Примечания на полях турнира. Александра Костенюк

Алексей Ратушный
Смотрю на состав турнира.
Практически никого не знаю.
Почти никого.
Одиннадцать из двенадцати лично мне неизвестны.
Никак.
А ведь это странно!
Что же тут странного, спросит Читатель.
А вот то и странно, что одиннадцать из двенадцати – новенькие!
Неизвестны мне ни в каком качестве.
А между тем каких-то пятнадцать лет назад я создавал в Интернете сайт
«Женская шахматная энциклопедия»!
Ничего себе- «энциклопедист» выискался!
Женский.
Да и позиционировал я себя сам по большей части, как чисто женского тренера.
Так уж выпало мне на веку: работать с группами девчонок.
А началось все в Архангельске в 59-ом ГПТУ
На Сульфате.
Я в него перевёлся после получения диплома об окончании Ленинградского государственного университета (ЛГУ!!! – был такой!). И мне сразу дали как бы классное руководство (там в гэпе это как-то иначе называлось, сейчас уж и не упомню). Моя группа была особенная. У неё был свой номер – тринадцать! И в ней училось ровно тринадцать девочек.
При первом же знакомстве они мне доверительно сказали:
- Только рыпнись, и мы нашим мальчикам пожалуемся – они на тебе живого места не оставят!
Не скрою от вас всей правды.
Сутки не отходил я от горшка после такого наезда.
И благоразумно написал заявление об уходе на родную лесопилку.
Так вот и началось моё знакомство с этой тонкой и очень щекотливой темой.
Эх! Мне бы их сейчас! Всю группу!
Они бы у меня сами от некоторых помещений не отошли бы.
Но это уже потом, в Качканаре я превратился в монстра.
В 1985/86-ом учебном году.
Когда весь год только тем и занимался, что обучал группы исключительно девочек игре в шахматы.
Тогда, кстати, как ЗНАК свыше, был мне послан в Учителя великий пермяк – уроженец и воспитанник Пермской Губернии – Иван Васильевич Звягин.
Но это мы уже потом, задним числом распознаём знаки Всевышнего.
А тогда я не рассмотрел.
И именно в том же преснопамятном 1985-ом году был у меня реальный шанс стать тренером одной весьма сильной и тогда еще очень молодой шахматистки. Кстати – свердловчанки.
Но и этим шансом я не воспользовался.
Прохлопал ушами.
Не всмотрелся, не вдумался.
А потом уже почти всё было как бы поздно.
Далее летом 1986 года случился в моей педагогической поэме Второй отряд – 39 девчонок и все 1973-его года рождения.
Им было по тринадцать лет!
Мы провели чудо-смену в Феодосии.
Расстались.
Прошло каких-то три года и случился у меня новый приступ преподавания специальной учебной группе из 24-х девчонок. Группа вошла в историю под скромным именем одного завоевателя Сибири.
Но с ними я уже не церемонился, благо заблаговременно разобрался в том, что, к чему, и почему.
Пролетели 15 долгих лет.
И случилось мне в 2002-ом году готовить юбилейные торжества одной чудесной шахматистки, о которой я написал серию книг и брошюр, в том числе и книгу «Шахматная Королева России».
Должен заметить, что центр горда Екатеринбурга я выучил неплохо.
Можно сказать, знал на твёрдое три с минусом.
Почему не лучше?
А потому что Свердловск был одним из опорных городов Советского военно-промышленного комплекса, и оттого был весь тотально засекречен.
Потому я не уверен, что там, где мы бродили порою в детстве, было то, что было, а не то, что было на самом деле.
Впрочем пока это не очень важно.
Важно, что всё детство я почти ежедневно приходил на угол Радищева и 8-е Марта. Поелику именно там стартовал мой трамвайный маршрут. Что тогда, когда он по 8-е марта шёл прямо до Площади 1905-го года, что потом, когда он стал на этом именно углу поворачивать по улице Радищева и ехать до Московской.
Так или иначе, но на углу там стоял красивейший старинный дом с фигурной угловой башенкой с куполом и шпилем.
