Последние свободные апачи 2

Юрий Дым 61
 Фото: Апаче Кид и Лупе.  Биограф  Апаче Кида,  Филлис де ла Гарза:  “Невозможно отрицать. Дата, время, место и обстоятельства – все совпадает…”.
 Из коллекции  Линды А. Санчес.               



   пер. с англ. дым61       

   Плюс дополнение от Андрея Каткова. http://www.proza.ru/avtor/coacuche



                Линда А. Санчес.
               

                «Дочь Апаче Кида».

 
Линда А. Санчес  получила  премию, признающую ее  вклад  в  историческое сохранение  форта  Стэнтон, что   в Нью-Мексико, о чем она написала отдельную книгу.   Она  и ее семья живут на небольшом ранчо  у реки  Бонито,  на юге Нью-Мексико. Она работала с Корпусом мира в Южной Америке,  участвовала в  археологических полевых работах  на Меса Верде, в Мексике и  в Белизе;   ее всегда  тянуло  к    красочной  мозаике народных героев, легенд  и  - невероятной  истории  американского Юго-Запада.  Автор книг по истории  апачей.


 

 
 
 

                Дочь  Апаче Кида найдена?

                В поисках неуловимой Лупе. 


 Оказавшись между двух миров,  ей ( названной Гуадалупе  Фимбрес  Муньос) пришлось  сделать  сложный  выбор, чтобы определить свое будущее.   Она почти ничего не знала о том, что происходит во внешнем мире, когда   была захвачена  в плен мексиканскими  ранчерос,  в конце 1914 или в начале 1915 года. Началась мировая война, но она находилась  в состоянии войны с момента  своего  рождения, как  и все апачи. 


                Пленница.


Группа апачей  Хуана была  активна  в течение последних нескольких месяцев 1914 и в начале 1915 года. Однажды вечером, после того, как  они  украли  тридцать  или более   голов  лошадей и   рогатого скота, а также  - приличный  запас кукурузы, несколько обозленных  мексиканских фермеров   сбились  в отряд  мести и  бросились  в лихую погоню за ворами.

Молодая страна не могла еще в то время  дать  гарантированную, организованную защиту и охрану всем, поэтому фермеры с обеих сторон Рио-Гранде были практически предоставлены сами себе и  поэтому,  являлись легкой добычей.  Некоторые историки  этим и объясняют столь долгое выживание  Апаче  Кида  и многих  других, ему подобных. 

 В верхней части  Пико-де-ла-Индиа, вдоль  границы Сонора-Чиуауа   в Мексике,   фермеры   рассмотрели  местонахождение заброшенной лагерной стоянки.   Оттуда, с помощью полевого бинокля, они заметили еще один лагерь, в котором   паслись  украденные животные.   Они  увидели, что апачи  уже  начали сворачивать    стоянку. Мексиканцы разделились  на три группы, чтобы  надежно перехватить их, и поскакали мстить.

Абрахам Валенсио  (Abraham Valencio) был одним из первых в своей группе, и  он   заметил молодого  апача  на муле, охраняющего  украденное стадо.    Юнец,  увидев  Валенсио,  послал сигнал тревоги своим людям, расположенным в подлеске, внизу.   Он остался со стадом, пытаясь отогнать его к ближнему утесу, на верную гибель.   

Мул вдруг заартачился на труднопроходимой тропе,  дрожа под кнутом своего отчаянного всадника, и испугавшись  напора молодого апача,  фыркнул, подался назад,  затем  снова рванулся вперед.  Каньон был слишком крут и юный  всадник  не мог больше контролировать перепуганное  животное, которое  брыкалось и бунтовало после каждого удара плетью. 

Наблюдавшие снизу апачи  прокричали, что он оказался в ловушке.  В это время, мексиканцы уже приблизились к нему. Под грохот выстрелов, мелкий апач  сполз с взъяренного мула и бросился спасаться пешком, но это было бесполезно. В ужасе, он  спрыгнул вниз со скалы, переметнулся через арройо и залез в небольшую пещеру, ощущая, что его   последний час уже не за горами.  Один из ближайших мстителей заметил его и  подал знак  остальным вакерос.  У них не было полной уверенности, что апач  один   находится в этой пещере, но они бросились туда.

 
Мальчик шипел, рычал и боролся, но в итоге вакерос  победили. 

 Фермеры  были поражены, но обнаруженный  мальчик, на самом деле, оказался девочкой,  возрастом  около 14 или 15 лет. Тело ее было сильно окровавлено. Определив, что это еще ребенок, один человек спросил: «возможно, там уже было достаточно насилия?».   
Его здравомыслящий голос в пылу битвы  сотворил чудо. Мужчины  отказались от своей первоначальной цели—  смерти   апача.

