Лисичка

Юрий Чайкин
В детстве, я помню, все хотел написать рассказ о брошенном и спасенном щенке Кузе. Больше не помню ничего. Знаю, что из этой затеи ничего не вышло. То ли я не смог передать щемящее чувство тоски, то ли не смог лихо закрутить сюжет. Бог его знает. Однако эту затею я бросил. И больше никогда к ней не возвращался. А мир лишился еще одного великого  произведения о животном. Вот о чем я думал, когда ехал к себе на дачу.

В машине громко играла музыку, задорно звучала песня Газманова. «Мои мысли, мои скакуны», -  пел артист. И я ему вторил: «Мои мысли тоже скакуны… и куда же прискачете вы?» Так я с Газмановым и нашими скачущими мыслями удирал к себе в пампасы от жены и от детей.

Дача моя находилась на берегу руки. Конечно, это незатейливое строение назвать было сложно. Но я любил сюда приезжать и заниматься садом и огородом. Жене не было до этого никакого дела, да и мне было спокойнее. Никто не жужжит над ухом. Жена приезжала на дачу отдохнуть: поесть шашлыков, искупаться в речке, полежать в гамаке на солнышке. Что касается нашего молодого поколения, то их загнать на дачу не было никакой возможности. У них было столько дел! Дискотека! Встреча с друзьями! Соревнования по скейтборду! В конце концов, свидание! Тут уж не до дачи.  Но я не пытался загнать детей на работу. Себя помнил молодым, тоже не любил в земле ковыряться. Это сейчас я переменился. Это теперь мне понравилось ездить на дачу, ухаживать за саженцами, полоть свои грядки. Я жил всю неделю в предвкушении, что придет пятница, и я поеду на дачу. Тишина, уединение, иногда прерываемое Петровичем. Петрович – мой сосед по даче. Личность весьма примечательная. С легкой хитринкой в глазах, он легко относился к жизни. Сам грешил, и легко прощал грехи других.    По его мнению, человек слаб, поэтому его надо жалеть и прощать.

Однажды я увидел его совсем другим. Он строго отчитывал мальчишку:
-Ты что же, стервец, кошку мучаешь? Она тварь бессловесная, не может тебя обматерить, вот ты и тешишься. Тебя разве не говорили, что животных мучить нельзя?

-Так кошка же ничейная, - пытался оправдаться мальчишка.

-И тут ты не прав, - продолжал деревенский философ, - она не ничья. Она божья. Я вот расскажу тебе историю, как на свете появилась первая кошка. Ты, наверное, слышал, что был когда-то великий потоп. Построил праотец Ной громадный корабль, ковчег, где поместил свою семью и взял разных животных: и диких, и домашних. Долго носило их по волнам. И все бы ничего. Да появилась на их ковчеге беда. Появились мыши и крысы. А одна из них, самая зловредная, пообещала прогрызть дырку в днище и потопить ковчег. Начали все звери гоняться за нее, а толку никакого, поймать не могут.

- А кошка? – спросил заинтересованно мальчишка.

- А кошек еще не было. Поняли звери, какая беда всем грозит, обратились они к царю зверей – льву. Тот задумался, а потом неожиданно чихнул. и тут все увидели, как появился небольшой быстрый зверек. это и была первая кошка. Вскоре она переловила мышей и уничтожила зловредную крысу. Так кошка спасла Ноев ковчег и его обитателей.

- Ишь ты, львиный чих, - удивился Сережка, - но это же сказка.
- Во-первых, не сказка, а предание. Во-вторых, начнется осень, побегут с полей мыши. И кто спасет нас от их нашествия. Вот именно, кошка.

- Ладно, пойду я, - сказал Сережка.

- Ну раз надо, беги дальше по своим пацанячьим делам.

- Дал бы по затылку, чтобы понял, и дело с концом.

- Вот все вы торопитесь, - Петрович достал сигареты и закурил. – Дал бы я по затылку, обиделся бы мальчик. На ком бы злость сорвал? На кошке. А так смотри и перестанет обижать животных.

Затянувшись, сосед продолжил:
- Человеку надо все объяснять по-доброму.

- А если не поймет?

- Значит, плохо объяснил. А не захочет, сама жизнь накажет. А я не судья и не палач, чтобы выносить приговоры, а затем их исполнять.

