Дети войны

Татьяна Воляева
            День сегодня ясный, легкий мороз. После выполненных дел отправилась на выставку "Живописная Россия", что завершает работу  в галерее Церетели, но как оказалось понедельник выходной день.
           Напротив открыт артсалон. Зашла. Залы пусты и это самое лучшее, потому что можно не спеша постоять у картин, погружаясь в мир природы, судеб героев, судеб художников.

          В зале одиноко сидела девушка. Пейзажи, портреты, статуэтки. Но сразу привлекла внимание работа, показавшаяся очень знакомой, уже виденной в детстве. На мольберте у окна стоял небольшой портрет мальчика. Поникшая голова, невыплаканные слезы, сдержанность и боль.
          Размашистые мазки, цвет, характер письма так узнаваемы... "Фашист пролетел", так близко по ощущению горя и силы, силы, сокрытой в молчании.
- Кто автор? - спросила.
- Пластов.
- Работы Аркадия Александровича всегда отличались своим колоритом.... В каком году написана работа?
- В 1943.

          Подхожу и всматриваюсь в картину, одет с чужого плеча: кепка велика, заботливыми женскими руками косоворотка перешита  из гимнастёрки, черный бушлат с большим воротником, распахнут. Воротник, как тяжелое ярмо. Война давит на  детские плечи. Видишь картину в целом,  в деталях переданы время, бедность, нужда. 

        Самое удивительное - это глаза. Остановившийся, взрослый чуть застывший взгляд. Красные веки, слёзы близко, у самого края, но щеки сухие.  Округлость щек детская, ребёнок. Губы не поджаты, это взрослый стиснет зубы... Растерянность и боль, боль, которую нельзя показать.

        Удивительный художник Пластов Аркадий Александрович умел передать ужас войны не в залитой красной краской бойне, а во взгляде мальчика, ставшего мужчиной, которому не пристало плакать.



* - фотография сделана с разрешения сотрудника артсалона на Пречистенке.