эти песни забывать нельзя

Валерий Калачев
                Эту песню забывать нельзя …

  Эта песня не моя …. Текст ее дала мне Нина Ивановна , ныне пенсионерка годов эдак около 85, шустрая и  бойкая бабулька низенького росточка  и при том забавно говорливая , причем манер говорить неуемно много и с почти с незнакомыми людьми у нее профессиональный....... шутка ли — поболее 40 лет стажа проводницей , которая на своем месте выполняет все роли социальные — от самого Бога до матери Терезы  с главной зададчей довести то что село и вывести на перон в пункте назначения в нетронутом виде …..
я с ней познакомился в очереди в поликлинику нашу местную … сын у нее сломал ногу и будучи на костылях пребывал в сопровождении своей маменьки , которая несмотря на свои и его седины забегала вперед аки девочка открывая двери или чего там еще надобно подсобить ея маленькому в пятьдесят лет здоровяку на костылях , но завсегда она все что требовалось по ситуации выполняла с неким услужением что ли или даже эдаким старанием  и я предположил что это у нее то ж профессиональное, на что она мне брезгливо ответила что уж нет — не бывало такого , что чужим услуждать ….... дело свое делать — делал — говорила она- а вот услуживать нетути … а вот эти ее старания для сыночка так это у нее такой склад семейный .. это потом я догадался , что все таки и ее семейственость в виде ее склада все равно от ее профессии идет — побывай в поездках по много днев вне дома , то так соскучишься, что и не заметишь как лишний раз пылинку сдуешь с родненьких и милых ….. ….. когда я об сим ее упредил , ну все вот так обожаю что б было разложено на причины и следствия, то и тут она меня поправила , что я со своими выводами опять не прав совершено и ко всему лично она никакие выводы не признает вроде рассуждениев , как она выразилась свои местным гутарком …... и все оттого, что убедилась за долго прожитые годы, что жизнь всегда хитрей всяких выводов и что вот кажется все железно в ближайший миг должно совершится , а уж на жележной дороге так вообще вроде как железно все прежопределенно, ан не выходит так потому что возникает такая чрезвычайная малость в последующем, что все рассуждениями добытые вроде предположения в один миг ломаются и жизнь так выворачивается , таким манером выкаблучивает свою будущность, что самая что ни на есть древняя и мощная гадалка ниак и никогда не смогла сей поворот предвидетть . Хоть бы и прожила тысчу жизней для опыту ….

я понимаю, что тут надо бы для укору неверующим привести конкретный пример из практики бытия Нины Ивановны, что б показать эти выверты судьбы как почти так сказала она сама и что б неверующих убедить в верности ее предположений про непредсказуемость будущего, но я не буду этого доказательства приводить, по причине того , что повествование сие не про Нину Ивановну, а про ту песню , что в итоге или даже не в итоге а в середине наших знакомств в очередях медицинских она мне подарила …
но сперва про то как я ее эту песню из неее выудил ….ну, все знают каково это в очереди сидеть и ждать приема у наших врачей …. когда я был моложе, то хвала богам, приводилось иной раз и посидеть , но как то все пролетало незаметно и почти неинтересно, а вот нынче , когда я уже прилично пенсионирую, то эти очереди для меня как некий сериал из приятных, потому что непредсказуем сюжет и никак невозможно предугадать что тот или иной потенциально больной выкинет именно что сейчас из своей памяти или из загашника своего опыта .. да и так просто наблюдать картинку суеты возле кабинетов докторов мне отчего стало приятно , хотя сам для себя я списываю эти свои новые привычки обыкновенной старостью , которая понуждает к созерцанию и наслаждению от круговеерти вокруг самого себя , желательно уже сидящего а не бежащего как давеча лет эдак много назад .