На этом наш разговор с Петровичем прервался. Некоторое время мы с ним не виделись: затянула текучка. Там надо прополоть, там полить, там уже можно урожай собрать, а там земля пустует, надо что-то посеять. Так в трудах и летели дни. А надо было еще и в город съездить. Детей, хотя они уже почти взрослые, тоже нельзя одних надолго оставлять. На голову жене сразу усядутся.   
Возвращаясь из одной поездки, я заметил возле лесополосы небольшую собачку. Она бегала за бабочками, счастливо повизгивала и не замечала проезжающие машины.

Я еще подумал:
- А где же хозяин? И машин нигде нет.

Через неделю я увидел эту же собачку на том же самом месте. Но теперь она уже не бегала за бабочками, а стояла у дороги и смотрела на мчащиеся автомобили. В ее глазах стояло удивление: куда делся ее хозяин?

это была небольшая рыжая собачонка, похожая на лисичку, поэтому я, особо не задумываясь, назвал ее Лисичкой.

Наступила зима. На даче делать было уже нечего. Однако каждые выходные я ездил на дачу. Совсем без присмотра ее нельзя было оставлять. То ветер шифер оторвет, то мальчишки стекло разобьют. Крашу надо починить, окно застеклить.
Каждый раз отправляясь в поездку, я брал с собой пакет с продуктами для Лисички, которая все ждала своего хозяина. Она жила все на том же месте. Я не пытался забрать ее с собой, в городе для нее не было места.

В начале весны Лисичка исчезла. Я уже подумал, что ее сбила машина. появилась она спустя пару месяцев. Она снова ждала своего хозяина.
   
с этого времени Лисичка периодически пропадала. Потом она вновь занимала свое привычное место.

Прошел год. За время моего последнего скитания Лисичка поломала переднюю лапу. Она ждала хозяина, нелепо поджав переднюю лапку. Стоя на трех лапах, она с тоской провожала проезжающие машины.

Теперь она, когда кто-то останавливался, не подбегала к машине, а уходила прочь. Какой печальный опыт заставлял ее это делать?

Прошел еще год.

Лисичка продолжала жить на прежнем месте, только теперь она не ждала у дороги, а выходила на проезжую часть. Водители тормозили, аккуратно ее объезжали, но никто даже не пытался отогнать. Все знали историю ее жизни.
Потом она вновь пропала.

В одном из разговоров  с Петровичем, я как-то спросил:
- Не знаешь, куда исчезла Лисичка?

- Знаю, - ответил Петрович, - щенки  у нее. Вот подрастут они, и она вновь вернется на свое место. Тут я понял, куда периодически исчезала Лисичка.
 
- Хорошая собачка, начал я.

- Хорошая, - согласился Петрович.

- А почему ты ее не возьмешь к себе! Ты же охотник…

- Я бы взял, да она не пойдет. Ее прежний хозяин приказал ей ждать его. Вот она и ждёт.

- И что, она его не забыла?

- Как видишь. Собаки как люди. Кто-то ненавидит  своего хозяина, но подчиняется. Кто с радостью выполняет приказы своего хозяина, но также с радостью принимает команды от другого человека. А кто-то предан своему хозяину настолько, что никогда его не предаст.

- А человек. Как мог он так поступить с животным.

- Тут все сложнее. Во-первых, с хозяином могло произойти несчастье. А его близким оказалась не нужна собака. Во-вторых, люди могли переехать в город, а в квартиру взять ее не захотели. В-третьих, вытребовали дети игрушку. Поиграли, надоела, вот и выкинули. Человек слаб, вот он и пытается облегчить свою жизнь. Сколько собак бросили хозяева возле нашего поселка. Недавно я видел двух породистых такс. Они семенили на своих коротеньких ножках. Перед этим бродила овчарка.

- Что-то я не пойму тебя, Петрович?

- Дело в другом.

- В чем же другом.

- В собачьей преданности. Остальные смогли найти себе новых хозяев. Теперь у них другая жизнь. А Лисичка не смогла приспособиться. Сколько раз ее забирали. А она всегда возвращалась на прежнее место.

- Так ты что, оправдываешь прежнего владельца.

- Да никого я не оправдываю. Я пытаюсь понять, почему так происходит. В этом случае исправить ничего нельзя.

- А попытаться?

- Попытайся. Если хочешь… Если это тебе так необходимо.
Я не попытался. Разговор  так и остался разговором. Когда я последний раз ехал в город, Лисичка стояла на шоссе. Машины терпеливо снижали скорость и объезжали  ее.

Смогут ли объехать все?