Мексиканцы обработали ее раны. Затем они привязали ее  к ослику  и повезли  в одно  из  семейных ранчо Фимбрес,   рядом с  Накори Чико, Сонора, в Мексике, что примерно в 75 милях к югу от Дугласа, штат Аризона.

В течение следующих нескольких лет, эта девушка   с новым именем    Лупе, которое ей присвоили в семье,   пыталась приспособиться к новой культуре, языку и образу жизни.  По началу, она плакала и не ела. Семейство Фимбрес  так беспокоилось  о ее благополучии, что они отпускали  ее  два раза, и  дважды она возвращалась к ним обратно, давая  тем самым понять, что она больше не была частью  группы апачей. Ей с трудом давался испанский язык, но вскоре с этим стало все хорошо, хоть ее интонации и отличались.   Она ткала красивые коврики, шляпы и корзины, а также, научилась хорошо шить.

Через двенадцать лет после ее  пленения, жизнь Лупе вновь  омрачилась. В 1927 году, похищение трехлетнего  Фимбрес  Херардо и убийство его матери Марии  апачами,  ввергло в шок небольшую горную общину.

1932 год был еще более эмоциональным для нее: мексиканский ковбой  Аристео Гарсия убил пожилую женщину, возможно родственницу Лупе, либо ее мать, либо тетю. Лупе узнала об убийстве от   маленькой девочки по имени Буи ( Bui (апачск.)), четырех или пяти лет,  попавшей в  плен   во время нападения Гарсия на лагерь Апачей.

Одним  из владельцев Ранчо 31 (Los Laureles ), где Гарсия работал мастером, был Джек Роу.  Лупе подружилась   с женой Джека, Марджи. Когда Буи привезли в их ранчо возле  Накори  Чико,  Джек   попросил Лупе, чтобы она пришла и утешила   плененных детей. Выслушав ужасную новость от Буи, которая впоследствии  стала известна  как  Кармела (Кармела Харрис)  http://www.proza.ru/2016/10/23/700
Лупе  внезапно покинула пределы Накори Чико,  чтобы уже никогда не вернуться.

Кармела более легко адаптировалась  к жизни  в  приемной семье, у других  владельцев 
ранчо,  Джека  и  Дикси  Харрис. 
Лупе  приходилось в этом плане намного  труднее, так как она была     уже подростком,  когда  внезапный плен  вдруг перевернул   весь ее мир.

Годы спустя, Джек Роу обнаружил, что различные ученые, даже  автор детективов  Эрл Стэнли Гарднер, Гренвилл Гудвин,  доктор Хельге Ингстад и доктор Томас Хинтон, все были заинтригованы  поисками неуловимой  Лупе и «потерянных  апачей».


                В поисках  Лупе


“У них нет абсолютно никаких контактов с кем бы то ни было,   вне своего мира....  Они слишком дикие, и это будет похоже на попытку войти в контакт со стаей волков,”  -  так  в 1934 году написал  о ренегатах-апачах  знаменитый антрополог Гудвин  своему наставнику, доктору Морису Оплеру. 
Гудвин упомянул девочку в мексиканской деревне, по имени Лупе, дав надежду, что, поговорив   с нею,  можно будет определить   местонахождение  свободных  апачей,   если    кто-нибудь из них еще существует, чтобы ассимилировать их и  вернуть  в  Соединенные Штаты. Где  Лупе находилась конкретно, он не знал.


 

Четыре года спустя, экспедиция Хельге Ингстада http://www.proza.ru/2016/10/16/1788
1937-38 годов  была запущена. Норвежский исследователь  провел  успешно прошедшее  собеседование  с Лупе. Он познакомился с  ней  в колонии Эрнандес, где она жила с мужем Перфекто Муньос. Она рассказала Ингстаду свою    историю.

С момента своего рождения, около 1900 года,  до ее  пленения в 1915 году, Лупе жила с группой из 12-ти человек, преимущественно женщинами, а также, был там и белый  рыжеволосый  мужчина   (некоторые историки предположили, что это  мог быть Чарли МакКомак,  который в возрасте шести лет, был взят в плен в 1883 году). Семья много переезжала, живя в пещерах, скрытых в скалах вдоль крутых речных долин, или  ютясь среди трав и кустарников.   Они  обматывали копыта лошадей   и мулов  шкурами, чтобы оставлять минимум следов.   Их вооружение состояло из старых винтовок с  подпорченными  боеприпасами, ножей, луков  и стрел. Они питались в основном олениной, мескалем,  верхушками растений в виде лука, диким медом, а также - корнями и ягодами.   Они делали  муку из желудей,  мескитовых  бобов и украденной  кукурузы. Крупный рогатый скот украшал их рацион питания.   Они делали одежду из дубленой кожи или замши,  а женщины носили  штаны, как и мужчины. Они  позволяли себе разводить  небольшие костры, только в дневное время суток. Иногда они  делали  игрушки из веточек и куклы из ткани, конского волоса  и гамуса (gamusa  оленья кожа).