Однажды видал одного такого как я возрастом или даже чуть постарше, так тот рвался в кабинет доктора без очереди и все кричал , мол, мне только анализы узнать какие , а толстая тетка, вся в цепах золотых тихо стоя его не пускала, но он шмыгнул ей там куда то в ширости ее тела и проскочил вроде как в кабинет, но почти столкнулся с самим доктором который отчего то высунулся в коридор и кого смотрел вроде бы как , а тут этот , жаждущий про анализы узнать ему прямо в глаза подпрыгивает и все испрашивает , мол, я такой то , доктор, ну как мои анализы ….. доктор тянулся в даля высматривая кого то и когда этот старикан ему надоел он его сверху так рассмотрел медленно и сказал такое от чего тому стало плохо .
Доктор произнес — у вас диабет .. и тот аж присел медленно доползая до полу по косяку …....
наконец доктор кого то увидел в глубине коридора машнул ему рукой  и позвал вроде как на законном осноавнии без очереди к себе туда в кабинет и когда уже собирался закрывать дверь , то увидел сползшее тело этого с анализами или уже с диабетом и опять вновь вроде как заново стал рассматривать его с целью понять почему тот тут почти лежит …. еще выскочила медсестра и стала поднимать старика и доктор тут и все ему видно хотелось как то отвязаться от этого назойливого вот только что минуту назад старикана и доктор опять обратился к нему и спросил , мол, а как все таки ваша фамилия …. тот на издохе прошептал  и доктор опять небрежно произнес, что , мол, ой я ошибся и нет у вас диабета . Просто фамилии схожи ..
тут бывший непризнанный диабетчик блеснул от радости глазами, но сил уже не было и он с помощью сестрички добрался до ближайшего стула да так и просидел смирно аж до своего часа когда прием ему назначили  и все молча ворочал головою всем своим видом показывая что у него хорошие анализы и тут он просто так почти для профилактики здоровья с целью продления своей жизни …..
не знаю, или доктор имел такой прием обращения с такими наглыми пациентами уже выработанный годами практики или все вышло случайно , но если не на словах, а вот так в реале в коридоре да в непрерывности происхождения всего мною сказанного, то получилось прелесть как чудно и доставило мне многия наслаждения …
я вообще то обожаю всякие такие мелочи …. не скажу что обожал раньше , куда там до таких мелочей . В молодости все спешишь куда то , а тут судьба довела до старости , а мозг требует впечатлений вот и приходится всматриваться .. сам себе порой говорю, что перешел на подножный корм впечатлений …...и не обижаюсь . Всему видать свое время ….

а вот еще ..почти на прошлой неделе . Иду в поликлинику . На дорожке встречаются мужик и женщина тож пенсионеры видать молодые только … происходит такой диалог
Он — привет, Зина .. куда бежишь?.небось своего милого ищешь . Так он там уже шастает по кабинетам .
Она — привет , Петя ..он мне дома так осточертел, что сил нету … представляешь встает утром и раньше меня , я же проснутться не успею, а он начинает свои диагнозы высказывать . Да вот тут у него болит, да вот еще туточки . И все норовит показать и рассказать где именно болит и даже как .ну чисто как в театрах и то такого артиста нету ….... я ему и говорю, мол, давай и ты меня послушай про мои болячки или давай в одно утро ты мне свои болячки светить будешь, а в следующее утро я тебе … так нет, Петя . Не соглашается моя чума … пораскажет, попакажет и бегом первым не жравши даже  в эту поликлинику ...может такая болезнь есть что человеку непременно лечится надо ?
Он- есть, Зина .. есть такая болезнь и называется она старость . А сам смееется . И меня улыбнуло ….
да, так вот про Нину Ивановну ….всякое она мне наговорила в наших сидениях в тех очередях . А вот упомнил я только одну историю про то , как ее родный отец умирал при ней......... а вышло так, что отец ее здоровущий был мужик и в свои 85 годов метал с ней вместе стожок самолично скошенного сенца при дворе ихнем . Ну вроде как все ладно было , но как то так случилось что стукнулся ее батя об какой то гвоздик  на вилах что ими он закидывал стожок тот , да не просто стукнулся и виском как то и даже так что какой то там на лице сосудик повредил , вот кровь и хлестанула …...... старик сразу обмяк и присев прилабунил к виску хват сенца , что б вроде как заживить , а кровища хлыщет  что вмиг всю сену ту окраввавило ….  Нина Ивановна , понятно перепугалась  и к нему . Да тычет носом туда откуда хлещет , да причитает , мол, папаня и папаня …. и мол как же так и сяк и что делать и вроде как метнулась и туда и сюда и собралась уже кричать людей, что на подмогу , что б соседи попришли . А старик ей и говорит тихим голосом так, мол, угомонись , доченька ….... видать мой век кончился ….а она опять , да как же папаня ….... да какой конец …. тут надо скорую вызывать … да давай я сбегаю счас к врачихе …. тут рядом ведь ….. а он ей опять , уже с натугом так , мол, цыц , дуреха...... всему конец бывает, вот и мне пришло .. это сосуд лопнул … износился видать сосудик мой ….... пусть дух мой вытекает … не суетись , сядь рядком . Проводи меня …...

