Бесплодная смоковница

Олег Сенин
Сталкиваясь с неудачами, мы ломаем голову, пытаясь отыскать причину невезения. Казалось бы, все продумали, изо всех сил старались, а в итоге получили нечто иное. Примеров тому в повседневности и истории предостаточно. На глазах поколения рушились дерзновенные политические замыслы, разваливались твердыни тоталитарных режимов, выдыхались громкогласые идеологии. Не успокаиваясь, мы пытаемся докопаться до первопричины происходящего в мире и с нами. Люди верующие, не пренебрегая историческим анализом, стремятся осмыслить ход событий через призму слова Божия. Они убеждены, что на многие из вопросов ответ дан в Божественном Откровении. Господь в свое время предрек: «Всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится» (Мф. 15:13). Выходит, совершаемое без веры и вопреки воле Его, – заведомо обречено.
В подтверждение обратимся к знаменательному случаю из жизни Спасителя: «Поутру же, возвращаясь в город, взалкал и, увидев при дороге одну смоковницу, Подошел к ней и, ничего не нашед на ней, кроме одних листьев, говорит ей: «Да не будет же впредь от тебя плода вовек». И смоковница тотчас засохла. Увидевши это, ученики удивились и говорили: «Как это тотчас засохла смоковница?» Иисус же сказал им в ответ: «Истинно говорю вам: если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницей, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, будет. И все, чего не попросите в молитве с верою, получите» (Мф. 21:18-22).
Спрашивается, почему Христос так сурово обошелся со смоковницей? Вероятно, тем самым Он хотел преподать некий урок ученикам… Незадолго до этого на их глазах Господь в святом негодовании изгоняет из храма шумных торговцев и меновщиков. Суета и присутствие в святом месте нечистых на руку менял принижали его назначение быть Домом молитвы и поклонения. Подобное отношение к святыне говорило об ослаблении духовности среди иудеев. Иными желал видеть Господь Свой храм и Свой народ.
Похожее чувство Христос испытал, подойдя к смоковнице. Известно, что листья на ней появляются почти одновременно с плодами и свидетель¬ствуют об их вызревании. Направляясь к зеленеющему дереву, Иисус надеялся утолить жажду сочными смоквами, но к досаде их не оказалось. И тогда у него вырвались горестные слова осуждения бесплодной смоковнице: «Да не будет же впредь от тебя плода вовек».
Чуть позже Господь пророчески предсказал разрушение храма Иерусалимского: «…И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма. Иисус же сказал им: видите ли все это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено…» (Мф. 24:1-2) Иерусалимский храм являлся святыней и гордостью иудеев. Достигая высоты десятиэтажного здания, он величественно красовался посреди города на Храмовой горе. Подобно сказочному миражу, он возникал перед взорами паломников, шедших на поклонение. Здание имело 10 ворот, обитых листами красного золота. Сплав золота и меди в те времена ценился значительно дороже, чем благородный металл. Некоторые из ворот достигали двенадцатиметровой высоты. Особенно поражали своим великолепием и размерами врата во Святое Святых. Над ними под сводами сияла позолотой огромная виноградная гроздь. Завеса, отделявшая храмовое пространство от «Святого Святых», была соткана из дорогой разноцветной шерсти. Каждый из цветов символизировал земные стихии: небо, землю, огонь, воду. По полю завесы были обозначены известные тогда планеты Солнечной системы. Взирая на нее, иудеи, приходившие в храм, с благоговением постигали, что Создатель всего видимого  и невидимого присутствует здесь, среди них. Каждое утро множество священников и левитов при звучании труб, с пением и каждением фимиама совершали торжественный церемониал служения. Но однажды произошло невероятное: завеса разодралась сверху донизу!.. Это случилось в день и час Голгофского Распятия, когда содрогнулась земля, и затмилось солнце над Иеру¬салимом. То было грозным знаком скорого разрушения храма. Очевидцы рассказывали, что в один из вечеров они явственно слышали голоса: «Уйдем отсюда» –  и легкий звук шагов. По преданию, это ангелы покидали храм, ибо со дня Воскресения Бог духом пребывает в сердцах Своих последователей. Помимо всего, сами собой открылись входные врата, что было под силу лишь дюжине сильных мужчин. Тридцать лет спустя, в 67 году от Рождества Христова, иудеи восстали против ига римлян. При осаде Иерусалима храм загорелся от брошенной внутрь головни. Иосиф Флавий сообщает об устрашающем зрелище пожара и отчаянии иудеев при виде святыни, охваченной огнем. В это время в самой Иудее и по всей шири Римской империи возникали и множились общины Церкви Христовой. И никакие силы, как ни пытались, не могли в веках искоренить веру во Христа. Господь, созидая Церковь, предрек, что врата ада никогда не одолеют ее (Мф. 16:18).
Трагическая участь постигла и сам Иерусалим. Христос со слезами сокрушения предсказал черные дни для города и всего народа: «Иерусалим! Иерусалим! Избивающий пророков и камнями побива¬ющий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов под крылья. И вы не захотели. Се, оставляется ваш дом пуст» (Лк. 13:34-35). На пути к Голгофе измученный вид Христа вызывал у некоторых женщин слезы сострадания. Остановившись, Он обратился к ним: «Дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие! Тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас! Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?..» (Лк. 23:28-31)
Осада Иерусалима вызвала страшный голод, люди умирали тысячами. Были случаи, что обезумевшие матери поедали собственных детей. 60 лет спустя после тех событий,  римский император Адриан, подавив новое восстание иудеев, в конец разрушил Иерусалим. В знак отвержения он повелел пройти бороздой по улицам города и посыпать их солью. Даже название города было запрещено для произношения. Он стал именоваться Элия Капитолино. Желая покарать иудеев, император Адриан издал указ, запрещавший им под страхом смерти оставаться в пределах земли обетованной. С того года началось предсказанное пророками рассеяние иудеев, затянувшееся на века. Вместо них пришел новый Божий народ, верой устремленный к горнему Иерусалиму.
По слову Спасителя, обрести Небесное Отечество можно при единственном условии: «Если будете иметь веру и не усомнитесь» (Мф. 21:21). Оно применимо ко всякому намерению и делу. Когда жизнь нераздельна с Его волей, любое начинание завершится благословенным итогом. Напротив, возводимое на песке неверия неминуемо завалится. Вера придает силы и разумения жить по заповедям, а они, как известно, проникнуты благожеланием по отношению к нам.
«…Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое…» (Мф. 7:24-27)