Бертрада, мать Карла Великого

Гениальные Матери Планеты
Бертрада Лаонская (720 – 783 гг.), королева Франкского государства, мать Карла Великого, была одной из Гениальных Матерей Средневековья, взрастившей первые ростки Ренессанса.

Единственный (возможно, выживший) ребёнок графа Хариберта де Лаон, Бертрада рано потеряла мать. Поэтому воспитанием девочки занималась бабушка – Бертрада Прюмская, основательница Прюмского монастыря. В этом монастыре и прошло детство Бертрады. Много времени юная графиня проводила за чтением старинных рукописей, хранившихся в монастыре, где находилась одна из лучших библиотек во Франции того времени. В роду Бертрады было немало образованных и деятельных женщин. Её прабабушка католическая святая Ирмина в 697 году основала монастырь в Эхтернахе, а в следующем году стала настоятельницей монастыря в Эране около Трира.

Умная, красивая, богатая — Бертрада считалась завидной невестой.

В 14 лет любимую дочь графа Хариберта выдали замуж за двадцатилетнего майордома (начальника королевского двора Меровингов) Пипина Короткого. Брак был чисто политическим; молодые люди ни разу не видели друг друга и ни о каких глубоких чувствах между ними не шло и речи.

Зато после рождения долгожданного здорового сына (два первых ребёнка умерли во младенчестве) в сердце Бертрады родилась всепоглощающая материнская любовь, а вместе с любовью — амбиции и мечты по поводу великого будущего сына. В этих мечтах она видела Карла героем, объединителем Европы, императором возрождённой Римской империи.

Молодая мать с самых первых лет жизни маленького Карла делала всё возможное, чтобы пробудить в сыне героический дух. Она постоянно с восхищением рассказывала ему о подвигах Александра Великого и Юлия Цезаря, читала ему перед сном «Иллиаду» и «Одиссею» Гомера, пробуждала в ребёнке сильные эмоции. Бертрада сама научила сына читать и пристрастила его к чтению. Она внимательно подбирала наставников и учителей и целенаправленно занималась его всестороннем развитием. Бертрада неустанно внушала юному Карлу идею объединения Европы и возрождения Римской империи. И всё это дало потрясающий результат: мечты матери стали мечтами самого Карла и первопричиной феномена Каролинского возрождения.

Когда во Франции и Германии заходила речь о «золотом времени», то люди чаще всего употребляли выражение: «Когда Берта пряла свою пряжу». В мифах разных народов богини прядут нить судьбы. Бертрада тоже «пряла» судьбу своего сына Карла и всей Европы.

Но она отлично понимала, что для осуществления столь грандиозного замысла Карл должен был стать королём. Бертрада не только мечтала, но и решительно действовала, изобретая хитроумные ходы и невероятные поступки. Чтобы основать королевскую династию, она уговорила супруга Пипина Короткого совершить «государственный переворот» и сместить короля Хильдерика III из династии Меровингов.

Пипин долго колебался, сомневаясь, что королевские вельможи поддержат нового узурпатора. По большому счёту ему это было не очень-то и нужно; вся полнота власти и так была в его руках.

Однако мудрая Бертрада предложила супругу гениальную идею, в которой не было никакого риска для его высокого положения: обратиться за поддержкой к Папе Римскому. «Задай ему вопрос, – посоветовала она. – Кого справедливо называть королём, – кто действительно правит или того, кто создаёт лишь подобие власти». Пипин так и сделал и вскоре получил ответ из Рима: «Тот король, кто реально правит страной».

Пипин Короткий собрал в Суассоне вельмож, зачитал им ответ Папы и тут же был провозглашён королём. Хельдерик III даже не успел понять, что произошло; его постригли и заключили в монастырь.

В ноябре 751 года, после узурпации трона Меровингов, Бертрада родила второго сына – Карломана. В 752 году Пипин и Бертрада были коронованы архиепископом Бонифацием. В 754 году в соборе в Сен-Дени состоялось повторное посвящение в сан короля и королевы франков, и вместе с ними были коронованы их сыновья Карл и Карломан.

«Так пришла к власти новая династия Каролингов. Известие об этом событии облетело все королевские дворы от Северного моря до Болгарии», — говорится в летописи священника Бертина.

В благодарность Папа Стефан II в 752 году получил в подарок территорию, впоследствии ставшую Папским государством.

Бертрада принимала живейшее участие во всех государственных делах. Чтобы закалить в бою будущего великого полководца, и показать на практике все стороны ратного дела, она сама вместе с юным Карлом сопровождала Пипина во всех военных походах.

В 768 году Пипин III умер. После смерти мужа Бертрада стала королевой-матерью. Она имела огромное влияние на обоих сыновей и проводимую ими политику. Однако самой трудной задачей для Бертрады оказалось поддерживать согласие между братьями. Перед смертью Пипин III совершил ошибку: он разделил королевство между Карлом и Карломаном. Подобное двойное царствование не могло быть успешным. Бертраде всё труднее удавалось сдерживать хрупкое равновесие между сыновьями.

Карломан завидовал старшему брату, и вовсе не потому, что был обделён при дележе. Он видел и чувствовал, что мать стоит на защите интересов Карла, и именно это пробуждало в нём ревность. В тоже время его самого поддерживали герцог Баварии Тассилон III, племянник Пипина Короткого, и король Лангобардии Дезидерий. Между братьями неизбежно должна была вспыхнуть война, из которой мог выйти живым только один.