как услышала Нина Ивановна это рядком и проводи так и села … онемела вроде как . Видала она смерти чуток . Было у ней с поездке пару разов с сердцем у пассажиров .. ну там все вертелись как круженные и врачи были и просто так люди помогали и даже одного дядьку вперед  ногами с вагона вынесли, но что вот так смерть отцову при себе смотреть … пробил ее какой то паралич получается .. ни икнуть ни слова вымолвить не может, а отец тот умирающий так тихо ей вроде и говорил …..
хорошая смерть пришла мне … легкая. Я думал хужее будет ,  а так выходит, что опять повезло мне …. такую жизнь удачную прожить да еще вот так помереть это почти как в карты куш выиграть …... суди сама, доченька....... мне всю жизнь везло как бешеному ….... всю войну прошел и до берлинов дотопал …... единственный с деревни вернулся при всем своем …..... с мамкой твоей , Пелагеей восемь деток в свет выпустили и все кружат по жизни своей на крылах стоят ….....в любви прожили мы с ней.. а когда в любви человек живет так это как вроде одну жизнь можно за три засчитывать …... а ты полагаешь что ….... какая такая сила нас с ней свела …...... судьба чистая
Нина Ивановна рыпнулась чуть очухавшись , но старик прижал ее к себе чуть сильновато , да видать уж больно ему было двигаться, поэтому замерла доченька прижавшись к отцу который ей как на духу исповедывался вроде как …...... и тут на нее повеяло каким то мором что ли …... вжалась она и замерла , а он продолжал …..
- я когда к ней в деревню приехал, так к другой свататься ехал …. а та , лярва, уже переманилась и улетела с иным женихом . А тут мы с отцом и матерью на конях , да разнаряженные все приперлись на позоры свои …... стоим как идиоты и не знаем что делать …..ну вот не знаем и все тут . Вроде как вертаться нельзя , потому что позоров полно будет, а и свататься то точно не с кем — нетути самой невесты никакой во дворе и все тут …...... а что делать никто и не подкажет …....сваты те к кому ехали тож вымелись с хаты , бо чуяли что бить их будут за такие дела, ведь загодя почти сговорились с ними …... а я тогда здоров был бычара . Тож стою и выть охота ….. чую , что набегает во мне желание разнести что под руку попадется да так разнести , что б непременно что б в клочья и что б с шумом … с шумом . Стою вот так я и уже головою кружу и выбираю . С чего начать . С сараюхи там ветхой или крыльцо в щепки ….. ну, думаю . Начну с крыльца, а тут бабка соседка ихова подбирается так сбоку невидимо и тихо мне одному и говорит . Что вот ты , касатик, не горюй.. а съезди в другой конец села и там есть невеста этой не чета даже .. и лаже будет и поувертистей . А эта только кому на шею сесть искала ….... так что почитай тебя сама судьба уберегла …..
да так как то та бабка все в непрерывности говорила  и про прелести новой невесты и про всякие иные благости , что ждут меня впереди новой жизни, что я собрался и поехал ….и сосватался к матери твоей, доченька....... а когда уж дух задиристый вышел из меня, когда я понял что та бабка говорунья ведь права была , то глянул я на свою невесту и так она мне мила стала, как будто я всю жизнь ее искал....... а она в сенцы меня завела и тихо так и говорит, мол, а давай пацалуемся что ли ….... и мы поцеловались …..... и 55 лет вместе прожили как один день ...ни разу ни один денечек солнце нашей взаимности не заходило …....... это ж надо так повезти …. а как она вас всех любила то , хлеще любой квочки ….это ж надо так слюбится было ..
отец застонал , но в упреж порывам дочери прижал ее еще сильней …...... кровь уже не хлестала струей , в выплескивалась по старческой коже впиваясь  или верней растекаясь по морщинкам
- ты вот лучше мне свою песню спой , доченька ….. напослед ...а я ее твоей мамке перенесу …. нам там все веселее будет …
и Нина тихо не слышимым голосом запела свою эту песню , что всю жизнь пела и все смеялись над ней , верней над обожанием этой песни . Смеялись не знаючи отчего она ей мила эта песня , да и сама она почти не понимала , но отчего то раз услышал эту песню она вошла в нее в самую какую то глубину души и там прижилась ...да так прижилась что как личный гимн стала … во всяки времена свои Нина Ивановна непременно напевала эту самую песню . Никакую иную , а только эту самую …..она даже не пыталась пояснить себе почему эта песня так легла ей на душу . Вроде ничего такого по смыслу песни в ее жизни не случилось ….. и к ней самой и судьбе своей ничего про то в той песни нету. А надо же так, вот прилепилась как не знамо что и не отпускает …..а вот когда запоет Нина Ивановна эту песню, то как взлетит в ясный день до небес и там качается в какой то благодати …...да, можно позвать всяких психоааналититков и точно установить почему она эта песня нравится ей ….. можно и самой покопаться в своих ощущениях, но как она сама мне сказала, в этой песни было что то чародейное …...