Джорджоне. Лаура

Алина Алексеева-Маркезин
   Джорджоне. Портрет молодой женщины ("Лаура"), 1506. Художественно-исторический музей, Вена.

   
     К 1506–1507 годам Джорджоне достигает творческой зрелости, тогда же происходит и окончательное формирование нового, по сравнению с XV веком, типа портрета. Как пишет Н.А. Белоусова: «…В этих портретах отражена внутренняя, сосредоточенная и одухотворенная жизнь их моделей. Особенно это относится к изображению так называемой "Лауры", которое в настоящее время считается просто "Женским портретом".

      Широкие и раскидистые зеленоватые ветви лавра, написанные на черном фоне, обрамляют поясное изображение молодой женщины, одетой в ярко-красную, отороченную коричневым мехом мантию, распахнутую на ее обнаженной груди. На гладких темных волосах – прозрачный серовато-белый шарф, конец которого спускается на шею и грудь.

           Спокойное округлое лицо с черными, устремленными вдаль глазами и крупным ртом изображено вполоборота.
 Правой рукой она придерживает меховой воротник, кисть левой руки, задрапированной широким красным рукавом, исчезает за пределами рамы.

        Весь облик заставляет исследователей предполагать, что здесь дано либо изображение куртизанки, либо возлюбленной Петрарки Лауры по сходному звучанию ее имени с лавром».

           Мягкость светотеневой лепки лица и руки несколько напоминают сфумато Леонардо. Леонардо и Джорджоне одновременно и независимо решали проблему сочетания пластически ясной архитектоники форм человеческого тела со смягченной их моделировкой, позволяющей передать богатство его пластических и светотеневых оттенков — так сказать, само «дыхание» человеческого тела.
            
       Если изображение молодой женщины, так называемый портрет Лауры, отличается некоторой прозаичностью, то другие женские образы художника являются, по существу, воплощением идеальной красоты.

   Портрет  на обороте имеет надпись: «1506, 1 июня это было закончено рукой мастера Джорджо из Кастельфранко, коллеги мастера Винченцо Катены, по заказу мессера Джакомо...» Из нее следует, что по крайней мере в означенный год Джорджоне работал совместно с Катеной, хотя и неясно – в одной ли мастерской или просто над одним заказом.
              Неизвестно, кем был мессер Джакомо, равно как непонятным остается определение картины – «это». Поскольку не указано имя изображенной женщины, полагали, что картина не является портретом в обычном смысле.

      Изображение лавровых ветвей связано, возможно, с тем, что Джорджоне представил аллегорию Поэзии, или нимфу Дафну, превратившуюся в лавровое дерево.  Красоту и теплоту полуобнаженного тела женщины оттеняет меховая накидка – впоследствии этот прием использует Тициан.