Чтобы охладить воинственный пыл своих сыновей, королева-мать отправилась с дипломатической миссией к Тассилону и Дезидерию и заключила с ними соглашение о ненападении. Чтобы закрепить союз с лангобардами Бертрада договорилась с Дезидерием о женитьбе Карла на его дочери. А чтобы ещё больше укрепить связи между Франкским и Лангобардским королевствами она одним махом выдала ещё и свою дочь замуж за сына Дезидерия.

Этот хитрый план ужаснул Папу Римского, ведь Карл был уже женат. Однако Бертрада преодолела и эту преграду. Она заставила Карла развестись с первой женой, чтобы жениться на принцессе Дезидерате из Лангобардского королевства. Карл послушался мать, и в 770 году состоялась помпезная свадьба.

Королева-мать стремилась установить мир между сыновьями. Но все её действия лишь ещё больше озлобили младшего сына. Кровопролитие было неизбежно. Но случилось так, что в 771 году Карломан неожиданно умер в своём дворце Самусси. И Карл стал единовластным правителем – королём франков.

Вместе с матерью Карл мечтал создать в Ахене, столице Франкского государства, «Новые Афины». По его приказу по всей Империи стали открываться начальные школы. В инструкции, написанной Карлом в 789 году, сказано: «Пусть создаются школы, чтобы учить детей читать, пусть в каждой епархии обучают псалмам, потом пению, счёту, грамматике… Чтобы каждый посылал детей своих в школу, которую дети должны прилежно посещать, пока они достойно не обучатся».

Карл потребовал, чтобы отпрыскам знати преподавали Тривиум (грамматику, риторику, логику) и Квадривиум (арифметику, музыку, геометрию, астрономию). Один из поэтов того времени писал: «Вот, возобновляются времена, жизнь древних, возрождается то, чем сиял Рим!»

Став «императором Римской империи», сын Бертрады Лаонской возродил изучение классической латыни. По его велению по всей стране стали собирать рукописи древних авторов, в монастырях учреждались скриптории (центры, где переписывались и хранились рукописи). Львиная доля всего наследия античности дошла до нас благодаря Каролингскому возрождению. При королевском дворе, куда привлекались выдающиеся богословы, поэты и учёные, сложился кружок, названный Академией.

Стоит отметить, что своей образованностью славилась и дочь Бертрады – Гизелла, основавшая несколько монастырей как возле Парижа, так и на юге страны. Будучи настоятельницей монастыря, Гизелла курировала один из самых плодовитых монашеских скрипториев, действующих в VIII – IX веках. Благодаря женским монастырям, основанным дочерью Бертрады Лаонской, девушки из знатных семей получали превосходное образование, и, переписывая рукописи античных авторов – сохраняли античное наследие. Выходя замуж, они становились первыми учительницами своих детей. Можно сказать, что благодаря просвещённым матерям в Средневековье не угасали знания и культура Древней Греции и Рима.

Бертрада жила вместе с сыном в Ахене. Лишь однажды они сильно поссорились. В 771 году Карл решил развестись с Дезидератой, и это очень огорчило мать, так как она мечтала об объединении европейских народов при помощи дипломатии и политических браков. В то же время молодой, горячий Карл мечтал о славе Цезаря и рвался в бой, чтобы повторить подвиги древних героев. Он считал, что только силой можно создать Империю.

Ещё одной причиной развода с Дезидератой стало то, что великий романтик король франков мечтал о любви прекрасных женщин. Дочь Дезидерия, как пишут историки, красотой не блистала. Всего Карл Великий был женат шесть раз и имел много любовниц.

В 774 году Карл покорил королевство Лангобардов, своего бывшего тестя Дезидерия, и стал называться королём франков и лангобардов, римским патрицием.

После ссоры с сыном мать-королева удалилась в монастырь Шуази-о-Бак, недалеко от Компьени. Правда, вскоре они помирились. Молодой король всегда нуждался в материнских советах, и Бертрада вернулась в Ахен.

В отсутствие сына, который почти всё время проводил в военных походах, мать-королева управляла страной, контролировала поступлением налогов в казну, оплачивала содержание армии, руководила строительством королевских сооружений, открывала приходские и монастырские школы для всех сословий.

Всю жизнь Карл Великий боготворил свою мать. В 783 году Бертрада Лаонская умерла. Король похоронил её с великими почестями в базилике Сен-Дени, в которой был похоронен и его отец Пипин III.

25 декабря 800 года Папа Римский провозгласил Карла «Милостивейшим, Августейшим, коронованным Богом, великим властителем-миротворцем, императором Римской империи». Так, всё, задуманное Бертрадой, сбылось.

Империя Карла распалась почти сразу после его смерти. Но система образования, созданная в его эпоху, а также семь свободных искусств, которым начали обучать детей, просуществовали в разных государствах Европы буквально до Нового времени, церковноприходские и кафедральные школы – до Французской революции. Культурное единство Европы, которое началось с мечты матери Карла Великого о возрождении Римской империи, утвердилось на века.

В Люксембургском саду Парижа расположена аллея легендарных королев, положивших начало истории Франции. Среди них мраморная статуя Бертрады Лаонской работы Э.-А. Удине. На ладони королевы-матери – маленький трон с восседающим на нём Карлом Великим.