мож оттого места где она ее впервой услышала .. может от каких то магических смыслов , что ей непонятно открылись от слов этой песни …. а вообще неважно отчего . Главное, что она была эта песня талисманом ее Нины Ивановны жизни . Всей всей всей …......и она спела отцу эту песню свою …...... и отец ее умер .. у нее на руках …... Нина Ивановна , а уж много лет минуло с тех событий, спокойно так уже рассуждала, что , мол, а ведь парв был отец..... то была величайшее счастливая ему смерть ….. на руках любящей и любимой дочери …..при работе  вроде как , а не в постели … как будто вот шел шел он по жизни , а судьба окликнула его тем гвоздиком , мол, вот тут твой конец пришел и он остановился и подчинился ….... она вспоминает что он вроде как и спасибо судьбе за жизнь свою успел сказать …..
я намекнул ей, что точь как в стихах Есенина про не жалею, не зову и не плачу ….. и спасибо, что пришлось прожить и умереть … она замахала руками и заставила меня замолчать, а то, говорит, тут еще разревуся... потом . Потом .. домой приду . Спою свою песню и выревусь …
у Нины Ивановны восемь внуков ….. я не спрашивал у нее сколько же детей, а вот что восемь именно внуков и внучек и даже не знаю сколько кого, но общим числом восемь — это точно помню …..на мой вопрос предположение, что когда они все собираются у нее в гостях то она наверное кормит их своими пирогами она ответила, что не пирогами, а блинами ….... рассадит всех за одним столом так что только головы торчат ….... поставит каждому  по тарелке и начинает каждому по очереди блины давать …... этому дала …..... и этому дала ….... и вот этому дала … чисто Сорока белобока …... а когда кто насытится и уже невмоготу то вылазит покрякивая такая малявка из под стола и непременно вытирает наеденый рот с дожевывающимися блинами бабушкиными ее фартуком который она не снимает, пока последний малец не настится ….... вот такой вот ритуал у нее семейный …. и я так догадываюсь, да что там догадываюсь, я точно уверен, что в эти мгновения ее бытия нету для нее ничего благостней чем  эти кормления........... это ведь они и есть частички ее самой … и ее отца родного … и ее матушки родной …...... и когда вот так в сытости все вместе аки един такой организм, когда одна его часть отдает свои силы другой подрастающей то в процессе сим и есть великая и непознаваемая благодать бытия нашенского человеческого. Как перед смертью говорил ее отец , в этом есть счастье …..
а еще , когда она получает пенсию , то идет в магазин и покупает бутылочку хорошего коньяку и палку московской колбасы ….... остальную пенсию она раздает своим частям подрастающим …... и детям и внукам …...и тож в момент сей раздачи как бы сказали физиологи у нее выделяется гармон благости …...но она не думает об этих гармонах …... она этим живет ….... еще я узнал , что у неее катаракта …. и на операцию надо то всего тысяч 15 и это столько сколько у нее пенсия ….так она записалась на операцию через год, потому что тогда операция будет бесплатная ….... ну не может она оторвать целую пенсию от себя и во благо себе лично ….. срабатывает женский инстинкт …....
а когда она открывает ту бутылочку коньяка , как она говорит это напиток профессиональных проводниц для успокоения нервов после очередной поездки вроде как иным за вредность молоко выдают, а она покупает за вредность сама , то выпивши пару рюмок запевает она эту свою песню. Ту самую …...она мне и текст принесла аж год назад как ….я прочитал …... для меня ничего необычного …... и так стало мне зябко на душе, что нету у меня такой песни от которой на душе как после бани становится чисто и светло …......хотя не обо мне речь …..... вот он текст этой песни то ..
Письмо с фронта
этот случай был также недавно
в Сталинграде, вот прошлой весной
капитан после жаркого боя
написал письмо он домой
дорогая , жена, я калека
нету правой руки, нету ног
а пониже чуть чуть каракульки.
Сразу видно что почерк другой .
Это пишет и просит дочурка
приезжай милый папа домой
милый папа , не слушай ты маму
приезжай поскорее домой
ты по прежнему так нежно будешь
обнимать меня левой рукой
к Сталинграду вот поезд подходит
и выходит он на перрон
милый папа , а что же такое
руки целы и ноги твои .
Орден красного Знамя сияя
расположен на левой груди
ничего ты дочурка не знаешь
видаешь мама не вышла встречать
твоя мама от нас отказалась
и не будем ее мы искать
                конец
эту песню пел на городском рынке Сталинграда во второй год после Победы один молоденький офицер без ноги …...... у него вместо ноги была деревяшка, как говорит Нина Ивановна …. на рынок она ходила с бабушкой  и когда в первый раз услышала эту пенсю , то сразу запомнила слова ….. да так запомнила, что всю вот жизнь свою помнит и в точности и наизусть …

