Материнская вера Пречистой

Олег Сенин
В Евангелии мы встречаем имена женщин, на долю которых выпало нежданное счастье видеть Христа и испытать на себе душевозрождающее действие Его любви. Для некоторых общение с Ним было кратким и исчислялось минутами. Другие пребывали рядом часы, дни и месяцы. И только Одна из всех, когда-либо явившихся на свет, провела рядом с Господом и своим единственным Сыном более тридцати лет беспокойной и святой жизни.
В свое время Ее родители, Иаким и Анна, не имея детей, горячо молились и дали Богу обет, что родившегося ребенка посвятят Ему на служение. Когда отроковице Марии исполнилось 4 года, они привели Ее в древний Иерусалимский храм. Под его сводами, незримо для людей, Она долгие годы готовилась к таинству Боговоплощения. Живя при храме, Дева Мария видела скорбь покаяния на склоненных лицах молящихся. Когда священник благоговейно разворачивал кожаные свитки Писания и читал пророчества о грядущем Избавителе, свет надежды скользил по их смуглым лицам. В ту минуту Ей так хотелось, чтобы Он пришел скорее, завтра, теперь...
Время проходило для Нее в чтении Торы, богослужениях и всевозможных послушаниях. Вечерами, становясь на молитву, Она плакала об умирающих, больных, бесприютных, о тех, кто ожидал иной жизни – безгрешной, духовно исполненной. Все чаще Мария слышала, что скоро,  вот-вот,  должен прийти долгожданный Спаситель. В храме читали пророчества о чудесном рождении Сына Божьего от Девы. В душевной простоте Она и помыслить не могла, что именно Ее Бог избрал для этого еще в начале времен. Мы можем лишь догадываться о радостном потрясении, которое пережило Ее юное сердце при явлении осиянного Архангела… Он возвестил Ей: «…радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами… И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречет¬ся Сыном Всевышнего…» (Лк. 1:28, 31-32) Со смирением приняла Она небесное благовестие. И как ни удивительно было это известие, сердце Ее всецело доверилось Богу.


О вере Пречистой так сказано в  Евангелии: «Блаженна уверовавшая, потому  что  совершится  сказанное Ей от Господа» (Лк. 1, 45).
Все, во что Она раньше по-детски верила, чего ожидала, – начинало сбываться. По Небесному Промыслу Ее юное тело сделалось причастным к  таинству Боговоплощения.
К тому времени Мария была обручена с престарелым вдовцом Иосифом. По иудейским обычаям могли быть обручены очень юные девушки, почти девочки. Поэтому некоторые из них какое-то время после помолвки оставались в доме своих родителей.  В Назарете многие знали невинность Ее отношений с Иосифом. Когда беременность Марии стала заметна, поползли слухи и сплетни. Она предвидела это со дня Благовещения, когда Предвечный Бог открылся  Ей в Своей удивительной доступности для всякого из смертных. Но Ее вера в сострадающего и человечного Бога была превыше кривотолков и страхов. В предродовые сроки Она не побоялась отправиться в дальнюю дорогу до Вифлеема, ибо чувствовала,  что носимое Ею под сердцем оберегается самим Небом. Потом, в Вифлеемской пещере, ослабевшая и счастливая, Она бережно пеленала теплое тельце богомладенца. Те же трепетные  материнские  руки в тревоге прижимали Его к груди, когда среди кромешной ночи, торопя и понукая ослика, Иосиф пытался укрыться с ними в Египте от коварного царя Ирода.
Мог ли кто из жителей Назарета, глядя на подрастающего сына Марии предвидеть, что в этом задумчивом подростке проступают мессианские  черты  ожидаемого всеми Спасителя мира? А Святая Матерь Его верила и хранила в сердце некогда слышанные слова ангелов и прозорливцев. Именно Ей мы обязаны драгоценными евангельскими сведениями о рождении и детстве Иисуса.
Возмужав, Сын Ее оставил дом.  На свадебном пире  в Канне Галилейской, глотая слезы Мария поняла, что, может быть, в последний раз ощущает рядом Его родное плечо.  После, следя  за  Иисусом издали,  будет жить обрывочными слухами. Никогда не посмеет Она отвлечь Сына от служения, в то время, возможно, понятного только Ей одной. И лишь на Голгофе,  когда многие отступятся от Учителя и Господа, Пречистая будет ближе всех к своему истерзанному Сыну. Вид Его обвисшего на кресте тела, померкших глаз и обессиленно шепчущих губ кинжальной болью пройдет через материнское сердце.
Когда  ранним утром первого дня недели заплаканные подруги позовут Ее пойти ко гробу, чтобы приготовить тело к погребению, Она останется дома. Иисус умер на Ее глазах, но Родившая Его не могла и не хотела верить этой смерти.  Разум  Ее принимал, что жизнь,  которую Она дала Ему как Сыну Человеческому,  была беззащитна перед жалом смерти. Но жизнь Сына Божьего, из любви к миру принявшего крестные муки, – эта жизнь способна была победить смерть. И воистину она восторжествовала над адом и смертью!
Немного сказано о Пресвятой Деве в Евангелии. Но если бы не было сказано ни слова, человечество всегда хранило бы благодарную память о Той, Которой суждено было стать сокровенным сосудом явления в мир Сына Человеческого.

Сколько самоотвержения и материнского участия было явлено Ею за тридцать лет  под одним кровом с Сыном! Неотступно следуя за ним, Мать готова была во всякую минуту стать рядом, прикрыть Своим телом, как тогда, в тревожную ночь бегства в Египет.
На Голгофе у подножия креста, предсказанное старцем Симеоном, оружие страдания прошло через Ее стенающую душу.

Она была первой из уверовавших в Него и потому ликующая весть о Воскресении перевернула и зажгла радостью Ее сердце.