Когда-то на первом его этаже размещался магазин, если я верно помню.
Но в 2002-ом магазина уже тридцать пять лет как точно не было.
А были там какие-то арендаторы и конторки.
И размещался в нем чуть ли не штаб какой-то партии, не исключено что и «Яблоко», а то и еще что-нибудь такое-этакое.
А я как раз активно искал союзников, чтобы юбилейные торжества нашей Шахматной Королевы прошли максимально успешно.
И вот там, на третьем этаже я встретил внезапно девушку, которая и сама весьма сильно играла в шахматы, и даже успела кажется уже и книжечку издать на тему, как девочке стать гроссмейстером в 14 лет.
Чувствуете, куда я клоню?
Понимаете, о какой встрече силюсь рассказать…
Да! Да! Да!
На турнире 11 из 12 мне неизвестны.
Тотально.
Но с одной я пересекался и мы даже пообщались немного лично.
Эх! Знать бы мне тогда сферу её интересов!
Знать бы, какие именно науки она изучала!
Но Бог не надоумил.
Пообщаться дал.
Но недолго.
И всё не о том! (Как верно поёт ныне Дубцова!)
Эх, знать бы мне, какую книжечку о дошкольном шахматном обучении она напишет!!!
Чем она в Ханты-Мансийске занимается нынче? Играет в шахматы?
Да её надо упрашивать провести мастер класс с педагогами наших дошколят!
Да записать и по округу по детсадам распространять!
Ведь крупнейший специалист именно по дошкольному образованию пребывает там, где создан крупнейший центр педагогического шахматного образования!
Но это так, к слову.
О её учебнике мы еще повспоминаем, даст Бог.
А вот о её интересе к новациям в области шахмат хочется сказать отдельно.
Как сообщает нам Википедия, «в 2011 году Александра Костенюк поступила на 1-й курс магистратуры Московской государственной академии физической культуры по основной образовательной программе «Концепции и технологии интеллектуальных игр».
Вы только вслушайтесь в этот заголовок!!!
Мне пришлось всю жизнь посвятить именно «концепциям» и «технологиям» «интеллектуальных игр»!
Но в 2002-ом году мы кратко пообщались и НИ СЛОВА не сказал я ей о мерцающих шахматах!
Ей!
Той, которая играет в «случайные шахматы Фишера», известные как «960»!
Не чужда!
Не чужда Александра нового!
Не чурается проверять и себя и сами игры!
А ведь сие – по сути одна из обязанностей чемпионов мира!
Вот с кем я бы поиграл в мерцающие!
Вот кому я рассказал бы о том мире, в котором её острое комбинационное зрение и глубинное чувствование скрытых возможностей позиции нашли бы благодатную почву для расцвета.
В ортодоксальных шахматах получив позицию без пешки шахматное дарование обречено на мучительное переживание тропинки к неизбежному финалу.
А вот в мерцающих шахматах широта кругозора и тонкое чутьё позволяют находить просто фантастические возможности для сопротивления.
На иллюстрации финал сегодняшней партии Александры, где ей пришлось остановить часы. А на второй диаграмме - как развивались бы события - будь это мерцающие шахматы.
Как поздно мы порой понимаем, что Всевышний даровал нам удивительнейшие встречи, а мы этими дарами не воспользовались.
Шахматной Королевой России в 20-ом веке была удивительная уральская шахматистка,и понадобился двадцать первый век, чтобы она получила звание гроссмейстера, которого заслуживала в ранней юности, имея седьмой рейтинг в мире и положительный баланс с самой Нонной Гаприндашвили.
Как жаль что тогда, в 2002-ом мы не познакомились подробнее и не пообщались по всему кругу интересующих (и  объединяющих нас) тем...
смотрю турнир по онлайн трансляции, слушаю комментарии на неизвестном мне наречии и грущу.
И вспоминаю, вспоминаю...
Как молоды мы были!
Вот, даже Женскую шахматную Энциклопедию начинал публиковать...
Где они теперь, наши великие девчонки?
Где?

Продолжение темы: http://www.proza.ru/2016/11/22/67 Венок Партий