нам не понять бурлений тех времен …..... и не надо понимать … достаточно осознать, что эта песня для маленькой девочки Нины почему то стала святой . Я чуть попытался расспросить ее почему так и именно эта песня и были ли там исполнены тем офицером еще какие песни . Она говорит не помнит ….. она почему то помнит ту деревянную ногу ….... помнит что играл он на аккордеоне …... что играл склонив на бок голову и не пел вроде вовсе , а как бы проговаривал , догоняя мелодию … и в том догоне было столько горя , столько тоски, что непередаваемо и неисполняемо та тоска ни кем никогда более ….. люди , прохожие рыдали …..... таких тогда было много играющих на улице и калек и здоровых , но тот офицерик и эти слова …..
я подумал, что вот зачем то судьба принесла мне в руки эту песню …... она не моя эта песня...... и она эта песня не Нины Ивановны ….. это песня наша …......... наверное я подумал, что эта та самая песня которую забывать нельзя …......
а уж настучать по клавиатуре компа и перенести ее в мир вечности — это пусть будет мой долг .
Я еще спросил Нину Ивановну про авторские права …...
какие права , замахала она руками ….. дарю всем . Пусть поют …......... я пытался ей пояснить, что у всякого произведения , а тем паче песни есть право автора на собственность что ли . А она спросила, что вот так что б людям в радость подарить хочь даже и песню какую, что таких прав нету что ли ….
есть — ответил я- вот , к примеру рентгеновский аппарат вам уж больно знакомый , так вот тот кто придумал этот аппарат не взял авторских прав на свое открытие , а подарил его людям …...но что б песню подарить, так это в наше время почитается как глупость …
а я дарю- сказала Нина Ивановна — пусть я буду первая кто дарит эту песню всем кому нравится
и что ? Вы разрешаете даже коммерсантам получать от исполнения вашей песни гонорары ?- спросил я
- дарю всем , дарю по русски ….... только пусть не поганют , сказала она уже без запала и на том мы сошлись
так что , господа хорошие, впервые и мире наживы Нина Ивановна дарит всему миру человеков эту песню, которую забывать нельзя …... пользуйтесь .. а у кого есть совесть, то пусть укажет авторство так — Нина Ивановна, ст. Максимка , Приволжской ж.д.
Я даже не знаю ее фамилию , но это не важно … главное, что Она есть и да хранят ее Боги ее Предков
а еще мне подумалось, что в связи с наличием интернета вполне возможно нам нормальным людям начинать пластовать свою народную собственную культуру из таких вот святых для каждого песен или чего иного такого нечерноквадратного...... а нормального, что за душу дерет и что за деньги невозможно сотворить ..

