протянувшего ей руку, и это вызвало недоумение на его лице. В холле Влада догнала меня.

— Они ничего не помнят про берег, — тихо сказала она.

— Значит, так надо, — так же тихо ответил я. — Всю нужную на сегодня информацию нам сообщили. Кстати, камешков в кармане у меня тоже нет.

Пусь уже был в столовой и трудился в компании Джеки над полной миской. Питаться иллюзиями он не любил.

— Вот, бери с него пример, — шепнул я Владе, подталкивая её к столу.

За столом я как бы случайно упомянул фамилию Ивина, но ни близнецы, ни Марта никак не прореагировали. Один Володя кивнул мне, типа «знаем, мол, слышали», и всё. Не звонить же Борисычу и расспрашивать его… Словом, туман. Но себе я завязал узелок выяснить всё у Ивина как можно скорее. Не просто так нам там дали эту информацию о Славе.

— Сегодня в полночь снимают купол и открывают район, — сообщила Марта. — Завтра начнут уже возвращаться люди. И — новость номер один. По данным спутниковой съёмки временные артефакты в Соловье исчезли.

— То есть стена с башней и щебнедробилка? — переспросил я.

— Да, они самые.

— А башни Меера? — тут же спросил Зет.

— Стоит только одна, второй не видно, — ответила ему Юля. — В той стороне была сильная вспышка света и всё.

— Они ушли к своим звёздам, — задумчиво сказал Ион. — Поняли, что мы им не поможем, и ушли сами. Похоже, ты был прав в своих догадках, — кивнул он мне. — Тут не обошлось без Вебсика. Когда мы с Зетом подошли к вам в гостиной, ты как раз говорил про борьбу между надстройкой с разумами и супермозгом. Вот она и разрешилась. Мне только интересно, с кем остался в итоге Вебсик — с ними или с нами?

— Думаю, что с нами, — ответил я с набитым ртом, вспомнив надпись на песке.

— А я сомневаюсь, — грустно сказала Влада. — Он вполне мог их забрать и перенести в свои информационные поля, а там — куда угодно. Они же этого и хотели.

— А был ли Меер? — вдруг спросила Марта. Ей никто не ответил.

После трапезы мы — Володя с Юлей, Влада и я — стояли на краю площадки перед домом и смотрели сверху вниз на освещённый, но пока безжизненный посёлок. Приближалась полночь, когда должны были снять купол, и над ним, если нет облаков, снова будет звёздное небо, доселе скрытое туманом силового поля. Хотелось застать этот волшебный миг возвращения привычного мира. Близнецы возились с замерами каркаса для переноса останков разведчика на базу СБ. Володя жалел, что не может перетащить к ним сюда свою лабораторию, он был убеждён, что восстановление машины возможно. Я в этом сильно сомневался, считая разрушение разведчика результатом гибели его электронного мозга. Мы с ним вяло спорили.

— Разрешите к вам присоединиться, — вдруг раздался за нашими спинами незнакомый голос.

Мы обернулись.

Перед нами стоял пожилой, но крепкий мужчина с лысой головой, волевым приятным лицом, одетый в простой эсбэшный походный комбинезон без каких либо нашивок. На его лице были очки в золотой оправе, один глаз сильно косил, а второй смотрел на нас прямо и пытливо. Рядом с ним стоял Ион. Прежде чем Ион успел открыть рот, мужчина протянул мне руку и произнёс:

— Я вас всех знаю. А меня зовите Ростиславом Петровичем. — Он по очереди поздоровался со всеми, как мне показалось, немного дольше пожимая руку Владе. Про их начальника, генерал-коммандера и «глаз Петровича», я от близнецов пару раз слышал, но думал, что это фамилия у него такая - "Петрович". Оказывается, нет, отчество у него тоже такое.Ну, бывает.

— Решил тоже встретить звёздное небо, — улыбаясь, заговорил он. — Заодно познакомиться со всеми, с кем ранее не довелось.

Улыбка у него была очень интеллигентная, и сам он производил ощущение не генерала-эсбэшника, а большого учёного скорее. Позднее я понял, что так оно и было.

— Я так понимаю, вы спорили о том, нужно ли транспортировать разведчика? — обратился он к нам с Володей.

Мы кивнули.

— Его нужно пока не показывать толпе журналистов, которые завтра сюда нагрянут. Я сразу хочу вам сказать, что расследование ситуации далеко не завершено, и просил бы быть очень корректными с прессой. Пусть она думает, что тут были только одни «шарахи». А мы с вами будем продолжать разбираться во всём без лишнего шума.

Мы поняли.

— А сейчас я предлагаю прогулку в посёлок, — вдруг сообщил Ростислав Петрович. — Кто со мной? Два места есть. По дороге поясню, зачем

— Марте сказать? — спросил я.

— Да, конечно, — кивнул он. — Тем более, что нас интересует её класс.

— Миниатюра разведчика? — догадался я. — Из шкафа в классе?

«Глаз Петровича» с уважением посмотрел на меня. Я мог возгордиться от своей сообразительности и погладить себя по головке. Но сдержался.

— Что за миниатюра? — поинтересовался Володя. — Неужели его матрица?

«Глаз Петровича» переместился на него.

— Вероятно, — сказал его хозяин. — Но требует проверки, на которую у нас всего одна ночь. Мы хотели задержать снятие купола на пару дней, но давит континентальное начальство, им не терпится протрубить отбой тревоги.

— Как и во все времена, — философски заметил я.

— Тут завязан сложный узел, — «глаз Петровича» объехал всех нас. — Я вас прошу ещё раз — никакой утечки информации. Кроме того, завтра с журналистами прибудет Мих. Ему тоже не сливать. Это предупреждаю особо.

— Мих мог бы быть полезен тут, — сказал я. — Он многое знает.

Ростислав Петрович «добил» меня одной фразой.

— В биографии этого парня есть очень странный провал, который заставляет нас сомневаться, что он тот, кто есть на самом деле. Я прошу вас.

Шарики в моей голове закрутились с космическими скоростями. Неужели Мих был дублем, который сделал Меер? Это хорошо объясняло, с чего он вдруг не прошёл профотбор и стал простым агентом по недвижимости. Я-то считал его агентом Вебсика… Но это всё доказать надо. Так и близнецов можно дублями считать, раз они так странно сбежали тогда из дома. Да и самого Петровича тоже. Я оглянулся на Владу. Было видно, что из неё сейчас вырвется поток вопросов, и я предостерегающе незаметно сжал её руку. Брр… А наше с ней молниеносное знакомство? Что, она тоже — дубль? Хрень на батарейках? Ой, мама… Мне стало откровенно скверно.

В посёлок в итоге из нас полетела с шефом одна Марта. Влада и я засели за подготовку официального отчёта для завтрашнего брифинга. Ион поднял в воздух дрон, с которого ставили маяки-детекторы, и пытался с него рассмотреть ситуацию у башен. Зет маскировал останки разведчика, закрывая их транспортным контейнером. Володя с Юлей, получив инструкции от Ростислава Петровича, готовили аппаратуру — по возвращении из посёлка ожидалась ночная экспедиция. Одни наши псы бессовестно дрыхли между лапами тигра в пустой спальне.

Так мы встретили полночь.

Продолжение: http://www.proza.ru/2016/11/22/393