Лупе с горечью  вспоминала  о ненавистной резервации Сан-Карлос, что в Юго-Восточной Аризоне, и как ее люди были вынуждены постоянно защищаться от мексиканцев.

После ее захвата в 1915 году, она жила в нескольких разных  мексиканских семьях, в том числе  у Фимбрес и Фуэнтес, на их ранчо, до 1932 года.


                Больше не пленница.


В 1934 году, когда  эпоха насилия в Сьерра-Мадре  уже подходила  к концу, Лупе вышла замуж за Дона Перфекто Муньос и жила  с ним в колонии Эрнандес, недалеко от границы   Чихуахуа /Сонора  в  Мексике. Гильермо  Сото из Касас-Грандес, предоставил одно  из более ярких описаний Лупе. 
Одно время,  когда Сото был сопровождающим  «хефе де армас»  (начальника полиции) в Колониа-Пачеко, он увидел Лупе и ее мужа, Дона  Перфекто,  скакавших   в  гости к друзьям.    Он сказал о ней:  «она ехала по-мужски, и без седла. Она грациозно  спрыгнула с лошади».   

Другие,  также отметили  навыки Лупе как наездницы  и что она  может ездить как с седлом, так и без него. 
Лупе  «любила наряжаться, укладывать волосы и посещать танцы – вспоминала ее невестка,   Мерседес Муньос - она была  отличной  танцовщицей, и была  так  хороша собой, что просто невозможно было в нее  не влюбиться». 

Овдовев в 1959 году, Лупе продолжала  жить в семье и хранить ей преданность.   В конце концов, она покинула колонию  Эрнандес  и переехала  в колонию  Хуарес. В 1969 году, ее большое сердце  не устояло перед старостью и истощением. 

Лупе помогала  воспитывать детей  и внуков Перфекто,  жила  как и все  обычной, повседневной  трудовой   жизнью   жителя  горной деревни.  Но она продолжала избегать любых контактов с федералами  и  местными  военными, скорее всего, преследуемая воспоминаниями о том, когда  подобные  им  охотились  на апачей, как на диких зверей.   Она также,  исчезала время от времени. Она уходила, чтобы встречаться  с  оставшимися в живых апачами?    Чтобы  подключаться к миру, который давно исчез? Оплакивать потерю своей семьи?

Никто никогда не узнает.


                Дочь Апаче Кида?


 Мало кто из людей,  по обе стороны американо-мексиканской границы, с пониманием относились к истории Апаче Кида.  Он был садист, жестокий преступник — все,конец истории.  Затем, в 1995 году,  книга «Апаче Кид» Филлис  де ла Гарза   дала  историкам возможность  увидеть, каким ярким человеком он    мог бы стать, если бы ему во время протянули руку и не захлопнули перед ним все двери.   

 Увидев и прочитав книгу  де ла Гарза, я был  поражен фотографией на обложке. Его глаза,  черты лица, линия рта.   Однажды я небрежно положил книгу на стол в моем кабинете,  на котором в то время   лежало   несколько фотографий Лупе. Я  вдруг обнаружил  поразительное  сходства между ними.  Но возможно, я один это увидел, просто потому, что очень хотел этого? 

Я  связался  де ла Гарза и рассказал  ей про свои мысли, так же я отправил   копию моей фотографии.

 --  «Я, конечно, согласна, что она очень похожа на Кида    - ответила она  - Даже ее уши! Сходство страшное – невозможно это отрицать.   Дата, время, место и обстоятельства – все в одном временном  пространстве...    Я не думаю, что  нам  это все мерещится -   нос, рот, подбородок, уши, даже хмурый взгляд. Кроме того, мешки под глазами и линия волос. Также, она никогда не хвасталась  родством   с ним, поэтому она и не пыталась  получить какую- нибудь  известность.  Это делает ее откровения  перед Ингстадом  правдоподобными».

Лупе сказала Ингстаду, что ее отец был великим воином, личность которого он истолковал  не иначе, как  самого Апаче Кида.   