мне кажется общественная потребность в сих кладах уже пришла ….. вот давеча смотрел по ТВ на канале Культура передачу одного режиссера . Вроде как Мельникова что ли .. не запомнил, а вот когда он стал приводить примеры народного творчества , повторюсь что именно творчества недостижимого у профи, вот тут я запомнил …... он частушку привел такую
я письмами печку топила
топила без дров
вот так я сгубила
свою перву любовь

и что б эти все именно что народные истинные премудрости бытовали впредь только исключительно с авторскими правами типа *ДАРЮ ВСЕМ *, что б все пользовались как пользуются Солнцем  или ветром или росой .

Пусть те, кто поет ртом за деньги — пусть у них все будет как есть  и с авторскими правами и со всякими иными ,но пришла пора и иную суть культуры открыть ….. родниковую в укор культуре бутилированной . А народ пусть выбирает … мне кажется так будет справедливо …
всем удачи и здоровья

жизнь так мудро устроена, что даже ощущая эту мудрость всем своим нутром порой так трудно выразить эту простоту бесценнейшую словами........ иногад тупо промычишь и тайком вытрешь слезу, когда воздастся , а иной раз вообще тихо промолчишь , ощущая только что внутри себя особую теплоту сердечную ....... но теплота та не долгая, она проходящая как блик кометы и вновь все возвертается на будни своя ......

каюсь, я тут чуть переумничал, но надо было сделать какой то связок с вот этим расказиком только что попавшемся мне ........ и понял я , что ложится он в соседний пазл с моим первым сим творением словесным про эти песни , что забывать нельзя.... ну прям как влитой и я решил этот расказик приукрасть , но ссылку дам и непременно .........

воть, сей душевный расскизик ....

Городок у нас маленький, но есть в нём две достопримечательности: узловая станция, с которой идут поезда в разные концы страны, и две загородные улицы. Там только одноэтажные дома, и у каждого — сад и масса цветов.

И вот мой муж Фёдор — золотые руки — построил там дом, настоящий дворец, в два этажа, с верандой, балконами и даже двумя входами. Я тогда удивлялась, зачем разные входы, а он объяснил, что для сыновей — у нас их двое было, Иван и Костя.

Но всё сложилось по-другому. Началась война с фашистской Германией. Сначала ушёл мой Фёдор, потом один за другим два сына, а через несколько месяцев пришла из части похоронка — погибли оба…

Я сходила с ума. Хожу по пустому дому-дворцу и думаю — как жить?

Работала я в это время в райкоме, мне очень сочувствовали, успокаивали как могли. Однажды иду я около вокзала, и вдруг летят три самолёта. Люди как закричат: «Немцы, немцы!» — и рассыпались в разные стороны. Я тоже в какой-то подъезд забежала. И тут зенитки стали по самолётам бить: узловая станция сильно охранялась, через неё шли поезда с солдатами и техникой. Вижу — бежит по площади женщина с девочкой на руках. Я ей кричу: «Сюда! Сюда! Прячься!» Она ничего не слышит и продолжает бежать. И тут один из самолётов сбросил бомбу прямо на площадь. Женщина упала и ребёнка собой прикрыла. Я, ничего не помня, бросилась к ней. Вижу, она мёртвая. Тут милиция подоспела, женщину забрали, хотели и девочку взять. Я прижала её к себе, думаю, ни за что не отдам, и сую им удостоверение райкомовского работника. Они говорят — иди, и чемодан той женщины отдали. Я — в райком: «Девчата, оформляйте мне ребёнка! Мать на глазах у меня убили, а об отце в документах — прочерк…»

Они сначала стали отговаривать: «Лиза, как же ты работать будешь? Малышку в ясли не устроишь — они забиты». А я взяла лист бумаги и написала заявление об увольнении: «Не пропаду, — говорю, — надомницей пойду, гимнастёрки солдатам шить».

