Горькие итоги противления

Олег Сенин
Когда приходится выбирать, мы озадачиваемся вопросом: «Какое из решений будет правильным?» В таких случаях люди верующие говорят: «Если бы знать волю Божью, чтобы не ошибиться…» Но, зная, чего ждет от нас Господь, предпочитаем держаться пословицы: «Своя рубашка ближе к телу». Для них, как предупреждение, звучат слова апостола Павла: «Не сообразуй¬тесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познать, что (есть) воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим.12:3).
И все же для многих это – вопрос из вопросов: «Как узнать, в чем состоит воля Божия?» Надо помнить, что Господь, пытаясь приоткрыть Свой замысел, часто обнаруживает Себя в конкретных событиях и ситуациях. Его неизбывное желание – чтобы все познали истину и пришли к спасению. (1 Тим. 2:4). Важно в мешанине событий усмотреть промысел Божий. Именно об этом мы просим в молитве «Отче наш»: «Да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Мф. 6:10). Они звучат как просьба, пожелание, настояние. В зависимости от отклика, воля Божья проявляется двояко: как благосло¬вение или проклятие. Истинность утверждения можно проследить на примере евангельских событий, сопровождавших Рождество Иисуса Христа. В тех эпохальных событиях выразилась любовь Бога ко всем, без исключения, людям. Но их отношение к чуду боговоплощения было далеко не однозначным.
Из Евангелия мы узнаем: «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока, и говорят: «Где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском…
Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды. И, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о младенце, и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушавши царя, пошли: и се звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою. И, вошедши в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, падши поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.
Когда же они отошли, се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью, и пошел в Египет…» (Мф. 2:1-14).
Разгневанный Ирод повелел перебить всех вифлеемских младенцев, которые были примерно одного возраста с Христом. Вскоре он умирает мучительной смертью, а Иосиф с Марией и Иисусом возвращаются и поселяются в Назарете.
Ирод, как видим, пришел в беспокойство от известия о рождении царя Иудейского. Болезненная подозрительность правителя была известна. Его постоянно снедало чувство собственной неполноценности. Будучи по отцу идумеянином, он не имел в жилах чистой иудейской крови и по закону не обладал правом на царствование. К власти он пришел благодаря хитрой политической игре, поддерживая не соотечественников, а ненавистных им римлян. Поэтому царь всеми силами стремился завоевать расположение своих сограждан. Ради этого не скупился на щедрые вклады для украшения Иерусалимского храма. В годы его царствования было развернуто большое строительство. Для развлечений воздвигается ипподром и здание цирка. В трудные для страны времена он милостиво снижает налоги. Когда в Палестине начался голод, Ирод переплавил часть своего золота, чтобы отлить дорогие блюда. На деньги от их продажи был закуплен хлеб для голодающих.
Другими словами, он шел на все ради упрочения своей власти и авторитета. Царь остро реагировал на всякий слух, в котором видел угрозу своему престолу. Одержимый маниакальным страхом, он убивает троих сыновей, расправляется с женой Марианной и ее матерью. Римский император Август говорил, что «безопасней быть свиньей во дворе Ирода, чем его сыном». Бесчеловечная жестокость деспота в полной мере проявилась накануне его смерти. Предвидя близкую кончину, он приказывает по ложным обвинениям арестовать группу известных граждан города. Со своей сестры он берет слово, что они будут казнены в день его смерти. Зная, что никто не станет скорбеть о нем, Ирод надеялся, что будут пролиты слезы хотя бы таким образом.
Ясно, что человек, являвший собой нравственное чудовище, имел одно намерение по отношению к Богомладенцу – убить Его. Став гонителем Господа, он покрыл свое имя несмываемым позором. В маниакальной заботе о собственной славе он обрек себя на бесчестие. Имя Ирод стало нарицательным в народах, в то время как Христос сделался незакатной звездой человечества!
Как отнеслись первосвященники, фарисеи и книжники к рождению Мессии? Являясь религиозными вождями народа, ожидавшего Мессию, они, казалось бы, должны были возрадоваться известию волхвов. Но приверженные законничеству и обрядоверию, они не откликнулись на величайшее из земных событий и скоро стали ярыми гонителями Христа и Его последователей.
Богопротивление оберну¬лось для них многими утратами: сожжением храма, разрушением Иерусалима и изгнанием из земли обетованной. В это же время проповедь Евангелия огласила пределы Римской империи и достигла стран востока, откуда пришли волхвы. Исповедниками веры в большинстве своем становились по преимуществу простые люди, подобные Вифлеемским пастухам.
Итак, мы видим, что волю Божию способен постигнуть и принять всякий, кто в сердечной простоте верует в Иисуса Христа как своего Спасителя.
«…умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, чт; есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим.12:1-2).