Хотя историки никогда не  узнают ничего наверняка, разве только через   анализ ДНК или другие современные судебно-медицинские  чудеса,  можно будет  доказать, что  не только  я один отношусь к числу тех, кто считает, что Лупе – это не только Гуадалупе  Фимбрес  Муньос, но и дочь Апаче  Кида.  Жизни обоих из них были переполнены  насилием и трагедией, но каждый  из них жил в 20-м веке, создавая  для себя  достойное место в увлекательной саге апачей Сьерра Мадре.   
Наследие Лупе – это действительно  значительная  часть загадки “Потерянных апачей”,  красочная и интригующая мозаика истории, теперь только – требующая признания…
 
 

Линда А. Санчес впервые посетила  колонию Эрнандес в 1981 году, чтобы взять интервью у семьи Гуаделупе  Фимбрес  Муньос. За несколько лет  поиска следов  таинственной  апачской  женщины,  некоторые люди упоминали о дочке Апаче Кида.  Она опросила членов семей  Фимбрес/Фуэнтес,  Муньос и  Уэттен/Вилья.    Эта статья является одним из аспектов ее исследования, которое будет полностью опубликовано в   «The Broken Loop: A History of the Lost Apaches».


Lynda A. Sanchez 
July 20, 2016


 

С благодарностью  - дополнение от Андрея Каткова.

Последние свободные апачи.



После сдачи Джеронимо, столкновения продолжались до 1937 года - еще полвека. Грабежи, убийства - в основном 1-3 человека. Это были и чирикауа, оставшиеся после окончания военных действий в Мексике (Алтениетц и Нат-кул-бэй, и их родственники, Массаи) и бежавшие из резервации в Аризоне западные апачи (Апач Кид и др), Возможно, были чирикауа, ушедшие туда в конце 1870-х еще после смерти Тазы. Больше всего насилия пришлось на 1890 и 1892 годы.

В 1890 французские шахтеры нашли золото в горах Эспуэльяс, и большинство из них были убиты апачами. В этом году постоянно шли сообщения о налетах по обеим сторонам границы. В 1892 году тоже частые сообщения о столкновениях. 16 ноября 1900 года двенадцать апачей и много мормонов убиты в сражении в Пачеко, Чиуауа. Хуан Апач и две женщины из его группы были убиты в апреле 1930. В 1930-х были находки лагерей апачей (Гренвилл Гудвин в 1931 во 2-й эксп. и он же видел их следы в первой эксп. в в 1930 в той же Сьерра-Эспуэльяс, другие тоже натыкались на оставленные лагеря).

В начале 1940х двух западных апачей окликнули на их родном языке в Сьюдад-Хуарес. Это оказался индеец с двумя индеанками. Он рассказал, что в горах в Мексике еще много апачей, которые тихо живут, занимаются земледелием. В 1955 году антрополог Том Хинтон в стране горных пима встретил горного инженера Нила Паркера, кто рассказал ему, что в 1948 году он разговаривал с апачем, одетым в одежду из оленьей кожи, мокасины, набедренную повязку. Он сказал, что здесь живут около 30 семей апачей, в группах по 3-4 семьи: живут тихо, занимаются земледелием, и, якобы, свое происхождение они ведут от группы Наны.

В 1920 американец Макмюррей встретил там же апачей- широколицых, с крупными чертами лица, с длинными волосами, перехваченными красными поясами - которые добывали там золото вместе с мексиканцами. В 1970-х один человек встретил другого человека в округе Гуайнопа, соседнем с территорией горных пима, кто сказал ему, что он апач, а это означает - враг, - и он здесь не один такой враг, но мы хотим жить мирно.

 В те же годы два контрабандиста, Билл и Гренни, набрели в горах на лагерь апачей. Местные мексиканцы с реки Арос, округ горных пима, сказали им, что в горах есть штаб-квартиры апачей. В общем, в Соноре и Чиуауа есть люди с апачской кровью, которые, видимо, поселились среди пима, ну и, так и живут.


 ( Горные пима не были неконтактными. Они живут в горном районе (1600 футов над уровнем моря) куда только в конце 1980-х проложили дорогу. Занимаются скотоводством и ручным земледелием. О сражении в мормонской колонии Пачеко (в книге Нила Гудвина) упомянуто лишь в хронологии.)


…Из того, что я перечислил, нет конкретных свидетельств - рассказы о фантомах (с учетом того, что контрабандисты были из 30-х годов, а не 70-х - моя опечатка). В 2000 году в Чиуауа обозначила себя группа Апачи Чиуауа, и они собирались выявлять потомков апачей среди горных пима, переженившихся там в свое время (у апачей в Сьерра-Мадре были женщины, но они и воровали для себя жен в резервации Сан-Карлос, возможно, когда круг сужался, и последний такой набег датирован 1919 годом) и хотели добиться официального признания.


А. Катков. http://www.proza.ru/avtor/coacuche