Унесла я домой мою первую дочку — Катю, пяти лет, как было указано в документах, и стала она Екатериной Фёдоровной Андреевой по имени и фамилии моего мужа.

Уж как я любила её, как баловала… Ну, думаю, испорчу ребёнка, надо что-то делать. Зашла я как-то на свою бывшую работу в райком, а они двух девчушек двойняшек, лет трёх-четырёх, в детдом оформляют. Я к ним: «Отдайте их мне, а то я Катю совсем избалую». Так появились у меня Маша и Настя.

А тут соседка парнишку привела шести лет, Петей звать. «Его мать беженка, в поезде умерла, — объяснила она, — возьми и этого, а то что у тебя — одни девки».

Взяла и его.

Живу с четырьмя малютками. Тяжело стало: и еду надо приготовить, и постирать, и за детьми приглядеть, да и для шитья гимнастёрок тоже нужно время — ночами их шила.

И вот, развешиваю как-то во дворе бельё, и входит мальчик лет десяти-одиннадцати, худенький такой, бледный, и говорит:

— Тётенька, это ты детей в сыновья берёшь?

Я молчу и смотрю на него. А он продолжает:

— Возьми меня, я тебе во всём помогать буду, — и, помолчав, добавил: — И буду тебя любить.

Как сказал он эти слова, слёзы у меня из глаз и полились. Обняла его:

— Сыночек, а как звать тебя?

— Ваня, — отвечает.

— Ванюша, так у меня ещё четверо: трое девчонок да парнишка. Их-то будешь любить?

А он так серьёзно отвечает:

— Ну так, если сестры и брат, как не любить?

Я его за руку, и в дом. Отмыла, одела, накормила и повела знакомить с малышами.

— Вот, — говорю, — ваш старший брат Ваня. Слушайтесь его во всём и любите его.

И началась у меня с приходом Вани другая жизнь. Он мне как награда от Бога был. Взял Ваня на себя заботу о малышах, и так у него складно всё получалось: и умоет, и накормит, и спать уложит, да и сказку почитает. А осенью, когда я хотела оформить его в пятый класс, он воспротивился, решил заниматься самостоятельно, сказал:

— В школу пойду, когда подрастут младшие.

Пошла я к директору школы, всё рассказала, и он согласился попробовать. И Ваня справился.

Война закончилась. Я запрос о Фёдоре несколько раз посылала, ответ был один: пропал без вести.

И вот однажды получаю письмо из какого-то госпиталя, расположенного под Москвой: «Здравствуй, Лиза! Пишет незнакомая тебе Дуся. Твой муж был доставлен в наш госпиталь в плохом состоянии: ему сделали две операции и отняли руку и ногу. Придя в себя, он заявил, что у него нет ни родственников, ни жены, а два сына погибли на войне. Но когда я его переодевала, то нашла у него в гимнастёрке зашитую молитву и адрес города, где он жил с женой Лизой. Так вот, — писала Дуся, — если ты ещё помнишь и ждёшь своего мужа, то приезжай, если не ждёшь или замуж вышла, не езди и не пиши».

Как же я обрадовалась, хоть и обидно мне было, что Фёдор усомнился во мне.

Прочитала я письмо Ване. Он сразу сказал:

— Поезжай, мама, ни о чём не беспокойся.

Поехала я к мужу… Ну, как встретились? Плакали оба, а когда рассказала ему о новых детях, обрадовался. Я всю обратную дорогу о них говорила, а больше всего о Ванюше.

Когда зашли в дом, вся малышня облепила его:

— Папа, папа приехал! — хором кричали. Всех перецеловал Фёдор, а потом подошёл к Ване, обнял его со слезами и сказал:

— Спасибо, сын, спасибо за всё.

Ну, стали жить. Ваня с отличием окончил школу, пошёл работать на стройку, где когда-то начинал Фёдор, и одновременно поступил на заочное отделение в Московский строительный институт. Окончив его, женился на Кате.

Двойняшки Маша и Настя вышли замуж за военных и уехали. А через пару лет женился и Пётр.

И все дети своих дочек называли Лизами — в честь бабушки.

тута авторство то ево ........
https://aftershock.news/?q=node/645014

русское авторское право - дарю всем