Урсус с одним цилиндром

Олег Ал Новожилов
 
 «Урсус» с одним цилиндром.
В 1968 году после распития коньяка, в два часа ночи, я  отвез на мотоцикле свою подружку домой.  Вернулся  и, не убирая со стола, ( жил один), лег спать. А через час раздался стук в дверь. Парень сунул мне повестку с красной полосой. Я расписался в получении, вернулся в комнату и перед лампой стал читать. «… иметь с собой ложку, кружку… за неявку в указанный срок ( один час)…». До точки сбора нужно было топать  через весь город километров шесть. Спасая социализм в Европе, наш полк по пути в Чехословакию разместился временно (на три месяца) в Польше под Легницей, на границе с Чехословакией, на земле частного землевладельца. Рядовые спали  на земле в крошечных брезентовых палатках, соединив попарно личные плащ-палатки, подстелив  еловые ветки и солому.  В нашей офицерской  большой палатке был свет от генератора, кровати, постельное белье. Земля была частной собственностью. У меня сложились дружеские отношения с  хозяином земли. Вообще в то время все поляки относились дружески к  советским солдатам.  На коротких остановках  подбегали к машинам и вываливали  из лукошек в  открытые окна кабин яблоки и груши. Девушки махали ладошками проезжавшим в машинах русским парням. На центральной площади в Легнице, куда я иногда приезжал за водой, пока наполнялась цистерна из городского водопровода,  я разговаривал с  жителями. Некоторые настойчиво приглашали к себе в гости. Дети, обступив меня, трогали мои ремни  портупеи и звездочки на погонах.   (Не верится, что это те же поляки требуют  сейчас ужесточить санкции против России. А Дуда – их президент брызжет слюной от ненависти, при слове Россия). Наступила пора осенних работ. Хозяин начал осеннюю вспашку. У него был маленький трактор марки «Урсус». Двигатель трактора имел один большой цилиндр. Участок земли был пологим. Спускаясь вниз, трактор набирал максимальные обороты.  Когда трактор тянул плуг в гору, частота вспышек в цилиндре замедлялась. Однажды хозяин разрешил мне проехаться на тракторе. Приближаясь  к верхней точке участка, трактор максимально замедлил работу и отдельными редкими вспышками в цилиндре дал понять, что силы его на пределе, и он  вот-вот откажется от непосильной работы.  Хозяин бежал рядом и кричал: « Нех, пан даст газу!». Защитив социализм, я вернулся домой, и недопитая бутылка коньяка оказалась очень кстати.